Взаимосвязь показателей качества жизни и физической подготовленности студенческой молодежи (на примере студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 23.05.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Лядов, С. С. Взаимосвязь показателей качества жизни и физической подготовленности студенческой молодежи (на примере студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии) / С. С. Лядов, О. И. Крылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 237-241. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70471/ (дата обращения: 09.07.2020).



В представленной работе анализируется взаимосвязь показателей качества жизни и физический подготовленности студенческой молодежи Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Характеризуется понятие качества жизни. Так же представлены результаты социологического опроса студентов 4 курса Владивостокского филиала Российской таможенной академии по оценке качества жизни, контрольные показатели физической подготовленности студентов и показатели, полученные в ходе корреляционно-регрессионного анализа полученных результатов.

Ключевые слова: качество жизни, физическая подготовленность, здоровье, спорт, опрос, корреляция.

Понятие «качество жизни» в последние годы в России привлекает большое внимание со стороны государства и общества. Как известно Российская Федерация активно внедрена в мировое пространство, участвует в большинстве интеграционных объединений и международных организациях, не только по экономическим и политическим побуждениям, но и по вопросам, касающимся качества жизни населения.

Впервые понятие «Качество жизни» было сформулировано Дж. Гилбрейтом американским ученым в книге «Общество изобилия». По его мнению, качество жизни — это совокупность получения различного рода общественных благ, направленных на удовлетворение интеллектуальных потребностей личности. Так, в начале 60-х годов понятие «качества жизни» отожествляют с понятием качества полученного образования. Борьба с бедностью достигается через механизмы образовательных учреждений [8, с. 211].

Российский философ и социолог А. И. Субетто представляет качество жизни как систему духовных, материальных социокультурных, демографических, экологических компонентов жизни [7, с. 30].

И. В. Бестужев-Лада говорит, что такие понятия как «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «уклад жизни» тесно интегрированы в понятие «образ жизни» [3, с. 23].

По определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами [10].

Студенческая молодежь — это особая социальная группа, которая отличается возрастными показателями, высокой умственной деятельностью, активным участием в социальной среде, высоким уровнем коммуникаций, стресса.

По мнению А. И. Бондарь (2006) качество жизни студента напрямую влияет на процесс профессионального становления студента. Российскими авторами отмечается, что качество жизни студента и его профессиональная подготовка зависит от физического и психологического состояния [2, с. 43].

К студентам Таможенной академии предъявляются повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности. Выпускник академии обязан быть физически подготовлен и здоров, дисциплинирован, иметь большой багаж теоретических знаний, быть психологически здоров, чтобы в полной мере выполнять обязанности сотрудника ФТС РФ.

В связи с выше сказанным, не вызывает сомнений актуальность изучения особенностей качества жизни студентов таможенной академии, как будущих представителей государственной власти, а также выявления факторов, оказывающих существенное влияние на данный показатель.

Таким образом, цель работы состоит в изучении особенностей качества жизни студенческой молодежи и взаимосвязи данного показателя с уровнем физического развития студентов ВФ РТА.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме повышения качества жизни студенческой молодежи.
  2. Провести опрос студентов 4 курса ВФ РТА характеризующий качество жизни по рекомендациям ВОЗ.
  3. Проанализировать показатели качества жизни студентов и выявить взаимосвязь с данными физической подготовленности обучающихся.

В ходе написания работы были использованы такие методы исследования как: анализ литературы и документальных материалов, статистических отчетов, опрос, методы математической статистики.

На первом этапе исследования (октябрь 2019 — январь 2010 гг.) была проанализирована научно-методическая литература и документальные источники по выбранной теме.

На втором этапе исследования (февраль 2020 г.) был проведен социологический опрос студентов IV курса Владивостокского филиала Российской таможенной академии (ВФ РТА). Нами использовался модифицированный опросник ВОЗ по оценке качества жизни населения включающий 26 вопросов и шкалой оценки от 1 до 5 баллов. Было опрошено 41 студент (33 девушки и 9 юношей), представляющих учебные группы ТС02/1601 и ТС05/1602 4 курса студентов ВФ РТА обучающихся по специальности «Таможенное дело».

