Нестандартный прием изучения циферблата часов в коррекционной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 22.05.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кумалагова, Н. В. Нестандартный прием изучения циферблата часов в коррекционной школе / Н. В. Кумалагова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 665-667. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70414/ (дата обращения: 03.07.2020).



При работе с детьми с пониженным интеллектом учителя сталкиваются с проблемой невосприятия абстрактного материала, так как мышление у них конкретное. У таких учащихся отмечается неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, нарушение познавательной деятельности, что влечет неусвоение материала в обыденном смысле простого и логичного. Без наглядных пособий и шаблонов таким детям трудно воспринимать материал. Проявление математической памяти в ее развитых формах, когда запоминаются мыслительные схемы, у школьников с пониженным интеллектом не наблюдается.

Из практики своей работы в школе для детей с пониженным интеллектом при прохождении материала «циферблат часов» учителя сталкиваются с существенными трудностями.

– Учащиеся, даже хорошо знающие цифры, не желают узнать циферблат часов, полагая, что время всегда можно посмотреть на телефоне или на электронных часах.

– На циферблате используется две нумерации — от 1 до 12 (часы) и от 1 до 60 (минуты), в то время как на уроках мы сталкиваемся только с десятеричной системой счисления.

– Понятие времени для наших учащихся абстрактное, увидеть или потрогать его невозможно.

Из практического успешного опыта данный материал лучше изучать следующими этапами.

На первоначальном этапе необходимо с учащимися сформировать следующие понятия:

– «День и ночь»

– «Когда это бывает» — когда встаем, идем в школу и т. д.

– «Части суток» — утро, день, вечер, ночь.

– «Количество часов в сутках»

– «Половина суток» — световой день и ночь (в зависимости от времени года).

– «Промежуток времени» — продолжительность дня, занятия, урока и т. д.

Постоянная тренировка счета пятерками и десятками должна проходить на уроках в виде устного счета. Для самостоятельной работы можно дать упражнение записи ряда от 1 до 60. Далее необходимо постоянное повторение чисел кратных 5. Можно сделать таблицу с данными числами и неоднократно работать с ней. На следующих уроках целесообразно решать задачи на начало и конец продолжительности события.

Следующим этапом обучения является знакомство с циферблатом: цифры от 1 до 12 и две стрелки, маленькая, обозначающая часы и длинная, обозначающая минуты. Необходимо пояснить учащимся, что в часе 60 минут, которые разделены по 5 минут между указанными числами часов.

После частых повторений выше указанных понятий, переходим непосредственно к рассмотрению работы часов. Вся проблема трудности восприятия аналоговых часов в том, что познавательные функции любого современного ребенка базируются на восприятии на восприятии с рождения цифровой одномерной модели часов. Закрепившись как модель-часы, мы безуспешно пытаемся перевести мышление ребенка мало того, что в двухмерную модель восприятия времени –«циферблат», так зачастую и с римским обозначением цифр, либо вообще без таковых. В сознании ребенка возникает естественным образом когнитивный диссонанс. Представим себе — ребенку необходимо понять, то есть перестроить мышление от одномерных цифровых часов к двухмерным, при этом еще и понять такие выражения, как — «восьмой час», «15 минут второго» и т. д., и при этом осознать факт наступления какого-либо часа суток в зависимости от восприятия дня и ночи. Все эти факты кажутся нам легко познаваемыми в силу того, что все мы учились на аналоговых часах.

Я предлагаю развернуть циферблат часов в ленту от 1 до 12 (начерченной на доске, либо в виде переносного числового ряда).

1……………………………………………………………12

Если числовой ряд начерчен на доске, то мы можем, изображая стрелки мелом от центра ряда, объяснить принцип работы часов. Перемещая длинную минутную стрелку показываем, что она проходит между часами от 1 до 60 минут. Учащиеся могут вслух проговаривать счет минут. Сложности могут возникнуть, если минутная стрелка стоит не на 5 или 10, а между ними, тогда надо объяснить, как подсчитать данные минуты. Далее перемещая маленькую часовую стрелку показываем, как она смещается в зависимости от смещения длинной минутной стрелки.

Можно изготовить шаблон числового ряда циферблата на картоне с движущимися стрелками и на примерах закреплять данный алгоритм. Сначала время выставляет учитель, затем учащиеся. Целесообразно проводить игры «Мой распорядок дня», «Распорядок выходного дня» и т. д.

Теперь можно перейти к обозначению времени второй половины суток — 12, 13, 14. и т. д. и на этом же тренажере подписать данные числа мелом или маркером. Тренировка «без 20 минут…», «15 минут…», четверть часа, половина часа, должна проходить лишь после усвоения всех конфигураций минут.

Для того, чтобы качественно закрепить знания, после нескольких уроков с применением ленточного тренажера, я беру и «сворачиваю ленту в кольцо» и говорю, что любые аналоговые часы — это кольцо. Таким образом уже на обычном циферблате мы закрепляем полученные знания с помощью примеров из жизни (приход в школу, обед, прогулка и т. д.).

До ребенка необходимо донести многогранность временных категорий. Родителям можно посоветовать закрепить навыки определения времени занятиях и обычных действиях по дому: папа или мама придут тогда-то, пирог печется 30 мин, гулять пойдешь в … и т. д.

