К проблеме формирования географических образов в процессе урока географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 19.05.2020

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Петраченкова, Е. В. К проблеме формирования географических образов в процессе урока географии / Е. В. Петраченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 690-691. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70348/ (дата обращения: 25.04.2024).



Вопрос формирования географического образа — очень сложная и в то же время очень актуальная проблема. Основой географического мышления является формирование географических образов и представлений. В сущности, формирование географического мышления невозможно без ярких образов конкретных географических объектов. Существует тесная взаимосвязь между географическим мышлением и умением представлять географические объекты и явления, нельзя географически мыслить, не умея создавать образ изучаемого объекта.

География как научная дисциплина имеет свои специфичные особенности, которые заключаются в образности предмета изучения. В рамках классно-урочной системы сложно непосредственно наблюдать географические объекты, явления, но в настоящее время благодаря современным техническим возможностям эти недостатки легко восполнить. Не обязательно ехать в какую-либо страну для того, чтобы увидеть все ее достопримечательности, или наблюдать стихийное явление воочию, чтобы прочувствовать все его негативные последствия. Современные мультимедийные возможности с легкостью могут заменить реальное путешествие или исследование, чтобы у человека надолго сохранилось воспоминание о каком-либо событии или образ географического объекта.

В сознании человека отображением настоящей действительности является образ, который формируется на уровне чувств и мышления. Географический образ территории и географических объектов должен формироваться у каждого школьника, именно эмоциональное восприятие учебного материала способствует развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

Географические образы — это, прежде всего, чувственно-наглядное обобщение полученных воздействий на органы чувств человека, сохраняющиеся и воспроизводящиеся в его сознании. Поэтому чем разнообразнее воздействия на сознание, чем больше будет задействовано органов чувств во время формирования образов, тем дольше они сохранятся в памяти человека.

На формирование географических образов в ходе урока положительно влияют разного рода средства обучения, именно поэтому их применение необходимо. Как правило, все средства обучения классифицируются по функциям и в результате делятся на две группы, одна из них — познавательная. Именно с помощью познания формируется полноценный географический образ [5].

На сегодняшний день в условиях современной школы одним из самых востребованных и продуктивных методов формирования географических образов считается применение наглядных средств обучения. Основным ключом извлечения познаний группы наглядных методов является наглядный образ, а психологической базой — «живое созерцание», то есть, живое восприятие. Методы наблюдения, демонстрирования и иллюстрирования — самые популярные методы обучения из группы наглядных методов. Наблюдение в ходе урока является самостоятельной работой ученика, которая находится непосредственно под руководством учителя. Данный метод отличается от других наглядных своеобразной сложностью психологической структуры, так как оно взаимодействует в совокупности со всеми процессами познания [2]. Так же в ходе применения метода иллюстрации (демонстрации) учитель может управлять вниманием учащихся, обращая внимание на главные признаки.

Эффективность вышеуказанных методов складывается в результате применения на уроке таких средств обучения как: видеофрагменты, диаграммы, карты, таблицы, схемы, фотоиллюстрации, фильмы. Некоторые из перечисленных средств обучения могут отображаться на экране проектора, интерактивной или обычной доске, так же они могут находиться в содержании раздаточного материла или быть необходимой информацией из учебника или дополнительной литературы. В процессе урока работа учащихся заключается в получении необходимой информации, ее восприятии и осмыслении. С помощью средств наглядности учитель может следить за мыслительной деятельностью учащихся, в желаемый момент или на нужном этапе урока активизировать их восприятие [1]. Работа учащихся в процессе урока с применением методов наглядности считается эффективной в развитии наглядно-образного мышления. Наглядность формирует эмоциональное восприятие, зрительную память и наблюдательность. В то же время применение метода наглядности должно быть источником знаний, а не всего лишь дополнительной иллюстрацией к усваиваемой информации.

Применение наглядного метода будет менее эффективным, если повсеместно с ним не использовать словесный метод, который является неотъемлемой частью процесса обучения. Данные методы взаимосвязаны друг с другом, так, например, при возможности описания какого-либо географического объекта следует его словесное объяснение: фронтальная беседа, рассказ. Исходя из этого сформировать географический образ, не применяя при этом словесный метод, почти невозможно. Так же представленный метод развивает речевую и мыслительную деятельности, способствует общению во время урока.

