К вопросу о совершенствовании признаков медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 24.05.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Гончаров, А. Э. К вопросу о совершенствовании признаков медицинских работников / А. Э. Гончаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 286-289. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70515/ (дата обращения: 09.07.2020).



В статье автор на основании анализа российского права, судебной практики, законодательства стран СНГ обосновывает, что понятие медицинского работника должно раскрываться через такие признаки как медицинское образование, оказание медицинской помощи как на территории медицинской организации, так и в иных случаях вне места нахождения медицинской организации. На основании разработанных признаков автор формулирует новое понятие медицинского работника.

Ключевые слова: медицинский работник, медицинская помощь, медицинская деятельность, медицинская организация, медицинское образование.

Анализ понятия медицинского работника, закрепленного в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ), позволяет сделать вывод о том, что между нормами медицинского и трудового права имеют место противоречия при раскрытии сущности термина «медицинский работник». Медицинское законодательство термином «медицинский работник» охватывает, в том числе правоотношения по оказанию медицинской деятельности индивидуальным предпринимателем. Однако с точки зрения трудового права индивидуальный предприниматель не может являться работником, а только может выступать в качестве работодателя. На указанное противоречие обращает внимание в одной из своих работ Головина С. Ю., которая отмечает, что «индивидуальный предприниматель не вступает в трудовые отношения в качестве работника и таковым не является по сути» [3]. На некорректность указанного определения указывают и другие исследователи (например, В. А. Лаптев [4], Боровых Л. В., Кирова Т. А. [2]).

При анализе понятия медицинского работника законодатель использует отсылочную систему раскрытия основных признаков медицинского работника. В частности, одним из признаков медицинского работника является осуществление медицинской деятельности. Однако и в указанном понятии медицинской деятельности можно заметить отсылку к новому признаку — оказание медицинской помощи. Затем законодатель продолжает раскрытие термина медицинской помощи через термин «здоровье».

Таким образом, с точки зрения законодательной техники существующее понятие медицинского работника нуждается в дальнейшем совершенствовании путем формулирования основных признаков в одном понятии. Итак, рассмотрим основные признаки медицинского работника (критерии допуска к медицинской деятельности).

Во-первых, наличие образовательного ценза. Законодатель установил, что для медицинского работника необходимо наличие медицинского или иного образования. В юридической литературе неоднозначно оценивается возможность осуществления функции медицинского работника без медицинского образования [5]. Но, обратившись, к анализу Номенклатуры должностей медицинских работников [6] можно заметить, что к медицинским работникам относятся специалисты с высшим профессиональным немедицинским образованием, среди них: биолог; зоолог; инструктор-методист по лечебной физкультуре; медицинский психолог и др.

При этом вопрос об отнесении той или иной профессии к медицинскому образованию в российском законодательстве решается по-разному. В частности, если взять дефектологов, логопедов, то ещё в 1998 г. Минздрав РФ обратил внимание на то, что «организация специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза, внедрение принципов комплексной системы лечения и реабилитации — неотложная задача здравоохранения» [7]. Но при этом законодатель оказался крайне не последовательным, включив дефектологов и логопедов в качестве лиц с педагогическим образованием. Данный подход признать нельзя верным. Он не учитывает, что от работы указанных специалистов на ранних этапах выявления нарушения речи (особенно — у детей) зависит их состояние здоровья. А на практике указанные специалисты оказались исключены из медицинских работников, а как следствие — невозможность воспользоваться всеми правами и льготы для данной категории работников.

В настоящее время правом на занятие медицинской деятельностью обладают также лица, получившие высшее немедицинское образование. Не считаем критическим допуск к оказанию медицинской помощи лиц с иным образованием, поскольку вопрос определения отнесения образования к медицинскому или другому находится исключительно в плоскости образовательного законодательства. Именно нормами образовательного права утвержден перечень специальностей и направлений высшего образования [8], среднего профессионального образования [9]. В связи с этим термин «медицинское образование» не совсем корректно использовать. С учетом требований образовательного законодательства, целесообразно при определении образовательного ценза вместо термина «медицинское образование» использовать следующую формулировку «высшее образование, среднее профессиональное образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» или подготовки кадров высшей квалификации по программам аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение и медицинские науки», «Науки о здоровье и профилактическая медицина». Термин «иное образование» исключить из законодательства Необходимость корректировки образовательных требований к медицинским работникам обусловлена тем, что в настоящее время к медицинским работникам отнесены категории должностей, к трудовым функциям которых не отнесено оказание медицинской помощи. Следует отметить, что требования по наличию только медицинского образования как условия допуска к профессии закреплены в Казахстане, Белоруссии, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане. В Киргизии медицинские работники должны иметь медицинское или биологическое образование.

