Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством

В данной статье проведен анализ обеспечения экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством, рассмотрены принципы, которым должна соответствовать система менеджмента качества любой организации.
Поделиться в социальных сетях
40 просмотров
Библиографическое описание

Лопатина, Е. Н. Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством / Е. Н. Лопатина, Е. В. Шпак, Т. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 150-151. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70487/ (дата обращения: 04.08.2021).



В данной статье проведен анализ обеспечения экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством, рассмотрены принципы, которым должна соответствовать система менеджмента качества любой организации.

Ключевые слова: экономическая устойчивость, оптимизация, управление, управление качеством.

Управление качеством, наряду с управлением затратами и маркетинговой деятельностью — одна из трех важнейших составляющих успешного и устойчивого развития любого современного предприятия. Удержание клиентов, обеспечение стабильного уровня качества выпускаемой продукции, выход компании на новые рынки, невозможны без всестороннего контроля качества. [1]

Любую систему менеджмента качества (СМК) можно разделить на две ключевых составляющих:

– Управление качеством продукции (продукта);

– Управление качеством обслуживания (взаимодействия с клиентами). [2]

Оптимизация системы управления качеством — один из основных способов повышения конкурентоспособности предприятия, необходимый для того, чтобы продукция была привлекательной для клиента, отвечала запросам и требованиям рынка, на котором представлены аналогичные товары конкурента. Соответственно, решение этой задачи обеспечивает компании финансовую успешность и экономическую устойчивость.

Большинство существующих систем стандартов качества основаны на философии всеобщего управления качеством (Total Quality Management), которая зародилась в Японии и Америке в процессе проведения конкурсов и присуждения наград компаниям, выпускающим лучшую продукцию в той или иной отрасли. Наибольшее доверие потребителей вызывали те компании, которые сделали ставку на выработку четких форм и процедур контроля за производством продукции и обслуживанием покупателей. Поэтому философия всеобщего управления качеством получила мировое признание. [3]

Важнейший принцип этой идеологии — разделение двух механизмов:

  1. Обеспечения качества (Quality Assurance), т. е. комплекса мероприятий, направленных на поддержание необходимого качества, и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в данном товаре или услуге.
  2. Повышения качества (Quality Improvement), предполагающий, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.

Такое разделение необходимо в связи с тем, что оно позволяет учитывать динамичность внешней среды, окружающей компанию. Совершенствование продуктов в результате конкуренции и технического прогресса приводит к тому, что простого поддержания качества для выживания на рынке недостаточно. Пример высокотехнологичных продуктов (программного обеспечения, персональных компьютеров и гаджетов и т. п.) показывает, что продукт, который сегодня считается идеальным с точки зрения потребительских качеств, уже завтра оказывается безнадежно устаревшим.

Вторая группа принципов, характерных для всеобщего управления качеством, заключается в акцентировании внимания не на формальных количественных показателях, а на вовлечении в процесс поддержания и повышения качества каждого сотрудника компании. Обучение персонала, создание комфортной обстановки в коллективе, оптимизация отчетности, повышение стандартов не только производства, но и обслуживания — все это становится такой же важной составляющей в борьбе за качество, как и производственный контроль. [4]

Сочетание статических (контроль качества) и динамических (повышение качества и непрерывный рост компетенций сотрудников) показателей диктует подход к рассмотрению производственной деятельности, с точки зрения менеджмента качества. Процессный подход — третья важнейшая составляющая системы всеобщего управления качеством.

Практическим инструментом внедрения на конкретное предприятие принципов всеобщего управления качеством в мире служат, прежде всего, международные стандарты семейства ISO 9000.

Важно отметить, что стандарты ISO — не готовый набор решений, по которым может работать любая организация, а набор принципов и регламентов, в соответствии с которыми, после внутреннего аудита текущей деятельности каждого предприятия, может быть разработан набор регламентирующей документации и методов контроля и повышения качества, пригодных для каждой конкретной организации.

