В статье рассматриваются вопросы, затрагивающие практическую оценку текущего состояния национальной платежной системы России и оценку функционирования системы SWIFT на российском рынке банковских услуг.
Ключевые слова: платежная система, национальная платежная система России, инфраструктура НПС России, показатели развития НПС России, глобальная система межбанковских коммуникаций SWIFT.
В Российском законодательстве ключевым нормативным документом, где определены организационные и правовые основы функционирования национальной платежной системы России (далее НПС России) является Федеральный закон «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ, впервые принятый ещё в 2011 г. и на текущий момент действующий в последней редакции от 03.04.2020 г.
Федеральный закон № 161-ФЗ содержит формулировку понятия «платежная система»: «…. совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств» [2].
Также Федеральный Закон № 161-ФЗ (глава 1, статья 3) включает понятие «национальная платежная система»: «…. совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы)» [2].
На рисунке 1 представлены субъекты НПС России (её современная институциональная инфраструктура), во главе которой стоит орган надзора и наблюдения — Банк России. Далее следуют Операторы НПС России: операторы по переводу денежных средств (ОПДС) и операторы электронных денежных средств (ОЭДС), банковские платежные агенты (БПА), платежные агенты (ПА), операторы по приёму платежей и операторы платежных систем (ОПС), не являющиеся кредитными учреждениями.
Рис. 1. Субъекты национальной платежной системы России (современная институциональная инфраструктура)
В таблице 1 представлены данные о количестве различных типов операторов, функционирующих в НПС России [4, 6].
Проанализируем данные таблицы и сделаем выводы. Во-первых, к 2018 г. общее количество ОПДС сократилось почти в два раза или на 47,4 % за счёт сокращения количества операторов-кредитных организаций. При этом количество операторов-кредитных организаций занимало наибольшую долю — примерно 99,0 %. Во-вторых, к 2018 г. общее количество ОПС увеличилось на 20,0 % при одновременном сокращении операторов-кредитных организаций и увеличении операторов-организаций, не являющихся кредитными организациями. В-третьих, к 2018 г. общее количество ОЭДС увеличилось на 13,4 %. В-четвертых, к 2018 г. количество организаций федеральной почтовой связи (ОФПС) не изменилось.
Таблица 1
Данные околичестве различных типов операторов, функционирующих вНПС России единиц
№ |
|
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
1. |
Количество операторов по переводу денежных средств (ОПДС) |
922 |
833 |
735 |
625 |
563 |
485 |
1.1 |
Банк России |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1.2 |
ВЭБ РФ |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1.3 |
кредитные организации |
920 |
831 |
733 |
623 |
561 |
483 |
2. |
Количество операторов платежных систем (ОПС) |
30 |
33 |
35 |
35 |
32 |
36 |
2.1 |
Банк России |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2.2 |
кредитные организации |
19 |
18 |
19 |
18 |
15 |
15 |
2.3 |
организации, не являющиеся кредитными организациями |
10 |
14 |
15 |
16 |
16 |
20 |
3. |
Количество операторов услуг платежной инфраструктуры (ОУПИ) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.1 |
операционные центры |
34 |
35 |
35 |
31 |
29 |
32 |
3.2 |
платёжные клиринговые центры |
31 |
36 |
35 |
31 |
29 |
31 |
3.3 |
расчётные центры |
27 |
32 |
30 |
29 |
27 |
28 |
4. |
Количество операторов электронных денежных средств (ОЭДС) |
82 |
96 |
104 |
99 |
93 |
93 |
5. |
Количество организаций федеральной почтовой связи (ОФПС) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
В таблице 2 представлены данные об объёмах переводов денежных средств в НПС [4, 6].
Проанализируем данные таблицы и сделаем выводы. Во-первых, к 2018 г. объёмы переводов денежных средств в НПС России увеличились на 40,0 %. Во-вторых, к 2018 г. объёмы переводов денежных средств кредитных организаций (филиалов), клиентов, не являющихся кредитными организациями и структурных подразделений Банка России также увеличились. В-третьих, с 2013 г по 2018 г. наибольшая доля от всего объёма переводов денежных средств приходилась на объёмы переводов кредитных организаций (филиалов) — 77,9 %, 80,2 %, 75,9 %, 81,1 % и 77,8 %.
