Инструментарий оценки конкурентоспособности предпринимательских структур | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Ревенко, В. Г. Инструментарий оценки конкурентоспособности предпринимательских структур / В. Г. Ревенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 179-182. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70289/ (дата обращения: 09.07.2020).



В статье дана оценка конкурентоспособности предпринимательских структур. Дается их краткая характеристика, и определяются границы их применения. Представлены подходы к совершенствованию инструментов предпринимательских структур.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, подходы, предпринимательские структуры, оценка.

The article assesses the competitiveness of business structures. A brief description of them is given, and the boundaries of their application are determined. The approaches to improving the tools of business structures are presented.

Keywords: competitiveness, factors, approaches, business structures, assessment.

Конкурентоспособность компании определяется ее способностью в условиях проектирования, производства и продажи товаров, которые по цене и неновым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. С другой стороны, конкурентоспособная, как правило, компания, которая долгое время может оставаться прибыльной в рыночной экономике. Поскольку конкурентоспособность предприятия характеризует степень реализации потенциальных возможностей предприятия с активом и обслуживанием на длительный период конкурентного преимущества, то при конкурентоспособности необходимо понимать не только текущую эффективность, но и динамику адаптации предприятия к переменным условиям окружающей среды.

В зависимости от этапа жизненного цикла и уровня конкурентоспособности построена матрица финансовых решений по обеспечению конкурентоспособности предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Матрица финансовых решений вобеспечении конкурентных преимуществ предприятия

Этап

жизненного

цикла

предприятия

Интегральный

показатель

конкурентоспо-собности

Этап становления (зарождения)

Этап роста

Этап зрелости (стабильности)

Этап упадка

Построение

объекта,

проектирование,

становления

процесса

производства

Период увеличения доходов от функционирования предприятия, наличие перспектив развития

Период равновесия, стабильные доходы и объемы продаж,

сформированы вкусы потребителей предприятия

Период спада спроса на продукцию, отсутствие перспектив развития

Высокий (Ik > 50)

Финансирование затрат на создание предприятия или филиала

Усиление диверсификации деятельности, инвестиционного портфеля, активное финансирование инновационных товаров

Изменение условий по договорам с поставщиками и покупателями

Стабильность финан-сового состояния, отсутствие признаков банкротства, высокая деловая репутация, диверсификации деятельности

Средний (50 >Ik> 25)

Увеличение собственных средств, концентрация вложений в высоко надежные активы

Увеличение темпов роста показателей деятельности на основе расширения видов деятель-ности

Достижения сбалансированности результативности деятельности и финансового состояния

экономия

финансовых

ресурсов,

поиск альтернатив-ных источников финансовых ресурсов

Ориентация на невысокий уровень деятельности, ограниченность финансового потенциала

Низкий (25 > Ik>0)

Обеспечение

достаточного

уровня

платежеспо-собности

Увеличение объемов и

снижение

убыточности

операций

Улучшение

финансовых

результатов,

финансирования

реструктуризации

деятельности

Низкий уровень кон-курентных преиму-ществ, высокая вероятность реорганизации, отсутствие финансового потенциала для диверсификации

Следовательно, на основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что предложенная матрица финансовых решений позволяет выбрать и обосновать качественно различные их варианты по обеспечению прибыльности и конкурентоспособности предприятия. Разграничения финансовых решений на десять квадрантов носит условный характер и обусловлено особенностями жизненного цикла и уровнями конкурентоспособности предприятия.

Процесс управления конкурентоспособностью предприятия обязательно включает такие основные задачи, как получение конкурентных преимуществ, их содержание и наращивание в конкурентных условиях рынка. Основная цель управления конкурентоспособностью предприятия заключается в обеспечении эффективной деятельности и развития в условиях нестабильности и изменчивости факторов внутренней и внешней среды.

Оценка конкурентоспособности предприятия — последовательный процесс, который начинается с оценки рынка и конкурентной среды, постепенно переходя к анализу позиции среди конкурентов. В табл. 2 выделены методы оценки конкурентоспособности предприятия.

Таблица 2

Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия

Классификационный признак

Методы

Оценка конкурентной среды

PEST-анализ, SWOT-анализ, теория конкурентных преимуществ М. Портера, 5 конкурентных сил по Портеру, построение конкурентной карты рынка

Оценка позиции предприятия относительно конкурентов

Метод набора конкурентоспособных элементов, индексный метод, ранговый метод, бенчмаркинг, бальный метод

Оценка конкурентоспособности продукта

Интегральный показатель конкурентоспособности товара, построение профиля объекта

Разработка конкурентной стратегии

Матрица McKinsey, матрица БКГ, анализ конкурентоспособности фирм Ж.-Ж. Ламбена, матрица Shell, модель Артура Д. Литла (ADL), матрица И. Ансоффа, SPACE-анализ, матрица А. Томпсона и А. Дж. Стриклэнда

Итак, методы оценки конкурентоспособности предприятия различаются между собой как по способу проведения оценки, так и по способу интерпретации выходных результатов. Такое многообразие методов оценки конкурентоспособности предприятий обусловлено, прежде всего, целями, которые вкладываются в оценку, а также количеством предприятий-конкурентов, способом получения информации, ее доступность.

Методология оценки конкурентоспособности заключается в определенные конкурентных преимуществ конкретного предприятия и сравнении их с конкурентами, поэтому для определения особенностей оценки предприятий, необходимо определить факторы, которые формируют конкурентные преимущества. Каждый из методов оценки конкурентоспособности не является исчерпывающим, имеет свои преимущества и недостатки.