Разработчики стандартов ISO подчеркивают, что внедрение их системы не гарантирует качества конкретного продукта. Однако сертификация на соответствие требованиям ISO во многом говорит о надежности компании и соответствии внутренней организации ее деятельности неким общепринятым нормам. В современном мире сертификация ISO для производителя — уже не конкурентное преимущество, а необходимое условие выхода на международный рынок.

Подводя итог можно сделать вывод, что реальное, а не формальное внедрение и соблюдение стандартов менеджмента качества — сложный процесс, требующий постоянных усилий со стороны руководства и работников организации, наличия у сотрудников общего видения целей и миссии своей компании. Однако только успешное внедрение единых принципов менеджмента качества — залог экономического успеха любой компании. Стандарты ISO формализуют этот процесс и упрощают проверку уровня менеджмента качества в организации, гарантирует, что система менеджмента качества, принимающая во внимание структуру и основные требования стандарта, будет действительно всесторонней и последовательной, охватит все стороны деятельности любого бизнеса.

Литература:

  1. Бойцов Б. В., Комаров Ю. Ю., Панкина Г. В. Вопросы управления качеством технологических процессов. М.: Дрофа, 2017.
  2. Евстропов Н. А., Корнеева В. М., Бабыкин С. В. Менеджмент качества предприятий и организаций. М.: Юнити, 2016.
  3. Зекунов А. Г., Иванов В. Н. Обеспечение функционирования системы менеджмента качества. М.: АСМС, 2018.
  4. Вдовин, С. М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. — М.: Инфра-М, 2018.
  5. Данилова-Волковская, Г. М. Менеджмент качества выполнения работ, услуг и сервиса (для бакалавров) / Г. М. Данилова-Волковская, Г. И. Молчанов. — М.: КноРус, 2019.

основные термины

генерируются автоматически
экономическая устойчивость, оптимизация, управление, управление качеством
Похожие статьи
Звонилкин Дмитрий Алексеевич
Принципы всеобщего управления качеством
Экономика и управление
2015
Уткин Дмитрий Юрьевич
TQM как система для повышения качества процессов
Экономические науки
2018
Меркушова Наталья Ивановна
Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством и современных системах менеджмента
Экономические науки
2012
Герасимова Галина Алексеевна
Управление качеством машиностроительной продукции
Экономические науки
2014
Щёткина Валерия Николаевна
Управление конкурентоспособностью компании на основе использования системы сбалансированных показателей и внедрения системы менеджмента качества
Экономика и управление
2017
Мещеров Михаил Михайлович
Модель управления качеством, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO
Экономика и управление
2019
Уткин Дмитрий Юрьевич
Стандартизация системы управления качеством
Экономические науки
2018
Буваева Елена Викторовна
Особенности применения стоимостного подхода при разработке системы управления качеством производственного предприятия
Экономика и управление
2017
Зайцева Алёна Евгеньевна
Процессный подход как принцип системы менеджмента качества
Экономика и управление
2016
Селиверстов Антон Сергеевич
Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001
Экономика и управление
2017
публикация
№21 (311) май 2020 г.
дата публикации
май 2020 г.
рубрика
Экономика и управление
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Звонилкин Дмитрий Алексеевич
Принципы всеобщего управления качеством
Экономика и управление
2015
Уткин Дмитрий Юрьевич
TQM как система для повышения качества процессов
Экономические науки
2018
Меркушова Наталья Ивановна
Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством и современных системах менеджмента
Экономические науки
2012
Герасимова Галина Алексеевна
Управление качеством машиностроительной продукции
Экономические науки
2014
Щёткина Валерия Николаевна
Управление конкурентоспособностью компании на основе использования системы сбалансированных показателей и внедрения системы менеджмента качества
Экономика и управление
2017
Мещеров Михаил Михайлович
Модель управления качеством, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO
Экономика и управление
2019
Уткин Дмитрий Юрьевич
Стандартизация системы управления качеством
Экономические науки
2018
Буваева Елена Викторовна
Особенности применения стоимостного подхода при разработке системы управления качеством производственного предприятия
Экономика и управление
2017
Зайцева Алёна Евгеньевна
Процессный подход как принцип системы менеджмента качества
Экономика и управление
2016
Селиверстов Антон Сергеевич
Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001
Экономика и управление
2017