Таблица 2
Данные об объёмах переводов денежных средств внациональной платежной системе России млрд. руб.
№ |
|
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
1. |
Объёмы переводов денежных средств, в т. ч. |
1 224 893,9 |
1 205 179,1 |
1 356 543,5 |
1 340 034,2 |
1 440878,1 |
1 715 133,0 |
1.1 |
кредитных организаций (филиалов) |
955 406,3 |
966 305,8 |
1 029 011,8 |
1 087 212,8 |
1 170 174,7 |
1 334 796,6 |
1.2 |
клиентов, не являющихся кредитными организациями |
107 350,7 |
116 437,1 |
208 186,5 |
141 818,8 |
160 356,9 |
148 609,1 |
1.3 |
структурных подразделений Банка России |
162 136,6 |
122 436,9 |
119 344,9 |
111 002,6 |
110 346,5 |
231 725,3 |
В таблице 3 представлена информация из Реестра кредитных организаций, признанных Банком России значимыми на рынке платежных услуг [6].
Таблица 3
Реестр кредитных организаций (включая коммерческие банки), признанных Банком России значимыми на рынке платежных услуг на 17.02.2020г.
№ |
Наименование кредитной организации (КО) |
Рег. номер |
№ |
Наименование кредитной организации (КО) |
Рег. номер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Банк ГПБ (АО) |
354 |
16. |
ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» |
1978 |
2 |
ПАО КБ «УБРиР» |
429 |
17. |
ПАО Банк «ФК Открытие» |
2209 |
3. |
ПАО «Банк «Санкт-Петербург» |
436 |
18. |
ПАО КБ «Центр-инвест» |
2225 |
4. |
ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» |
485 |
19. |
КИВИ Банк (АО) |
2241 |
5. |
ПАО «Почта Банк» |
650 |
20. |
ПАО «МТС-Банк» |
2268 |
6. |
ПАО «Дальневосточный банк» |
843 |
21. |
ПАО РОСБАНК |
2272 |
7. |
ПАО «МИнБанк» |
912 |
22. |
АО «Банк Русский Стандарт» |
2289 |
8. |
ПАО «Запсибкомбанк» |
918 |
23. |
АО КБ «Ситибанк» |
2557 |
9. |
ПАО «Совкомбанк» |
963 |
24. |
ПАО «АК БАРС» БАНК |
2590 |
10. |
Банк ВТБ (ПАО) |
1000 |
25. |
АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО |
2602 |
11. |
АО «АЛЬФА-БАНК» |
1326 |
26. |
АО «Тинькофф Банк» |
2673 |
12. |
РНКБ Банк (ПАО) |
1354 |
27. |
РНКО «Платежный Центр» (ООО) |
3166-К |
13. |
ПАО КБ «Восточный» |
1460 |
28. |
АО «Райффайзенбанк» |
3292 |
14. |
ПАО Сбербанк |
1481 |
29. |
АО «Россельхозбанк» |
3349 |
15. |
«Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) |
1810 |
30. |
ООО НКО «Яндекс.Деньги» |
3510-К |
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что количество кредитных организаций, признанных Банком России значимыми на рынке платежных услуг, составило 30 единиц, из них 28 коммерческих банков и 2 небанковские кредитные организации — РНКО «Платежный Центр» (ООО) и ООО НКО «Яндекс.Деньги».
Среди субъектов национальной платежной системы России присутствую кредитные организации — коммерческие банки. А поэтому связь НПС России и системы SWIFT очевидна, т. к. цель создания сообщества SWIFT состоит именно в возможности телекоммуникационного обслуживания (передаче данных между банками) банковских учреждений как участников сообщества на рынке платежей через использование специальной защищенной сети, а также в возможности стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией между ними.