Таким образом, с учетом содержательного подхода к пониманию трудовой функции медицинских работников, зарубежного опыта, считаем необходимым закрепить в законодательстве положение о наличии только медицинского образования у медицинского работника. При этом такие профессии как логопеды и дефектологи должны быть отнесены законодателем не к педагогическому, а медицинскому образованию, поскольку последние осуществляют фактически медицинскую помощь.

Во-вторых, в соответствии с законодательством занятие медицинской деятельностью должно осуществляться в пределах медицинской организации. На практике нередки случаи, когда в штатном расписании не медицинской, а иной организации в силу специфики ее деятельности присутствует должность из Номенклатуры специальностей медицинских работников, например, медсестра в образовательном учреждении: детском саду или школе. Тогда может возникнуть вопрос: можно ли отнести медицинскую сестру детского сада, школы, образовательной организации к категории медицинских работников, ведь она осуществляет свою деятельность за рамками медицинской организации, что не соответствует понятию медицинского работника? Между тем, в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона об охране здоровья граждан положения указанного Закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Иными словами, если школа или детский сад имеют в штате медицинских работников и осуществляют деятельность медицинского кабинета на основании лицензии на медицинскую деятельность, то на работников, замещающих соответствующие должности, распространяются все особенности правового регулирования деятельности медицинских работников, установленные законодательством.

Между тем не каждый работник медицинской организации является медицинским работником. В соответствии с примечанием 1 к Номенклатуре специальностей медицинских работников должности «главный врач», «заместитель главного врача» относятся к медицинским работникам только в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

Анализ положений ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ допускает возможность осуществления медицинской помощи амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника. Это означает, что фактически медицинская помощь не всегда привязана к адресам, указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности. Следовательно, указывать в понятии медицинского работника на осуществление медицинской деятельности только по месту ее нахождения является внутренним противоречием Федерального закона № 323-ФЗ, поэтому указание на занятие медицинской деятельностью только в пределах медицинской организации необходимо исключить из его содержания. В подтверждение заявленного нам тезиса можно привести примеры из судебной практики [10].

Таким образом, с учетом фактически сложившейся практики медицинская деятельность должна осуществляться как на территории медицинской организации, в том числе научных и образовательных организациях, так и вне места нахождения медицинской деятельности, если необходимость оказания медицинской помощи обусловлена спасением жизни и здоровья гражданина.

В-третьих, закон раскрывает понятие медицинского работника через осуществление им медицинской деятельности. В отношении данного признака медицинского работника ведется много споров. Спорность связана с тем, что ученые и практики не могут прийти к единому мнению относительно того, осуществляется ли медицинском работником медицинская деятельность или оказывается медицинская помощь. Обратившись к российскому законодательству не трудно заметить, что правосубьектность раскрывается именно через понятие оказания медицинской помощи. Итак, представим краткий анализ основных базовых документов в сфере здравоохранения, доказывающих наш тезис о медицинской помощи как признаке правового статуса медицинского работника.

1) ст. 41 Конституции РФ раскрывает право на охрану здоровья именно через оказание медицинской помощи;

2) законодатель раскрывает понятие пациента именно через получением им медицинской помощи;

3) заслуживает внимания изучение должностных обязанностей работников здравоохранения. В частности, в должностные обязанности врача-специалиста входит выполнение перечня работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи;