На этом же этапе были проанализированы показатели физической подготовленности студентов осеннего семестра по дисциплинам модуля «Физическая культура и спорт». Контрольными показателями в группе юношей явились: Челночный бег 10х10 м (с); Рывок гири 16 кг (раз); Прыжок с места (см).

Контрольными показателями в группе девушек явились: Челночный бег 10х10 м (с); Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (раз); Прыжок с места (см).

На третьем этапе исследования (март 2020 г.) был проведен корреляционный анализ между показателями качества жизни и физической подготовленностью студентов и сделаны соответствующие выводы.

Понятие «качество жизни» включает в себя десятки компонентов. ВОЗ определены основные сферы и критерии оценки качества жизни населения (таблица 1).

Таблица 1

Показатели качества жизни населения ВОЗ

Сфера

Критерии

Физическая

Сила, энергия, сон, отдых, здоровье

Психологическая

Самооценка, внешний вид, здоровье

Уровень независимости

Работоспособность, зависимость от медикаментов.

Общественная жизнь

Личные отношения. Положение в обществе.

Окружающая среда

Безопасность, экология, быт, возможность обучения, образование

Проведем анализ особенностей качества жизни студентов IV курса ВФ РТА. Первая часть опроса дает общую оценку (самооценку) качества жизни, здоровья и физического состояния человека. Так на вопрос № 1 «Как Вы оцениваете качество Вашей жизни?» на оценку «1» ответил 1 % опрашиваемых студентов, на оценку «2» ответили 7 % опрашиваемых, на оценку «3» ответили 14 % опрашиваемых, на оценку «4» ответили 50 % опрашиваемых, и на оценку «5» 28 % опрашиваемых. При этом оценке «1» соответствовал ответ очень плохо, оценке «2» — плохо, оценке «3»- ни плохо, ни хорошо, оценке «4» — хорошо и оценке «5»- очень хорошо.

Как видно на рис. 1 процент полностью неудовлетворенных качеством жизни респондентов почти отсутствует. В основном, опрашиваемые характеризуют свое качество жизни как хорошее.

Рис. 1. Структура респондентов, ответивших на вопрос: «Как Вы оцениваете качество Вашей жизни?»

На вопрос № 12 «Достаточно ли у Вас материальных средств для удовлетворения Ваших потребностей?» на оценку «1» и «2» никто из опрашиваемых не ответил, на оценку «3» ответили 31 %, на оценку «4» ответили 59 % опрашиваемых и на оценку «5» ответили 10 %. При этом оценке «1» соответствовал ответ — вовсе нет, оценке «2» — немного, оценке «3» — умеренно, оценке «4» — в основном и оценке «5» полностью.

Так же была оценена трудоспособность студентов.

Рис. 2. Структура ответивших на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены своею трудоспособностью?»

Как видно по показаниям рис. 2, процент студентов, полностью удовлетворенных своей трудоспособностью равно 8 %. На оценку «4» ответили 88 % опрашиваемых и 4 % оценили свою трудоспособность как удовлетворительную.

Степень удовлетворенности студентов состоянием своего здоровья представлена на рис.3.

Рис. 3. Структура ответивших на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены состоянием своего здоровья?»

Так, процент полностью удовлетворенных состояние своего здоровья студентов составил 29 %, половина опрашиваемых оценила состояние своего здоровье как удовлетворительное и 21 % ответил на данный вопрос на оценку «4».

В целом, среднее значение уровня качества жизни составляет 83 %, что говорит об умеренном уровне качества жизни студентов. В группе девушек среднее значение качества жизни равно 4,21, в группе юношей 3,77. На вопрос «Как вы оцениваете качество вашей жизни?» группа девушек ответила более оптимистично. Так, подавляющее большинство девушек оценивает качество жизни на оценку «4» и «5», когда юноши в основном отвечали на оценки «2», «3» и «4». На вопрос «Насколько Вы удовлетворены своею трудоспособностью?» все 8 % ответивших на оценку «5» являются респонденты из группы девушек, а на оценку 3 ответили респонденты мужского пола. Однако оценка уровень состояния своего здоровья в группе девушек неутешительна. Из 21 человека ответивших на этот вопрос на оценку 3, 17 человек являются девушки.

