В данной статье рассматривается вопрос реализации ценности свободы в пространстве интернета. Свобода — одна из важнейших ценностей человека. Различают свободу как осознанную необходимость, свободу выбора и самореализации, гражданские свободы, свободу мысли, воли, совести, слова, свободу вероисповедания, свободу деятельности.Находясь в режиме самоизоляции, многие увидели, что одним из часто используемых видов связи являются информационные технологии, в частности интернет, который в данной ситуации с особой силой притягивает к себе внимание, открывая все больше возможностей для пользователей. В статье представлены пути использования человеком своего внутреннего потенциала и свободы действий в информационном пространстве.
Ключевые слова: свобода, человек, ценность, выбор.
Роль техники в современном мире огромна. «В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникаций людей, типы личности и образ жизни» [9, с.1 0]. Интернет, как представитель новых технологий, является ярким тому подтверждением. Во-первых, Интернет дает неограниченный доступ к информации из любой точки земного шара, позволяет высказывать и отстаивать свою точку зрения по любому поводу и вопросу, во-вторых, для человека нет строгих норм поведения в Интернете, в-третьих, как совокупность информационных ресурсов он неподконтролен никому: никакой-либо организации, государству или лицу.
Всемирная паутина создает различные площадки для общения, социальные сети, форумы, где любой человек может найти ответ на любой интересующий вопрос, при необходимости задать его, узнать для себя что-то новое. В настоящее время список возможностей, которые можно реализовать в интернете достаточно большой, особенно это актуально в те времена, когда люди не могут лично общаться, совершать покупки в магазинах. В глобальной сети присутствуют материалы различного рода: от образовательных до маргинальных или даже преступных. Интернет часто соотносят с древнегреческой агорой, местом, где первоначально собирались, дискутировали, принимали решения свободные жители полиса, несущие военную службу, позднее оно стала и торговой площадью. При выступлении на агоре, в отличие от общения в интернете, человек отвечал за свои слова свободой, даже жизнью. Сократ, утверждая истинность своих высказываний и отстаивая свои идеалы, ответил за это право своей собственной жизнью [3].
Соответственно, человек во всемирной паутине свободен во всем. Как распорядиться этой свободой? Окунуться с головой, освободившись от внешней зависимости, в бесконечное блуждание в информационном поле Интернета или нравственно и духовно развиваться? Как ответственно использовать технические блага в период, когда мощь техники достигает своего апогея?
Интернет является уникальной средой, позволяющей реализовывать одну из важнейших ценностей человека — свободу. В огромном информационном пространстве, в первую очередь, обращает на себя внимание неограниченная свобода пользователей. В 1996 году Джоном Перри Барлоу была создана «Декларация независимости киберпространства», в которой заявлялось: «…Мы творим мир, где кто угодно и где угодно может высказывать свои мнения…» [1]. В начале XX века подобные мысли уже высказывались. «…Все дозволено и ничто не имеет значения» [5, с. 121–122], — писал Альберт Камю, настаивая на таком понимании свободы воли. Анонимность позволяет человеку не отвечать за свои слова, умело пряча свое присутствие в пространстве за масками, через которые невозможно разглядеть лиц. Всем сторонникам такой точки зрения можно напомнить о работах Ж.Ж Руссо, в которых он высказывался против представлений об абсолютной свободе человека. Он утверждал, что полная свобода невозможна, поскольку ее ограничивает самое его существование [2, с. 83].
«Мы творим мир, в который могут войти все без привилегий и дискриминации, независимо от цвета кожи, экономической или военной мощи и места рождения», — конкретизирует автор Декларации [1]. Свобода не может не предполагать равенства людей, и именно в Интернете эта идея реализуется лучше всего: изначально все, кто имеет доступ к всемирной паутине, равны и лишь по-разному используют свой внутренний потенциал и свободу действий и приходят в результате своей деятельности к разным итогам.
Те, кто выбирает «свободу от…» удовлетворяют обыденно-житейские желания, освобождаясь от внешней зависимости, провозглашая лозунг «что хочу, то и делаю», постепенно превращаются в информационного робота, для которого новые технологии становятся «символом веры» [6, с. 135]. Именно для такого современного человека подходят слова Альберта Камю: «Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него хозяин» [5, с. 54]. Таковым хозяином является информационное пространство, поэтому напрашивается вывод: быть свободным и иметь хозяина — противоречие.
Как же реализовать личности в Интернете одну из важнейших ценностей человека? Представитель русской философии серебряного века И. А. Ильин делает однозначный вывод: «Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий… Воистину свободен духовно самостоятельный человек» [4, с. 174–175]. Это те пользователи Интернета, кто выбирает «свободу для…», кто осознанно принимает решения в пользу своего интеллектуального и духовного развития, выбирая перспективу повышения уровня самоорганизации и самоопределения.
Выбор между «негативной свободой» и «позитивной свободой» — это серьезное испытание для человека, особенно когда при этом ему дается свобода воли. Следует прислушаться к словам французского философа Рене Майо, который писал: «Право на информацию ничем не отличается от других прав: его содержание должно определяться исходя из реальных потребностей — при условии, разумеется, что под потребностью понимается не удовлетворение интересов или пристрастий, а становление личности» [8]. Именно это двойственное начало свободы как особой ценности заложено в Интернете и притягивает всех пользователей.
Свобода как жизненная ценность является стержнем жизни и может быть реализована, с одной стороны, как универсальная возможность творить, действовать, совершенствоваться, так и, с другой стороны, оправданием возможности бездействовать, разрушать, деградировать. Поэтому на сегодняшний день необходимо, выбирая путь реализации ценности свободы в информационном пространстве, помнить слова доктора философии Х. Ленка: «Техника — это часть нашей судьбы, как позитивной, так и негативной. От нее сегодня невозможно отказаться, но и от ответственного обращения с ней — тоже» [7, с 85], также отчетливо представлять ту меру свободы, которая не принесет зла другим, свои интересы соотносить со свободой других людей.
Литература:
- Барлоу Д. П. Декларация независимости киберпространства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dnn.ru/indep.htm (дата обращения: 10.05.2020).
- Гололоб Г. Свобода воли: все «за» и «против» // Богословские размышления: Евро-Азиатский журнал богословия. — 2008. — № 9. – С. 71–88.
- Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 74–84.
- Ильин И. А. Путь к очевидности. / И. А. Ильин. — М.: Республика, 1993. — 431 с.
- Камю А. Миф о Сизифе. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. / А. Камю. — М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
- Кравец Д. В. Проблема свободы в коммуникативном пространстве интернета. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2011. № 16. — С. 135–138.
- Ленк Х. Размышления о современной технике. / Х. Ленк — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 183 с.
- Майо Рене. Информация как двигатель свободомыслия // Курьер Юнеско. — 2018. — № 4.
- Степин В. С. Теоретическое знание. / В. С. Степин. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.