SWIFT — это «глобальная телекоммуникационная инфраструктура, дающая возможность своим пользователям осуществлять обмен электронными сообщениями с минимальным риском и максимальной эффективностью, производя передачу данных, обеспечивая одновременно невысокую стоимость и высокую безопасность данного процесса» [3].
На рисунке 2 представлена динамика общего количества российских Пользователей SWIFT [5].
Рис. 2. Динамика общего количества российских Пользователей SWIFT, единицы
Проанализируем данные рисунка и сделаем выводы. Во-первых, к концу анализируемого периода общее количество российских Пользователей SWIFT сократилось почти вдвое или на 42,9 %. Во-вторых, на текущий момент в SWIFT представлено более половины российских кредитных, в т. ч. и банковских организаций. В-третьих, Пользователи SWIFT работают в 68 городахпо всей территории России. Наибольшее количество пользователей сосредоточено в Москве, затем следует Санкт-Петербург, а также Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург, Краснодар и Владивосток. В-четвертых, в 2018 г. суммарный российский трафик SWIFT (сообщения FIN) составил около 8 млрд. сообщений. Количество сообщений, отправленных российскими пользователями, достигло 135 млн. сообщений (рисунок 3), увеличившись к концу анализируемого периода на 82,6 %. В целом в 2018 г. российский трафик увеличился на 16,1 % и составил 1,7 % от мирового.
Рис. 3. Количество сообщений, отправленных российскими пользователями, сообщения
В-пятых, доля России в общем объеме мирового трафика существенно выросла, позволив России подняться на 12-ое место. Также Россия занимала 2-ое место среди 15 крупнейших стран-пользователей SWIFT в мировом рейтинге по темпам его роста. По итогам 2018 г. наибольший вес в структуре трафика сообщений, отправляемых российскими пользователями, устойчиво занимали платежи (включая межбанковские и клиентские платежи, а также выписки, отчеты о статусе и др.). На их долю приходилось 89,7 % (произошёл рост на 17,3 %) и по этому показателю Россия по-прежнему осталась занимать 6-ое место в мире. Далее следовали операции с ценными бумагами — 7,4 % (произошёл рост 10,6 %). Доля операций на финансовых рынках (включая подтверждения сделок форекс, сделок на денежном рынке и операций с драгметаллами) составила 2,5 % (произошло снижение на 1,7 %). Доля внутреннего трафика (передачи финансовых сообщений между российскими организациями) в 2018 г. составила 79,3 % от общего количества сообщений, отправляемых российскими пользователями (произошёл рост на 18,3 %).
Таким образом, в целях обеспечения надежности НПС и высокого уровня общественного доверия к платежным услугам Банк России осуществляет анализ деятельности субъектов НПС и тенденций развития НПС в целом, выявляет новых участников и анализирует связанные с ними риски, способствует распространению лучших отечественных и мировых практик, а также развивает международное сотрудничество. Национальные платёжные системы, построенные на основе сети SWIFT, являются транспарантными (прозрачными, ясными, открытыми) и могут быть интегрированы в крупнейшие международные платёжные системы.
Литература:
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. и изменениями и дополнениями (в ред. от 03.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002 г., № 28, ст. 2790.
- Федеральный закон «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ от 27.06.2011 г. (в ред. от 02.08.2019 г.) // Собрание законодательства РФ, 04.07.2011 г., № 27, ст. 3872.
- Крахмалёв С. В. SWIFT — глобальная телекоммуникационная система, обеспечивающая проведение международных финансовых операций // Финансы кредит. 2017. № 9 (249). С. 21–29.
- Шангараев Р. Н., Лобас Е. В., Трифонов И. В. Национальная платежная система в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета в МВД России. 2016. № 6. С. 145–148.
- Годовой отчет Российской Национальной Ассоциации SWIFT/ 29018 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosswift.ru/doc/ANNUAL_REPORT_ROSSWIFT_2019.pdf
- Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.cbr.ru