Из краткого анализа представленных вопросов можно сделать вывод, что группа девушек оценивает качество своей жизни выше, чем группа юношей.

Так же, в ходе исследования были проанализированы данные физической подготовленности студентов. Средний уровень физической подготовленности девушек выше, чем у юношей и составляет 3,73 балла, а юношей соответственно — 2,88 балла. В группе девушек наиболее высокие результаты достигнуты при выполнении норматива «Челночный бег» (быстрота и ловкость) и «Поднимание туловища» (силовая выносливость). Однако уровень развития скоростно-силовых качеств на достаточно низком уровне.

В группе юношей наиболее высокие показатели выявлены в уровне развития силы при выполнении норматива «Рывок гири» и «Прыжок в длину с места». В тоже время отмечается более низкие результаты выполнения норматива «Челночный бег».

Далее был проведен корреляционный и регрессионный анализ взаимосвязи полученных показателей. Корреляция — это зависимость среднего значения исследуемого показателя от учитываемых факторов, не имеющая строгого функционального характера. Линейный коэффициент корреляции может принимать значения от -1 до +1. Коэффициент корреляции качества жизни и физической подготовленности равен 0,45. Согласно интерпретации полученного значения с помощью таблицы Чеддока, можно сделать вывод, что связь умеренная.

Проверка коэффициента корреляции на значимость основана на сопоставлении значений коэффициента корреляции с его средней квадратической ошибкой. Средняя квадратическая ошибка равна 0,15, что является незначительным. Следовательно, ошибка может не учитываться.

Помимо общей оценки был проведен корреляционный анализ зависимости показателя определенного норматива и уровня качества жизни студента. Так, корреляционная связь по нормативу «Челночный бег» и качеством жизни составила 0,5, что говорит о заметной корреляционной связи. По нормативу «Рывок гири» корреляционная зависимость составила 0,34, что говорит о умеренной связи, такой же результат показал норматив «поднимание туловища». В отношении норматива «прыжок в длину» корреляционная связь слабая.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что уровень физической подготовленности студентов и оценка качества их жизни имеет взаимосвязь. В связи с этим необходимо проводить постоянный мониторинг физического состояния и уровня здоровья студенческой молодежи. Это позволит оптимизировать выбор тех или иных средств и методов физической культуры и спорта (ФКиС), а также более качественную дифференцировку физической нагрузки. Более качественное решение задач физического воспитания будет в свою очередь способствовать повышению мотивации к занятиям ФКиС, привитию привычек здорового образа жизни, тем самым поддерживая и повышая уровень жизни студентов на достойном уровне.

Литература:

  1. Алешин В. В. Физическая подготовка студента: учеб. пособие. — М.: Научный консультант, 2018. — 98 с. 2.
  2. Бондарь А. И. Концептуальные принципы подготовки кадров в системе физического воспитания. — М.: Наука, 2006. С 43–45.
  3. Бестужев-Лада, И. В. О «качестве жизни» [Текст] / И. А. Бестужев-Лада, Г. С. Батыгин // США и Канада: экономика, политика, культура. — 1978. — № 1. — С. 23–35.
  4. Головинова И. Ю. Элективные дисциплины по физической культуре и спорту как мотивационно-ценностный компонент на занятиях студентов в вузе / И. Ю. Головинова, Т. А. Андреенко, М. Ю. Савельев, Л. М. Лукьянова, М. Н. Нестерова, Е. В. Теселкина // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 55–4. — С. 156–163.
  5. Клименко В. А., Захарова Л. В. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезиотерапии в образовательном пространстве ВУЗа // Физическая культура и спорт. 2015. С. 474–476.
  6. Попов В. И., Мелихова Е. П. Изучение и методология исследования качества жизни студентов. Гигиена и санитария. 2016; 95(9): 879–884.
  7. Cубетто, А. И. Качество жизни: грани проблемы / А. И. Субетто. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. — С.30.
  8. Татарова С. Ю. Физическая культура как один из аспектов составляющих здоровый образ жизни студентов / С. Ю. Татарова, В. Б. Татаров. — М.: Научный консультант, 2017. — 211с.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)
  10. Официальный сайт ВОЗ. URL: https://www.who.int/ru
Основные термины (генерируются автоматически): качество жизни, оценка, группа девушек, студенческая молодежь, физическая подготовленность студентов, группа юношей, Владивостокский филиал, Российская таможенная академия, ваша жизнь, здоровье.