Формированию географических образов способствуют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ — это все те технологии в образовательной сфере, с помощью которых возможно применить нужные средства информации в электронном формате с целью достижения поставленных педагогических целей и задач. Информационно-коммуникационные технологии в современной школе — это технические средства обучения, такие как: мультимедиа-проектор, интерактивная доска и др.; мультимедиа — аудио и видео файлы; компьютерные системы, способствующие обучению — электронные тесты, учебники и др.

Применение ИКТ в сфере образования имеет множество плюсов:

– создание продуктивной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

– процесс познавательной деятельности происходит благодаря системному мышлению;

– поддержание деятельностного подхода образовательной деятельности;

– переход на индивидуализацию учебного процесса при возможности сохранения его целостности;

– появление возможности создания открытой системы образования [3, c. 55–58].

ИКТ расширяют возможности учителя. Благодаря методу ИКТ можно разнообразить содержание урока, что, несомненно, сделает его еще более увлекательным и познавательным.

Художественные средства обучения можно охарактеризовать как комплекс произведений искусства, который является формирующей основой географического образа. В художественные средства обучения входят: произведения искусства литературного и музыкального характера, а также скульптура и живопись [4]. Перечисленные средства обучения оказывают влияние на эмоциональную сферу учащихся, а именно на образное мышление. Применение в ходе урока таких средств обучения совместно с другими обеспечивает наибольшую заинтересованность в предмете и лучший уровень усвоения знаний, поэтому их использование играет немаловажную роль при формировании географических образов в процессе урока географии. К тому же, художественные средства обучения позволяют формировать не только географический образ, но и мировоззрение, культуру, эстетическое воспитание, чувство прекрасного и многие другие важные качества, что создают полноценно развитую личность.

Литература:

  1. Душина И. В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. М: Астрель СПб, 2002. 342 с.
  2. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. 200 с.
  3. Кононова Г. А. Формирование географического образа территории при изучении курса география России. Санкт-Петербург, 1996. 145 c.
  4. Максаковский В. П. Литературная география: географические образы в русской художественной литературе: кн. для учителя / В. П. Максаковский. -М.: Просвещение, 2006. 407 с.
  5. Таможняя Е. А., Смирнова М. С., Душина И. В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 321 с.
Основные термины (генерируются автоматически): географический образ, географическое мышление, образ, средство обучения, ходя урока, художественное средство обучения, необходимая информация, словесный метод, современная школа, эмоциональное восприятие.


Похожие статьи

Словесные методы обучения географии в целях активизации...

Устные средства обучения имеют ведущее значение. Рассказ — это яркое, образное, последовательное изложение учителем содержания отдельных вопросов изучаемой темы. Рассказ применяется учителем в том случае, когда требуется создать у учащихся яркий образ...

Формирование географических представлений на уроках...

- наглядные средства обучения: картины, таблицы, графическая наглядность, дополнительный текст и иллюстративный материал учебника, модели географических объектов и явлений; - электронные средства обучения: компьютерные программы, презентации к урокам, учебные...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов...

Современные методы преподавания на уроках географии

Представление информации (объяснение образа в свете изучаемого явления). На данном этапе происходит символьная свертка (наложение на

Художественно-образное мышление тесно связано с навыками восприятия, отвечающим специфике изобразительной деятельности.

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне...

Развивающее обучение в географическом образовании

География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и...

Применение иллюстративной наглядности на уроках истории как...

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии, составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит...

Инновационные методы обучения на занятиях по...

Интерактивные формы обучения строятся на взаимной связи между учениками и преподавателем. Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство.

Похожие статьи

Словесные методы обучения географии в целях активизации...

Устные средства обучения имеют ведущее значение. Рассказ — это яркое, образное, последовательное изложение учителем содержания отдельных вопросов изучаемой темы. Рассказ применяется учителем в том случае, когда требуется создать у учащихся яркий образ...

Формирование географических представлений на уроках...

- наглядные средства обучения: картины, таблицы, графическая наглядность, дополнительный текст и иллюстративный материал учебника, модели географических объектов и явлений; - электронные средства обучения: компьютерные программы, презентации к урокам, учебные...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов...

Современные методы преподавания на уроках географии

Представление информации (объяснение образа в свете изучаемого явления). На данном этапе происходит символьная свертка (наложение на

Художественно-образное мышление тесно связано с навыками восприятия, отвечающим специфике изобразительной деятельности.

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне...

Развивающее обучение в географическом образовании

География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и...

Применение иллюстративной наглядности на уроках истории как...

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии, составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит...

Инновационные методы обучения на занятиях по...

Интерактивные формы обучения строятся на взаимной связи между учениками и преподавателем. Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство.

Задать вопрос