4) в систему источников регулирования правового статуса медицинского работника входят так называемые кодексы профессиональной этики врача [1]. Их изучение также позволяет сделать вывод, что деятельность врача раскрывается именно через оказанием им медицинской помощи. Например, ст. 3 Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации закрепляет, что врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Аналогичный подход можно встретить при анализе кодексов профессиональной этики на территории Кировской области. В частности, Кодекс профессиональной этики медицинского работника КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» [11], Кодекс профессиональной этики медицинского работника КОГБУЗ «Инфекционная клиническая больница» [12], КОГБУЗ Кировская городская больница № 2 [13], Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области [14] и др. При этом в системе частного здравоохранения используется аналогичный подход к раскрытию деятельности врача через оказание им медицинской помощи (например, ООО «Ваш доктор» [15]);

5) анализ принятых профессиональных стандартов свидетельствует о том, что основной трудовой функцией медицинских работников являются различные формы оказания медицинской помощи. Например, врач-терапевт участковый оказывает первичную медико-санитарную помощь, врач-пульмонолог — оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях бронхолегочной системы, врач-невролог — оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы и т. д.;

6) в международных актах и зарубежном законодательстве закреплен подход об оказании врачом именно медицинской помощи. В частности, международный кодекс медицинской этики 1949 г. закрепляет, что врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.

Таким образом, закрепленный в законодательстве признак осуществление медицинской деятельности необходимо исключить, заменив его на оказание медицинской помощи.

На основании вышеизложенного, понятие медицинского работника необходимо изложить в следующей редакции:

«медицинские работники — физические лица, имеющие высшее образование, среднее профессиональное образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» или подготовки кадров высшей квалификации по программам аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение и медицинские науки», «Науки о здоровье и профилактическая медицина», работающие в медицинской организации, в том числе образовательной, научной, у индивидуального предпринимателя и имеющие трудовые обязанности либо лица, работающие в иной медицинской организации (индивидуального предпринимателя), направленные для оказания медицинской помощи.

Литература:

1. Башанкаев, Б. Н. Актуальные проблемы правового регулирования управления медицинским персоналом и пути их решения в современных условиях: учебное пособие / Б. Н. Башанкаев, П. Е. Морозов, Е,Рустамов,и Б. — М: Проспект, 2020. — 160 c. — Текст: непосредственный.

2. Боровых, Л. В. Уголовно-правовой взгляд на профессиональный статус медицинских работников / Л. В. Боровых, Т. А. Кирова. — Текст: непосредственный // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2018. — № 3. — С. 478–498.

3. Головина, С. Ю. Особенности трудоправового статуса медицинских работников / С. Ю. Головина. — Текст: непосредственный // Медицинское право. — 2013. — № 6. — С. 22–26.

4. Лаптев, В. А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования / В. А. Лаптев. — Текст: непосредственный // Медицинское право. —2013. —N 3. —С. 15–18.

5. Романовская, О. В. Особенности профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации / О. В. Романовская. — Текст: непосредственный // Трудовое право в России и за рубежом. — 2013. — № 3. — С. 38–41.

6. Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников: [Приказ Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2012 г. N 1183н] // Российская газета. 2013. N 65.

7. О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций: [Приказ Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383] // Режим доступа [Консультант]. — Загл. с экрана. Документ не был опубликован.

8. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: [Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061]// Режим доступа [Консультант]. — Загл. с экрана.

9. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования: [Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199]// Режим доступа [Консультант]. — Загл. с экрана.

10. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 февраля 2016 г. по делу № А32–46196/2015 // https://sudact.ru/arbitral/doc/HFZYtRoBipNn/ (дата обращения — 05.05.2020); Решение Арбитражного суда Приморского края от 26 июля 2016 г. по делу № А51–11488/2016 https://sudact.ru/arbitral/doc/02dQECu9QZol/ (дата обращения — 05.05.2020).

  1. Кодекс профессиональной этики медицинского работника КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» // https://kokbkirov.ru/wp-content/uploads/2017/11/kodeks.pdf (дата обращения — 10.04.2020).

12. Кодекс профессиональной этики медицинского работника когбуз«инфекционная клиническая больница: утверждено приказом главного врача КОГБУЗ «Инфекционная клиническая больница» от 17.04.2017 г. № 35 // https://aids43.ru/about/kodeks/ (дата обращения — 10.04.2020).

