В статье проанализирована сущность глобальных политических проектов, которые, являясь стратегиями развития будущего, определяют ход истории. Также выявлено содержание понятия «политический проект». Акцент сделан на возникновение трансдисциплинарности, что актуализировало рассматриваемую проблему, в связи с чем была предпринята попытка классифицировать типы и направления глобальных политических проектов. При этом особое внимание уделено подходам к определению будущего, что важно для понимания сущности рассматриваемого в статье феномена.
Ключевые слова: будущее, футурология, политическое проектирование, глобальный проект, политические стратегии, трансдисциплинарность.
The article considers how the essence of global political projects being a part of the future development strategies determine historical process. It was also revealed the definition of the “political project”. The author paid attention to transdisciplinarity appearance, that made considering this issue actual, so there was made an effort to create a classification of global political projects, its types and directions. Nevertheless, there were analyzed approaches of ‘future’ that is important for understanding the base of considering problem.
Keywords: future, futurology, political projecting, global project, political strategies, transdiciplinarity.
С древнейших времен человечество стремилось познать и предугадать, что ждет его в будущем. Однако с развитием общества бытовые догадки и предположения стали приобретать теоретически обоснованный характер — возникли такие направления, как проектирование и футурология.
Социально-политические системы, являясь открытыми, находятся в постоянном развитии и взаимодействии, в связи с чем на фоне постоянных потрясений становится все труднее смоделировать образ будущего. Страны борются за лидерство на мировой арене, наращивают количество военных баз с целью расширения своего влияния. Системы находятся в постоянной нестабильности, порождая все новые противоречия. Так, появилось политическое проектирование, которое оказывает наибольшее влияние на определение вектора общественного развития.
Четкое понимание глобального проекта в современном мире, в частности в России, предложил М. Хазин [1]. Он подходит к проблеме с точки зрения цивилизационного подхода и далее связывает проекты с процессом глобализации.
Однако прежде чем в полной мере выявить сущность политического проекта, необходимо понять, что из себя представляет будущее. В целом, если исходить из классических трактовок, то существует два основных подхода — детерминизм и индетерминизм. Первый заключается в том, что будущее подчиняется неким закономерностям, обусловлено определенными взаимосвязями, согласно теории Лапласа, — механистический детерминизм [2]. Отсюда же исходит такое направление, как фатализм.
Диаметрально противоположным считается индетерминизм, который в свою очередь предполагает обратное: будущее есть лишь череда случайностей, соответственно оно никак не может быть определено.
Однако существует и третья сторона понимания будущего: в XX веке исследователи стали обращать внимание на некоторые повторяющиеся закономерности, происходящие с течением времени. Эти предположения поставили под сомнение реальность концепции линейного времени, предполагавшего его необратимость. Так, возникает теория цикличного времени, в соответствии с которой будущее может повторяться по аналогии с событиями в прошлом [3, с. 56].
Тем не менее, несмотря на то, что в современной открытой неравновесной системе в зависимости от условий могут смешиваться модели, изложенные выше, человечество, достигнув небывалого уровня развития подошло к некой точке сингулярности, когда исторический опыт не способен подсказать, каким образом обществу двигаться дальше. То есть история уже необратима. Соответственно, такое направление как политическое проектирование является необходимостью.
Определяя сущность глобального политического проекта, следует отметить, что прежде всего — это совокупность разработок, преследующих целевую детерминанту. Сегодня современные государства и наднациональные организации борются за свои интересы при помощи проектов, стремятся распространить свое влияние в мире. Исходя из этого, глобальный политический проект есть не что иное, как победившая идея. Определяя сущность и характеристики этих стратегий, следует обратить внимание на то, что глобальные проекты находятся в процессе перманентного взаимодействия, среди свойств которого — противоборство или взаимодополненяемость. Глобальные стратегии всегда несут в себе ряд задач, во главе которых лежит сверхдетерминанта — достижение мирового лидерства.
С возникновением такого явления, как трансдисциплинарность, глобальный проект стал носить не только политический характер — теперь он затрагивает различные сферы. Хотя и стоит заметить, что политика по-прежнему является инструментом управления будущим. Глобальный проект — это прежде всего ответ на вызовы и риски современности, то есть на глобальные проблемы, в связи с чем имеет смысл выявить типы и направления:
Во-первых, одним из важных направлений политических стратегий следует считать геополитику. Данный тип политического проекта способен решить вопросы, касающиеся войны и мира, территорий, взаимоотношения между государствами и миропорядка в целом. Геополитические проекты предлагались еще такими классиками, как Маккиндер c концепцией «Хартленда» [4] и Бжезинский с ключевой стратегией США [5].
