Прохождение государственной итоговой аттестации как аспект жизнестойкости обучающихся с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Литовченко, О. С. Прохождение государственной итоговой аттестации как аспект жизнестойкости обучающихся с задержкой психического развития / О. С. Литовченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 737-739. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70396/ (дата обращения: 09.07.2020).



Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности (Д. А. Леонтьев).

Для детей с ЗПР характерны такие черты, как слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, что не способствует хорошему уровню жизнестойкости.

Для преодоления и коррекции этих черт личности, устойчивость которых очень важна при успешном прохождении итоговой аттестации, в нашей школе разработана программа психолого-педагогического сопровождения и подготовки учеников 9-го специально коррекционного класса к прохождению государственной итоговой аттестации.

Цель программы: формирование психологических качеств, умений и навыков обучающихся, которые повысят уровень подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации и будут способствовать развитию познавательной активности, умению владеть своими эмоциями, мобилизовать себя в решающей ситуации.

Задачи программы:

  1. Развить познавательную активность, психологическую готовность к итоговой аттестации: развить внимание, память, мышление, отработать навыки самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции.
  2. Снизить уровень тревожности с помощью навыков психофизической саморегуляции.
  3. Создать положительный психологический настрой у учащихся и их родителей, во время подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.

Программа включает 5 направлений:

  1. Диагностическое направление.
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с обучающимися.
  3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов.
  4. Профилактическая работа.
  5. Организационно-методическая работа.

Направления работы психолога с учащимися школы:

− групповые занятия — тренинги;

− игры-драматизации;

− индивидуальные консультации;

− формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально).

Содержание групповых занятий с учащимися включает:

− ознакомление с организацией и проведением ГИА в аспекте психологической подготовленности учащихся;

− освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т. д.) для снятия эмоционального напряжения вовремя ГИА.

Направления работы с родителями:

− тематические родительские собрания,

− индивидуальные консультации (в том числе совместные с выпускником).

Направления работы с педагогами:

− взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии по психологической подготовке обучающихся;

− знакомство с психологическими характеристиками выпускников (по результатам диагностических исследований);

− взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний.

Ожидаемые результаты от реализации данной программы:

  1. Снижение уровня тревожности у участников государственной итоговой аттестации.
  2. Развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у обучающихся.
  3. Повышение сопротивляемости стрессу, жизнестойкости.
  4. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  5. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.

Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА у выпускников.

Программа реализуется второй год. По результатам прошлого года:

Входящая диагностика — 63 % -высокий уровень тревожности;

Итоговая диагностика — 39 % — высокий уровень тревожности.

Итоговую государственную аттестацию прошли успешно -100 %.

По результатам входящей диагностики 2018–2019 учебного года — 60 % высокий уровень тревожности, 20 % — повышенный уровень тревожности, 20 %- низкий уровень тревожности.

На занятиях используется методы и приемы:

− арт-терапия,

− дыхательная гимнастика,

− пантомимика,

− упражнения на активизацию познавательной активности.

Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении государственной итоговой аттестации. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом период старшего школьного возраста, когда подростки находятся на границе детства и взрослости, является одним из наиболее благоприятных для формирования и развития жизнестойких черт личности, что может лечь в основу повышения уровня их физического и психического здоровья, помочь в выработке эффективных способов преодоления возникающих трудностей, найти свое место в жизни и стать полноценными успешными и полезными членами общества.

Литература:

  1. Авраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. — 2001, № 1. — C. 35–49.
  2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 1136 с.
  3. Горбунова М. Ю. Междисциплинарные основы социологического исследования эмоций // Психология, социология и педагогика. — 2012. № 11 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1195 (Дата обращения: 31.07.2014).
  4. Мастюкова Е. М., Переслени Е. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 55–62.
  5. Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  6. Прихидько Эмоциональная социализация: содержание и механизмы — [Электронный ресурс] — // Психологические исследования: электронн.науч.журн. — 2009. № 4 (6) Режим доступа — URL: http: //psystudy.ru (Дата обращения: 13.01.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная итоговая аттестация, познавательная активность, высокий уровень тревожности, уровень тревожности, итоговая аттестация, успешное прохождение, направление работы, программа.