Основные этапы методики, проведения оценки конкурентоспособности предприятия, представлены на рисунке 1.

image2

Рис. 1. Этапы оценки конкурентоспособности предприятия

Оценка конкурентоспособности товаров делится на следующие этапы, такие как:

– анализ рынка на выбор наиболее конкурентоспособного товара как образца, базы для проведения и определения уровней конкурентоспособности данного товара;

– определение набора сравнительных параметров товаров;

– расчет интегрального показателя конкурентоспособности данного товара.

Обобщенный алгоритм оценки конкурентоспособности предприятия представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Модель оценки и разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

Самостоятельное направление образуют подходы к оценке конкурентоспособности предприятий, основанных на теории равновесия предприятия и отрасли. К ним относят объективный подход, структурный подход, производственный подход, «метод профилей», но более полно оценить конкурентоспособность предприятий позволяет функциональный подход, который заключается в определении соотношения: затрат, цен, загрузка производственных мощностей, объемов выпуска продукции, норм прибыли.

Особое значение в эффективном управлении конкурентоспособностью приобретают новейшие технологии в отдельных отраслях экономики и народном хозяйстве в целом, направленных на оптимизацию информации о конкурентной среде. Качественно совершенствует и существенно усиливает сущность процессов управления конкурентоспособностью использование технологий, способных обеспечить и поддержать соответствующие функции в пределах Customer Relationship Management (CRM), что означает управление взаимоотношениями с клиентами предприятий, фирм отдельных отраслей экономики. CRM-системы существенно способствуют успешному внедрению эффективных стратегий развития.

Конкурентоспособность, как социально-экономическая категория — это способность, умение достигать наивысших экономических и социальных преимуществ. Современная экономическая наука располагает разветвленный набор методов оценки конкурентоспособности, но, несмотря на это, процесс их модификации и создания новых вариантов должно продолжаться.

Таким образом, сформированные различные варианты финансовых решений в обеспечении конкурентоспособности предприятия могут способствовать укреплению конкурентных позиций предприятия на рынке. Различные подходы к понятию «конкурентоспособность» в контексте обеспечения эффективного управления ее формированием свидетельствуют о необходимости систематического изучения факторов.

В условиях усиления конкуренции на нынешнем этапе экономического развития перед отечественными предприятиями возникает вопрос о постоянном формировании конкурентных преимуществ для поддержания собственной конкурентоспособности. Таким образом, актуально теоретическое обоснование подходов к управлению конкурентными преимуществами: сложные, маркетинговые, ресурсные, инновационные.

Литература:

  1. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. М., 2001.
  2. Платоненко В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и путиразвития. М., 2014.
  3. Предпринимательство / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М., 2016.
  4. Столяров О. Б. К вопросу об оценке показателей конкурентоспособности // Проблемы менеджмента качества в современной России: мат-лы Всеросс. науч.практ. конф. Саранск», 2016.
  5. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / под ред. Г. Б. Клейнера. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентная среда, конкурентоспособность предприятия, преимущество, уровень конкурентоспособности, обеспечение конкурентоспособности предприятия, метод оценки конкурентоспособности предприятия, CRM, ADL, отдельная отрасль экономики, эффективное управление, финансовый потенциал, жизненный цикл, решение, матрица, конкурентоспособность, процесс управления.


Ключевые слова

оценка, конкурентоспособность, факторы, подходы, предпринимательские структуры

Похожие статьи

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Проанализировав существующие методы оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует идеальной методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.

Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности...

Методы оценки конкурентоспособности организации

В нынешней конкурентной среде предприятию просто необходимо оценивать свои возможности правильно, стараться выделиться среди конкурентов и иметь преимущество. В данной статье приведены несколько самых популярных методов по оценке...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрены сущность и процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия, предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.

Определение и оценка конкурентоспособности предприятия

Определение и оценка конкурентоспособности предприятия. Автор: Якупов Ильшат Фанисович.

Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности. 2. Метод, основанный на оценке конкурентоспособности...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и

Конкурентоспособность предприятия — это его возможность производить на

Фасхиев, Х. А. Системный подход к управлению уровнем конкурентоспособности...

Инструменты анализа конкурентоспособности туристического...

Анализ и оценка конкурентоспособности туристического предприятия является процессом сложным и многогранным. В современной экономической науке для оценки конкурентоспособности предприятий и их товаров и услуг используется свыше 100 подходов...

Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации

В литературе предлагается несколько способов оценки уровня конкурентоспособности предприятия, но почти все они основаны на двух методах оценки [3, с.90]: 1. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности на основе многофакторной модели.

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Похожие статьи

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Проанализировав существующие методы оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует идеальной методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.

Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности...

Методы оценки конкурентоспособности организации

В нынешней конкурентной среде предприятию просто необходимо оценивать свои возможности правильно, стараться выделиться среди конкурентов и иметь преимущество. В данной статье приведены несколько самых популярных методов по оценке...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрены сущность и процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия, предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.

Определение и оценка конкурентоспособности предприятия

Определение и оценка конкурентоспособности предприятия. Автор: Якупов Ильшат Фанисович.

Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности. 2. Метод, основанный на оценке конкурентоспособности...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и

Конкурентоспособность предприятия — это его возможность производить на

Фасхиев, Х. А. Системный подход к управлению уровнем конкурентоспособности...

Инструменты анализа конкурентоспособности туристического...

Анализ и оценка конкурентоспособности туристического предприятия является процессом сложным и многогранным. В современной экономической науке для оценки конкурентоспособности предприятий и их товаров и услуг используется свыше 100 подходов...

Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации

В литературе предлагается несколько способов оценки уровня конкурентоспособности предприятия, но почти все они основаны на двух методах оценки [3, с.90]: 1. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности на основе многофакторной модели.

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Задать вопрос