Похожие статьи

Проблема здоровья студенческой молодежи | Статья в журнале...

Наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых

- здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических

Вообще, можно говорить о грех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и...

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни...

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов. Спорт для здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый».

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Здоровье современной молодежи играет большую роль для развития всего общества в целом, в сохранении здорового будущего нации, поэтому формирование здорового образа жизни, развитие физической подготовленности студентов имеет приоритетное значение.

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Ключевые слова: спорт, жизнь, физическая культура, студенты, физического воспитания, активный образ жизни. Здоровье — основополагающая часть в жизни каждого человека. От состояния нашего здоровья зависит выполнение задач, планов, решение основных жизненных...

Спорт в жизни студенческой молодежи Волгоградского...

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студент, спортивный клуб, студенческая молодежь, здоровый образ жизни. Укрепление здоровья молодежи играет важную роль в жизни общества и государства в целом. Для здоровой молодежи создается множество...

Здоровье и образ жизни студентов-медиков | Статья в журнале...

Здоровье и образ жизни студентов-медиков. Автор: Баклыкова Анна Вячеславовна.

Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны

Таким образом, почти половина обследованных студентов по показателям физического развития и...

Владивостокский филиал Российской таможенной академии

Взаимосвязь показателей качества жизни и физической подготовленности студенческой молодежи (на примере студентов Владивостокского филиала Российской

Женщина как субъект преступлений против жизни. Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г. — Глобенко Д. К.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

Формирование физической культуры студентов. физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Образ жизни и его качество у студентов-медиков

Изначально качество жизни концентрировалось на таких аспектах жизни как материальное

Качество жизни студентов оценивалось с помощью русскоязычной версии опросника

Поддерживают активный образ жизни только 43,0 из 100 юношей и 43,4 из 100 девушек...

Похожие статьи

Проблема здоровья студенческой молодежи | Статья в журнале...

Наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых

- здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических

Вообще, можно говорить о грех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и...

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни...

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов. Спорт для здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый».

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Здоровье современной молодежи играет большую роль для развития всего общества в целом, в сохранении здорового будущего нации, поэтому формирование здорового образа жизни, развитие физической подготовленности студентов имеет приоритетное значение.

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Ключевые слова: спорт, жизнь, физическая культура, студенты, физического воспитания, активный образ жизни. Здоровье — основополагающая часть в жизни каждого человека. От состояния нашего здоровья зависит выполнение задач, планов, решение основных жизненных...

Спорт в жизни студенческой молодежи Волгоградского...

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студент, спортивный клуб, студенческая молодежь, здоровый образ жизни. Укрепление здоровья молодежи играет важную роль в жизни общества и государства в целом. Для здоровой молодежи создается множество...

Здоровье и образ жизни студентов-медиков | Статья в журнале...

Здоровье и образ жизни студентов-медиков. Автор: Баклыкова Анна Вячеславовна.

Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны

Таким образом, почти половина обследованных студентов по показателям физического развития и...

Владивостокский филиал Российской таможенной академии

Взаимосвязь показателей качества жизни и физической подготовленности студенческой молодежи (на примере студентов Владивостокского филиала Российской

Женщина как субъект преступлений против жизни. Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г. — Глобенко Д. К.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

Формирование физической культуры студентов. физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Образ жизни и его качество у студентов-медиков

Изначально качество жизни концентрировалось на таких аспектах жизни как материальное

Качество жизни студентов оценивалось с помощью русскоязычной версии опросника

Поддерживают активный образ жизни только 43,0 из 100 юношей и 43,4 из 100 девушек...

Задать вопрос