13. Кодекс профессиональной этики медицинского работника: утвержден приказом от 01.07.2014 № 359/1 // http://gb2.medkirov.ru/site/LSP8B0733 (дата обращения — 30.04.2020).

14. Об утверждении Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области: [Приказ Министерства здравоохранения Амурской области от 05.02.2016 N 120] // Азия-Экспресс. 2015. N 51–52. 29 дек.

15. Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников ООО «Доктор Айболит» // http://aibolit-kungur.ru/images/Docs/kodecs.pdf (дата обращения — 30.04.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, медицинский работник, медицинская деятельность, медицинская организация, медицинское образование, работник, профессиональная этика, оказание, детский сад, индивидуальный предприниматель.


Похожие статьи

Понятие и требования к медицинскому работнику как к стороне...

В научной статье освещаются вопросы, касающиеся критериев, которые являются обязательными для медицинского работника при оказании медицинских услуг. Поскольку при оказании такого рода услуг в первую очередь от профессионализма работника зависит...

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

Впервые, будучи студентами, медицинские работники знакомятся с понятием профессиональной медицинской этики, изучают ее основы. Профессиональная этика- это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека.

Особенности правового регулирования профессиональной...

Особенности правового регулирования профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации.

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа...

Правовая защита работников здравоохранения в РФ

Поэтому для всех медицинских работников ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная

Что касается руководителей медицинских организаций и руководителей их структурных

В медицинских организациях, имеющих стационары, работники чередуются по сменам...

Деятельность социального педагога в медицинских учреждениях...

Деятельность социального педагога в рамках медицинского учреждения предполагает

Одним из важных направлений деятельности социального педагога в медицинских

На мой взгляд, именно комплексный подход в деле оказания помощи хронически больным детям...

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

Выявление сущности профессиональной компетенции как критерия профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена позволяет перейти к анализу путей его формирования в образовательном процессе медицинской образовательной организации.

Роль медсестры в организации медицинской помощи детям...

Деятельность социального педагога в медицинских учреждениях... Роль медсестры в организации медицинской помощи детям... Медицинская помощь детям и учащимся непосредственно в дошкольных и образовательных учреждениях осуществляется средним...

Защита прав медицинских работников и организаций по...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Проблемы реализации правового статуса медицинских...

Последнее время большая часть нормативно-правовых актов направлена на улучшение качества оказания медицинской помощи и ее доступности. И как один из механизмов осуществления — формирование правового и социального статуса медицинских работников.

Похожие статьи

Понятие и требования к медицинскому работнику как к стороне...

В научной статье освещаются вопросы, касающиеся критериев, которые являются обязательными для медицинского работника при оказании медицинских услуг. Поскольку при оказании такого рода услуг в первую очередь от профессионализма работника зависит...

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

Впервые, будучи студентами, медицинские работники знакомятся с понятием профессиональной медицинской этики, изучают ее основы. Профессиональная этика- это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека.

Особенности правового регулирования профессиональной...

Особенности правового регулирования профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации.

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа...

Правовая защита работников здравоохранения в РФ

Поэтому для всех медицинских работников ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная

Что касается руководителей медицинских организаций и руководителей их структурных

В медицинских организациях, имеющих стационары, работники чередуются по сменам...

Деятельность социального педагога в медицинских учреждениях...

Деятельность социального педагога в рамках медицинского учреждения предполагает

Одним из важных направлений деятельности социального педагога в медицинских

На мой взгляд, именно комплексный подход в деле оказания помощи хронически больным детям...

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

Выявление сущности профессиональной компетенции как критерия профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена позволяет перейти к анализу путей его формирования в образовательном процессе медицинской образовательной организации.

Роль медсестры в организации медицинской помощи детям...

Деятельность социального педагога в медицинских учреждениях... Роль медсестры в организации медицинской помощи детям... Медицинская помощь детям и учащимся непосредственно в дошкольных и образовательных учреждениях осуществляется средним...

Защита прав медицинских работников и организаций по...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Проблемы реализации правового статуса медицинских...

Последнее время большая часть нормативно-правовых актов направлена на улучшение качества оказания медицинской помощи и ее доступности. И как один из механизмов осуществления — формирование правового и социального статуса медицинских работников.

Задать вопрос