Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 23.05.2020

Статья просмотрена: 322 раза

Библиографическое описание:

Гуторина, С. Ю. Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника / С. Ю. Гуторина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 651-653. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70522/ (дата обращения: 25.04.2024).



Сегодня всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают в детские образовательные учреждения. Одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности нужно рассматривать как неотъемлемый процесс в воспитание ребенка, который служит для успешной адаптации в дальнейшей жизни. Умение сопереживать чужим проблемам, учиться уважению, пониманию и любви к самому себе.

Ребенок должен уметь реально и адекватно оценивать себя, свои поступки, а также ситуацию, которая с ним происходит. Адекватная самооценка и принятие себя таким, какой ты есть положительная связь в гармонии с самим собой.

Прежде чем говорить о толерантной личности в широком значении этого понятия, важно научить ребенка, только что пришедшего в большой школьный социум, основам толерантности — терпимому отношению к другим, точно таким же детям. Здесь на помощь учителю, в рамках требований ФГОС НОО, дается возможность плодотворной и целенаправленной работы по внеурочной деятельности. Грамотно построенная работа с учетом возрастных требований и особенностей, может дать свои результаты уже на первых ее этапах. Но для этого необходимо вводить методы систематического и рационального обучения толерантности, которые должны быть направлены на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.

Формирование толерантности происходило постепенно, так как все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности темперамента.

В младших классах очень важно заложить нужный фундамент в развитии толерантной и воспитанной личности. Научить ребенка понимать и любить окружающий его мир. Ценить то, что он имеет, начиная от физиологического здоровья заканчивая благоприятной обстановкой в семье. Умение находить счастье в каждом новом дне. Справляться с жизненными трудностями, встающими на пути. Уметь сопереживать чужим проблемам, поддерживать и любить. Учитель прививает ребенка нести ответственность за свои поступки.

Воспитание толерантности я считаю одной из важнейших задач не только родителя, но и учителя. С младшего школьного возраста учитель должен мотивировать детей не только к учебе, но и к активной школьной деятельности. Участие в конкурсах, благотворительных проектах и олимпиадах. Учёба и жизнь коллектива неотъемлемо связаны между собой. У ребенка должно быть желание посещать школу не только как объект знания, а быть заинтересованным в школьной жизни. Если вспомнить периодизацию психического развития Д. Б. Эльконина мы видим, что ребёнок не столько заинтересован в общении со сверстниками как в самом учебном процессе. Но в связи с новым поколении детей, по моему мнению, её можно сдвинуть, даже не на один год, а уже на пару лет. Возможно, это связано с экологией, питанием, новыми введениями со стороны науки, размышлений может быть масса. Главная ведущая деятельность в младшем школьном возрасте будет интимно личностное общение со сверстниками. Можно активно употреблять в рабочем процессе работу в парах, группами, чтобы дети могли из массы мнений выделять главную мысль и приходить к единому решению. Помимо этого дети должны научиться выходить из конфликтных ситуаций без насилий и унижений.

Никогда нельзя в своей работе использовать метод сравнения учащихся. Ребенок должен научиться анализировать свой труд и самостоятельно исправлять ошибки тем самым делать свою работу лучше. Не на всех благоприятно действует методы конкуренции. Ребенок должен научиться вступать в состязание только с самим собой «Я-Реальное» и «Я-Идеальное».

Ребенок должен уважать не только себя, свою работу и поступки, а также окружающих.

Толерантность на сегодняшний день очень актуальная тема. Я считаю, что воспитанию толерантности нужно уделять с малого возраста прививая нужные качества для благоприятной адаптации ребёнка. Научить ребенка положительно оценивать свои поступки, без насилия выходить из конфликтной ситуации, а также учить ребенка открыто и правильно выражать свои чувства и желания.

Рекомендации для классных руководителей направленностью, которой является формирование толерантной личности младшего школьника. Я как учитель начальных классов, а также имея психологический опыт, использую следующие формы в работе на уроках:

1 класс

На уроке

На перемене

Внеурочное время

1.Психологическое упражнение: «Говорящие руки».

1. Психологическая игра: «А я заяц, а я еду…»

1.Психологическое упражнение: «Солнышко».

2.Психологическое упражнение: «Собери бусы».

2. Психологическая игра: «Ассоциации».

2. Проектная деятельность: «Дерево настроения».

3.Психологическое упражнение: «Подарок».

3. Психологическое упражнение: «Зеркало».

3.Психологическое упражнение: «Секрет».

4.Психологическое упражнение: «Подари улыбку другу».

4.Психологическая игра: «Дракон».

4.Психологическое упражнение: «Строим цифры».

5.Психологическая игра «Я положил в портфель».

5. Психологическая игра: «Встреча взглядами».

5.Психологическое упражнение: «Найди пару».

2 класс

1.Психологическое Упражнение: «Весёлый счёт».

1. Психологическое упражнение: «Мыльные пузыри».

1.Психологическое упражнение «Сказка наоборот».

2.Психологическое упражнение «Продолжи фразу».

2. Психологическое упражнение: «Несмеяна».

2.Психологическое упражнение: «Совместный автопортрет».

3.Психологическое упражнение «Рисуем на ладошках».

3. Психологическое упражнение: «Сухой душ».

3.Психологическое упражнение: «Танец пяти движений».

4.Психологическая игра: «Мой хороший попугай».

4. Психологическая игра: «Сороконожка».