Похожие статьи

Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность...

Государственная итоговая аттестация (ГИА) в настоящее время вызывает множество дискуссий и сомнений у общественности (педагогов, выпускников и их родителей, психологов, преподавателей, администраций учебных заведений)...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Для изучения уровня тревожности у старшеклассников можно использовать методику «Уровень тревожности» Дж. Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе) [9, с.124]. Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому...

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Оптимизация алгоритма работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации: – Изучение нормативно-правовой базы.

Квалификация педагога — отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Кроме того, прохождение государственной итоговой аттестации по окончании неполной средней

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности приводит подростка к

Государственная итоговая аттестация (ГИА) в настоящее время вызывает множество.

Рекомендации по подготовке учащихся к государственной...

Современное общество характеризуется стремительными изменениями, которые не обходят стороной процесс получения образования. Система государственной итоговой аттестации вызывает беспокойство не только у учащихся, но и у родителей.

Экзаменационный стресс и его профилактика | Статья в сборнике...

При успешном приспособлении в организме отмечается высокий уровень экономичности

Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, неудачи.

- оптимальная двигательная активность, занятия физической культурой и спортом.

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной деятельности. На основании теоретического исследования выявлены противоречивые данные о том, что различные виды тревожности в связи с учебной деятельностью на разных возрастных этапах...

Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации по...

Уровень тревожности тем выше, чем больше учащийся нацелен на высокий балл. На данном этапе важной задачей учителя становится структурирование деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей. Необходимо наметить «контрольные точки» на пути подготовки...

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Снижение количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем тревожности, увеличение количества учащихся с нормальным уровнем тревожности является показателем эффективности реадаптации к учебной деятельности.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

2. Высокий уровень ситуативной тревожности отмечен у 35% первокурсников. Между показателями уровня тревожности существует сильная связь. Личности, с высоким уровнем тревожности, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизненной деятельности...

Похожие статьи

Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность...

Государственная итоговая аттестация (ГИА) в настоящее время вызывает множество дискуссий и сомнений у общественности (педагогов, выпускников и их родителей, психологов, преподавателей, администраций учебных заведений)...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Для изучения уровня тревожности у старшеклассников можно использовать методику «Уровень тревожности» Дж. Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе) [9, с.124]. Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому...

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Оптимизация алгоритма работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации: – Изучение нормативно-правовой базы.

Квалификация педагога — отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Кроме того, прохождение государственной итоговой аттестации по окончании неполной средней

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности приводит подростка к

Государственная итоговая аттестация (ГИА) в настоящее время вызывает множество.

Рекомендации по подготовке учащихся к государственной...

Современное общество характеризуется стремительными изменениями, которые не обходят стороной процесс получения образования. Система государственной итоговой аттестации вызывает беспокойство не только у учащихся, но и у родителей.

Экзаменационный стресс и его профилактика | Статья в сборнике...

При успешном приспособлении в организме отмечается высокий уровень экономичности

Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, неудачи.

- оптимальная двигательная активность, занятия физической культурой и спортом.

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной деятельности. На основании теоретического исследования выявлены противоречивые данные о том, что различные виды тревожности в связи с учебной деятельностью на разных возрастных этапах...

Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации по...

Уровень тревожности тем выше, чем больше учащийся нацелен на высокий балл. На данном этапе важной задачей учителя становится структурирование деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей. Необходимо наметить «контрольные точки» на пути подготовки...

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Снижение количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем тревожности, увеличение количества учащихся с нормальным уровнем тревожности является показателем эффективности реадаптации к учебной деятельности.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

2. Высокий уровень ситуативной тревожности отмечен у 35% первокурсников. Между показателями уровня тревожности существует сильная связь. Личности, с высоким уровнем тревожности, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизненной деятельности...

Задать вопрос