Рекомендую иметь дома часы с арабской нумерацией и, желательно, нумерацией минут с пятиминутными отрезками, что является отличным закреплением пройденного материала.

В более старших классах программа математики предусматривает сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. Если учащиеся поймут и усвоят вышеизложенный материал, смогут ориентироваться во времени, то тема сложения и вычитания единиц времени будет ими усвоена полно и без особых усилий. Более сложные арифметические задачи на определение временных интервалов необходимо как можно чаще решать на уроках.

Литература:

  1. http://росмедаль.рф/publication-files/Нестандартный прием изучения «циферблата часов» в коррекционной школе.doc
Основные термины (генерируются автоматически): час, учащийся, длинная минутная стрелка, циферблат часов, пониженный интеллект, время, минута, ребенок, урок.


Похожие статьи

Интерактивные модели часов для использования в начальной...

Рис. 2. Часы для детей. 3) Flash-игра ”Учим время” [5]. Нужно указать циферблат, который показывает время, изображённое на

Следующий манипулятор позволяет установить любое время, вплоть до минут.

Сверьте время на часах со стрелками и электронных часах.

Сценарий мероприятия «Сколько времени, скажи? Посмотрите на...

– познакомить детей с различными часами, развивать представление о времени; – развивать чувства времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом; – закрепление знаний детей о здоровье сбережении (правильное питание...

Значение времени и его измерение в современном мире

Названия интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как у них еще не накоплен. У детей старшего дошкольного возраста закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени.

Какие бывают часы? | Статья в журнале «Юный ученый»

Люди измеряют время с давних времён. Первыми часами было Солнце. Первый прибор для измерения времени был изобретён в Древнем Вавилоне более трёх тысяч лет назад. Это были солнечные часы. С тех пор часы прошли долгий путь…

Формирование представлений о времени у детей с нарушением...

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, формирование представлений о времени

Исследования у детей с нарушением интеллекта (С. Г. Ералиева), подтверждают

В ходе обучения были преодолены многие характерные для учащихся с нарушением...

Часы реального времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

В данной статье рассмотрена модель часов реального времени. Результатом является разработка электрической принципиальной схемы микропроцессорного устройства на аппаратной платформе Arduino Uno R3.

Некоторые примеры и методы активизации мыслительной...

Но дети с пониженным интеллектом не всегда могут запомнить ряд действий, поэтому

Для активизации мыслительной деятельности можно включить в урок следующие задания буквально на 5–7 минут.

В настоящее время существует тенденция увеличения количества детей с...

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

Однако в настоящее время оно все чаще начинает рассматриваться учеными как принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности.

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

 улучшение запоминания. Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока

Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление.

Внеклассное мероприятие «Час кода» («Урок цифры»)...

Слова «Час» и «код». «Час кода» с этого года называется «Урок цифры» — всероссийская образовательная

Поэтому для вас, ребята, уже несколько лет проводится всероссийская акция «Час кода», цель

Ведь какой бы сложной не была машина или искусственный интеллект...

Похожие статьи

Интерактивные модели часов для использования в начальной...

Рис. 2. Часы для детей. 3) Flash-игра ”Учим время” [5]. Нужно указать циферблат, который показывает время, изображённое на

Следующий манипулятор позволяет установить любое время, вплоть до минут.

Сверьте время на часах со стрелками и электронных часах.

Сценарий мероприятия «Сколько времени, скажи? Посмотрите на...

– познакомить детей с различными часами, развивать представление о времени; – развивать чувства времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом; – закрепление знаний детей о здоровье сбережении (правильное питание...

Значение времени и его измерение в современном мире

Названия интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как у них еще не накоплен. У детей старшего дошкольного возраста закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени.

Какие бывают часы? | Статья в журнале «Юный ученый»

Люди измеряют время с давних времён. Первыми часами было Солнце. Первый прибор для измерения времени был изобретён в Древнем Вавилоне более трёх тысяч лет назад. Это были солнечные часы. С тех пор часы прошли долгий путь…

Формирование представлений о времени у детей с нарушением...

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, формирование представлений о времени

Исследования у детей с нарушением интеллекта (С. Г. Ералиева), подтверждают

В ходе обучения были преодолены многие характерные для учащихся с нарушением...

Часы реального времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

В данной статье рассмотрена модель часов реального времени. Результатом является разработка электрической принципиальной схемы микропроцессорного устройства на аппаратной платформе Arduino Uno R3.

Некоторые примеры и методы активизации мыслительной...

Но дети с пониженным интеллектом не всегда могут запомнить ряд действий, поэтому

Для активизации мыслительной деятельности можно включить в урок следующие задания буквально на 5–7 минут.

В настоящее время существует тенденция увеличения количества детей с...

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

Однако в настоящее время оно все чаще начинает рассматриваться учеными как принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности.

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

 улучшение запоминания. Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока

Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление.

Внеклассное мероприятие «Час кода» («Урок цифры»)...

Слова «Час» и «код». «Час кода» с этого года называется «Урок цифры» — всероссийская образовательная

Поэтому для вас, ребята, уже несколько лет проводится всероссийская акция «Час кода», цель

Ведь какой бы сложной не была машина или искусственный интеллект...

Задать вопрос