4.Психологическая игра: «Дотронься до…»

5.Психологическая игра «Мимическая гимнастика».

5.Психологическая игра: «Дракон кусает свой хвост».

5.Психологическое упражнение: «Чудный клубочек».

3 класс

1.Психологическая игра: «Воздушный бой».

1. Психологическое упражнение: «Спутанные цепочки»

1. Проектная деятельность «Дом дружбы».

2.Психологическое упражнение: «Умный мяч».

2. Психологическое упражнение: «Продолжи фразу».

2. Проектная деятельность: «Мои правила».

3.Психологическое упражнение: «Разные, но похожи…»

3. Психологическое упражнение: «Возьми и передай».

3. Игра-квест: «Пожелай мне удачи».

4. Психологическое упражнение: «Аплодисменты».

4. Психологическое упражнение: «Гусеница».

4.Психологическое упражнение: «Несуществующее животное»

5.Психологическое упражнение: «Рисунок на спине».

5. Психологическая игра: «Котел».

5.Психологическая игра: «Акулы и матросы».

4 класс

1.Психологическая игра: «Волшебные шарики».

1. Психологическая игра: «Режиссер».

1. Психологическое упражнение: «Картонные башни».

2.Психологическое упражнение: «Снеговик».

2. Психологическое упражнение: «Спрятанный карандаш».

2.Психологическая игра: «Разведчики».

3.Психологическое упражнение: «На какой я ступеньке».

3. Психологическая игра: «Считалки».

3.Психологическое упражнение: «Я тебе доверяю».

4.Психологическое упражнение: «Письмо на ладони».

4. Психологическое упражнение: «Кактусы растут в пустыне».

4.Психологическое упражнение: «Слепой и поводырь».

5.Психологическое упражнение: «Сочиним историю».

5. Психологическое упражнение: «Кораблекрушение».

5.Психологическое упражнение: «Прогноз погоды».

Литература:

  1. Абакумова И. В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. — 2003г.
  2. Пугачева, Е. А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми / Е. А. Пугачева // Наука и школа. — 2007г.
  3. https://urok.1sept.ru/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/638907/
  4. http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3185
  5. https://pandia.ru/text/82/309/59465.php
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое упражнение, упражнение, психологическая игра, ребенок, воспитание толерантности, игра, проектная деятельность, класс, младший школьный возраст, толерантная личность.


Похожие статьи

Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего...

Воспитание толерантности у старших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста обычно не вступают в конфликт с детьми других национальностей.  Необходимо, чтобы сами взрослые своим примером показывали детям толерантное отношение и проявляли его в...

Воспитание основ толерантности у дошкольников

Картотека игр к программе «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного

Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит

Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий»...

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

старший дошкольный возраст, художественное творчество, ребенок, дошкольный возраст, толерантное отношение, коммуникация, познание, доброжелательное поведение, межнациональная толерантность... Игровая технология воспитания толерантности у детей...

Формирование толерантности у младших школьников как...

Основные положения: – Толерантность — свойство личности, актуализирующееся в

Толерантность младших школьников нуждается в формировании через три компонента

Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников должно...

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом...

Изучение сформированности толерантности младших...

В психолого-педагогической литературе практически не встречается анализ специфики понятия толерантности применительно к младшему школьному возрасту. В статье представлен опыт изучения сформированности толерантности младших школьников...

Формирование толерантности у младших школьников...

– изучить особенности толерантности учащихся младшего школьного возраста на начало

– Основная часть занятия — игры и упражнения. – Рефлексия (что поняли, узнали

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников...

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

Воспитание толерантной личности — процесс сложный и длительный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и...

Толерантность в межличностных отношениях младших...

Задачи исследования: определить критерии толерантности в младшем школьном возрасте; выявить особенности межличностных отношений младших школьников; выявить и обосновать наиболее благоприятный возраст для формирования толерантности.

Похожие статьи

Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего...

Воспитание толерантности у старших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста обычно не вступают в конфликт с детьми других национальностей.  Необходимо, чтобы сами взрослые своим примером показывали детям толерантное отношение и проявляли его в...

Воспитание основ толерантности у дошкольников

Картотека игр к программе «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного

Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит

Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий»...

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

старший дошкольный возраст, художественное творчество, ребенок, дошкольный возраст, толерантное отношение, коммуникация, познание, доброжелательное поведение, межнациональная толерантность... Игровая технология воспитания толерантности у детей...

Формирование толерантности у младших школьников как...

Основные положения: – Толерантность — свойство личности, актуализирующееся в

Толерантность младших школьников нуждается в формировании через три компонента

Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников должно...

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом...

Изучение сформированности толерантности младших...

В психолого-педагогической литературе практически не встречается анализ специфики понятия толерантности применительно к младшему школьному возрасту. В статье представлен опыт изучения сформированности толерантности младших школьников...

Формирование толерантности у младших школьников...

– изучить особенности толерантности учащихся младшего школьного возраста на начало

– Основная часть занятия — игры и упражнения. – Рефлексия (что поняли, узнали

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников...

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

Воспитание толерантной личности — процесс сложный и длительный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и...

Толерантность в межличностных отношениях младших...

Задачи исследования: определить критерии толерантности в младшем школьном возрасте; выявить особенности межличностных отношений младших школьников; выявить и обосновать наиболее благоприятный возраст для формирования толерантности.

Задать вопрос