Во-вторых, на сегодняшний день значимую роль играет экология. Актуализация направления произошла еще в 1970-е годы, после докладов Римского Клуба в «Пределах роста» о возможных глобальных потрясениях и вызовах будущего [6].
В наши дни ключевым направлением в глобальных стратегиях занимает экономика и экономические проекты. В связи с актуализацией геоэкономического подхода сегодня проекты в русле данного типа являются ключевыми для ряда государств. Это связано с тем, что экономика позволяет усиливать свое влияние на мировой арене, так как именно ведущие экономики мира сегодня определяют правила политической игры в глобальном мире.
Так как наша эпоха ознаменована активной информатизацией, глобализацией и научно-техническим прогрессом, глобальные проекты в сфере технологий становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Здесь также можно выделить направления, например, космическое, биотехнологические и генетические проекты.
Тем не менее, даже возникновение инновационных технологий не смогло вытеснить самого человека из приоритетных категорий политического проектирования. Сегодня по-прежнему одним из наиболее актуальных направлений следует считать социально-демографическое и социокультурное. В задачи проектов в рамках этих типов входят решения вопросов, касающихся здравоохранения, социального благополучия, численности населения, рождаемости, образования.
Необходимо заметить, что процесс политизации затрагивает на сегодняшний день все сферы, соответственно, есть основания говорить о том, что политика и управление занимают в политическом проектировании ключевые позиции. Данный тип политической стратегии в какой-то степени следует считать обобщающим для всех вышеупомянутых направлений. Сюда следует относить разработку механизмов воздействия на общественное создание, эффективное управление государством, разработку идеологий.
Исходя из этого, следует полагать, что все направления глобальных проектов тесно взаимосвязаны друг с другом. На сегодняшний день трансдисциплинарный подход помогает достигать научно-технического прогресса более эффективно. Классифицируя глобальные проекты, следует отметить, что они неразрывно связаны с проблемами, которые охватывают человечество и вызовами, с которыми обществу придется столкнуться. К тому же, проекты и внедрение инноваций не являются отдаленными от политики. И именно проекты в различных научных сферах в совокупности составляют глобальную стратегию развития общества, а также вектор его направленности.
В соответствии с этим необходимо сделать вывод о том, что политический проект предполагает четкий анализ всех возможных угроз как внутри системы, так и за ее пределами, просчет вариантов развития событий, потенциальных кризисов и социальных потрясений. Таким образом, в связи с тем, что политика по сути является инструментом разрешения проблем в различных сферах жизни общества, проектирование в любой из них требует контроля со стороны власти, соответственно проекты в любом из направлений приобретают политическую окраску. Соответственно, глобальные политические проекты как особые стратегии развития представляют само будущее.
Исходя из этого, глобальные политические проекты как стратегии развития будущего предполагают, что человечество будет идти по выбранному пути, который разрабатывается в соответствии с целевой детерминантой. Будущее, на пороге которого стоит нынешнее общество, будет определено глобальной стратегией, которая будет выработана не одним государством, а мировым сообществом, целым рядом стран и организаций. Однако это будущее все же будет подконтрольно интересам определенной группы лиц, оказывающей и распространяющей повсеместно свое влияние. В связи с этими рисками и угрозами проблема требует дальнейшей разработанности и подробного изучения.
Литература:
- Хазин М. О глобальных проектах. [Электронный ресурс]: URL: http://worldcrisis.ru/crisis/132450 (Дата обращения: 20.06.19).
- Лаплас П. Изложение системы мира. — Л.: Наука, 1982. — Классики науки.
- Уитроу Дж. Естественная философия времени: Пер. с англ. / Общ. ред. М. Э. Омелъяновского. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
- Mackinder H. J. The geographical pivot of history The. Geographical Journal.1904. № 23, С.421–437.
- Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы 1997 / Пер. с англ. О. Ю. Уральской. — М.: Международные отношения, 1998. (Великое противостояние).
- Медоуз Д. и др. Пределы роста / Пер. с англ.; Предисл. Г. А. Ягодина. — М.: Изд-во МГУ, 1991.