При работе с детьми с пониженным интеллектом учителя сталкиваются с проблемой невосприятия абстрактного материала, так как мышление у них конкретное. У таких учащихся отмечается неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, нарушение познавательной деятельности, что влечет неусвоение материала в обыденном смысле простого и логичного. Без наглядных пособий и шаблонов таким детям трудно воспринимать материал. Проявление математической памяти в ее развитых формах, когда запоминаются мыслительные схемы, у школьников с пониженным интеллектом не наблюдается.
Из практики своей работы в школе для детей с пониженным интеллектом при прохождении материала «циферблат часов» учителя сталкиваются с существенными трудностями.
– Учащиеся, даже хорошо знающие цифры, не желают узнать циферблат часов, полагая, что время всегда можно посмотреть на телефоне или на электронных часах.
– На циферблате используется две нумерации — от 1 до 12 (часы) и от 1 до 60 (минуты), в то время как на уроках мы сталкиваемся только с десятеричной системой счисления.
– Понятие времени для наших учащихся абстрактное, увидеть или потрогать его невозможно.
Из практического успешного опыта данный материал лучше изучать следующими этапами.
На первоначальном этапе необходимо с учащимися сформировать следующие понятия:
– «День и ночь»
– «Когда это бывает» — когда встаем, идем в школу и т. д.
– «Части суток» — утро, день, вечер, ночь.
– «Количество часов в сутках»
– «Половина суток» — световой день и ночь (в зависимости от времени года).
– «Промежуток времени» — продолжительность дня, занятия, урока и т. д.
Постоянная тренировка счета пятерками и десятками должна проходить на уроках в виде устного счета. Для самостоятельной работы можно дать упражнение записи ряда от 1 до 60. Далее необходимо постоянное повторение чисел кратных 5. Можно сделать таблицу с данными числами и неоднократно работать с ней. На следующих уроках целесообразно решать задачи на начало и конец продолжительности события.
Следующим этапом обучения является знакомство с циферблатом: цифры от 1 до 12 и две стрелки, маленькая, обозначающая часы и длинная, обозначающая минуты. Необходимо пояснить учащимся, что в часе 60 минут, которые разделены по 5 минут между указанными числами часов.
После частых повторений выше указанных понятий, переходим непосредственно к рассмотрению работы часов. Вся проблема трудности восприятия аналоговых часов в том, что познавательные функции любого современного ребенка базируются на восприятии на восприятии с рождения цифровой одномерной модели часов. Закрепившись как модель-часы, мы безуспешно пытаемся перевести мышление ребенка мало того, что в двухмерную модель восприятия времени –«циферблат», так зачастую и с римским обозначением цифр, либо вообще без таковых. В сознании ребенка возникает естественным образом когнитивный диссонанс. Представим себе — ребенку необходимо понять, то есть перестроить мышление от одномерных цифровых часов к двухмерным, при этом еще и понять такие выражения, как — «восьмой час», «15 минут второго» и т. д., и при этом осознать факт наступления какого-либо часа суток в зависимости от восприятия дня и ночи. Все эти факты кажутся нам легко познаваемыми в силу того, что все мы учились на аналоговых часах.
Я предлагаю развернуть циферблат часов в ленту от 1 до 12 (начерченной на доске, либо в виде переносного числового ряда).
1……………………………………………………………12
Если числовой ряд начерчен на доске, то мы можем, изображая стрелки мелом от центра ряда, объяснить принцип работы часов. Перемещая длинную минутную стрелку показываем, что она проходит между часами от 1 до 60 минут. Учащиеся могут вслух проговаривать счет минут. Сложности могут возникнуть, если минутная стрелка стоит не на 5 или 10, а между ними, тогда надо объяснить, как подсчитать данные минуты. Далее перемещая маленькую часовую стрелку показываем, как она смещается в зависимости от смещения длинной минутной стрелки.
Можно изготовить шаблон числового ряда циферблата на картоне с движущимися стрелками и на примерах закреплять данный алгоритм. Сначала время выставляет учитель, затем учащиеся. Целесообразно проводить игры «Мой распорядок дня», «Распорядок выходного дня» и т. д.
Теперь можно перейти к обозначению времени второй половины суток — 12, 13, 14. и т. д. и на этом же тренажере подписать данные числа мелом или маркером. Тренировка «без 20 минут…», «15 минут…», четверть часа, половина часа, должна проходить лишь после усвоения всех конфигураций минут.
Для того, чтобы качественно закрепить знания, после нескольких уроков с применением ленточного тренажера, я беру и «сворачиваю ленту в кольцо» и говорю, что любые аналоговые часы — это кольцо. Таким образом уже на обычном циферблате мы закрепляем полученные знания с помощью примеров из жизни (приход в школу, обед, прогулка и т. д.).
До ребенка необходимо донести многогранность временных категорий. Родителям можно посоветовать закрепить навыки определения времени занятиях и обычных действиях по дому: папа или мама придут тогда-то, пирог печется 30 мин, гулять пойдешь в … и т. д.
Рекомендую иметь дома часы с арабской нумерацией и, желательно, нумерацией минут с пятиминутными отрезками, что является отличным закреплением пройденного материала.
В более старших классах программа математики предусматривает сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. Если учащиеся поймут и усвоят вышеизложенный материал, смогут ориентироваться во времени, то тема сложения и вычитания единиц времени будет ими усвоена полно и без особых усилий. Более сложные арифметические задачи на определение временных интервалов необходимо как можно чаще решать на уроках.
Литература:
- http://росмедаль.рф/publication-files/Нестандартный прием изучения «циферблата часов» в коррекционной школе.doc