Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Соловьев, Д. А. Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов / Д. А. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 742-744. — URL: https://moluch.ru/archive/311/69289/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Ключевые слова: эмпатия, психологический тренинг, групповое взаимодействие, участник группы

Профессиональная деятельность любого педагога относится к категории «человек — человек». Такая деятельность насыщена постоянными межличностными взаимодействиями. В ходе этих взаимодействий часто возникают конфликтные и проблемные ситуации, которые требуют скорейшего решения. Решение этих ситуаций невозможно без способности понимать личностные черты, эмоции, чувства, которые испытывает другой человек в данный момент времени. Данное качество в психологии называется эмпатия. Наличие эмпатических способностей предполагает умение анализировать свои чувства, осознавать переживания других людей. Поэтому для любого педагога очень важно развивать в себе эти способности. Помочь ему в этом может психологический тренинг.

Психологический тренинг — метод преднамеренных изменений человека или группы, которые направлены на его профессиональное и личностное развитие в процессе группового взаимодействия [1]. В процессе взаимодействия происходит приобретение, анализ и переоценка собственного опыта человеком.

В ходе тренинга происходит преднамеренное изменение его участников. Многие авторы выделяют различные факторы, которые помогают развитию того или иного феномена в ходе группового взаимодействия [2;3]. Был проведен их анализ и выделены основные факторы, обеспечивающие развитие участников группы.

  1. Участник как член группы. Именно в группе человек имеет возможность почувствовать, что он не один и его проблемы не уникальны.
  2. Атмосфера взаимного доверия и заинтересованности. Эмоциональная поддержка членов группы снимает напряжение, придает уверенности её участникам. Такая поддержка активизирует человека, повышает его самооценку.
  3. Возможность эмоционального реагирования. Участники имеют возможность свободно выражать свои эмоции. Это позволяет снять эмоциональное напряжение. Всё это позволяет раскрыть личностные проблемы участников.
  4. Проигрывание различных жизненных ситуаций. Основным плюсом любого психологического тренинга является возможность повысить свой уровень компетентности и приобрести навыки межличностного взаимодействия в игровой форме. Благодаря этому происходит анализ, переоценка своего жизненного опыта, а также приобретение нового.
  5. Возможность дать обратную связь. Участнику дается возможность высказаться о результатах проведенной работы, учесть её плюсы и минусы.
  6. Возможность оценить свой уровень организаторских способностей, коммуникабельности. Возможность изменить их.

Занятие в психологическом тренинге делится на три части: разминка, основное занятие и рефлексия.

Разминка состоит из упражнений, которые помогают активизировать участников группы, создать уютную и доброжелательную атмосферу. Разминка позволяет подготовить участников группы к основным упражнениям.

Основное занятие включает в себя различные задания и упражнения, которые помогают участникам понять, усвоить для себя главную тему занятия. Такими упражнениями могут быть: деловые и ролевые игры, дискуссии по теме занятия. Деловые и ролевые игры включают в себя различные ситуации, с которыми педагог сталкивается в учебном процессе. Такие игры дают возможность примерить на себя роль своей будущей профессии, даёт возможность попробовать решить проблемную ситуацию в этой роли. Дискуссия создает условия для выражения, всеми участниками, своих мыслей, путей решений, по обсуждаемой теме. Дискуссия является возможностью влиять на установки участников в процессе группового взаимодействия [4].

Занятие заканчивается рефлексией. Участники делятся своими эмоциями, мнениями, чувствами, впечатлениями о проведенном занятии. Кроме того, есть возможность высказаться о плюсах и минусах проведенного занятия. Это позволит усовершенствовать последующие занятия.

Итак, сделаем выводы. Эмпатия является важным качеством для любого педагога. Помочь в развитии данного качества может психологический тренинг. В ходе тренинга происходит преднамеренное изменение участников группы. В ходе группового взаимодействия участники получают жизненный опыт, имеют возможность повысить свой уровень компетентности.

Всё это говорит о том, что психологический тренинг является эффективным средством для изменения его участников. А это значит, что развитие такого феномена как эмпатия у участников группы, с помощью психологического тренинга, является возможным и эффективным средством.

Литература:

  1. Психогимнастика в тренинге / под редакцией Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.
  2. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
  3. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб: Питер Ком, 1999.
  4. Кипнис М. Ш. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга. — М.: АСТ, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): психологический тренинг, групповое взаимодействие, возможность, участник группы, участник, жизненный опыт, основное занятие, уровень компетентности, ходя тренинга, эффективное средство.


Похожие статьи

Психологический тренинг как одно из средств формирования...

тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Данный игровой тренинг является эффективным средством воздействия, позволяющим

Упражнение проводится в центре группы, когда один из участников пытается начать

Цель тренинга: развитие коммуникативной компетентности в общении у участников тренинга.

Формирование профессиональных компетенций преподавателя...

Психологический тренинг как средство развития взаимодействия... В дальнейшем, даже отмечалось выраженное желание старшеклассников

Преимуществом учебного тренинга по сравнению с традиционным практическим занятием является то, что он проходит в...

Тренинг как инструмент развития личности | Статья в журнале...

тренинги развития личности. В данном виде тренинга занятия проходят со здоровыми людьми с целью развития личностных качеств участников, их навыков и возможностей в широком круге ситуаций. – психотерапевтические тренинги — направленны на помощь людям...

Психологический тренинг как средство развития...

Возможности психологического тренинга охватывают многие области личности

В ходе тренинга участники группы не только приобретают знания, умения и навыки, но и

Всего было проведено десять занятий. В ходе проведения программы тренинга в первые дни можно было...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного...

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов. Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума.

Становление лидерских качеств руководителей коммерческих...

Профессионально-психологический тренинг, как считает О. В. Евтихов, вполне может выступать в роли эффективного средства развития лидерских качеств. Обретение индивидуумом успешного лидерского опыта в моделируемых тренинговых ситуациях может...

Социально-психологический тренинг как система подготовки...

Преимуществом учебного тренинга по сравнению с традиционным практическим занятием является то, что он проходит в

Социально-профессиональный тренинг, с одной стороны, может применяться как средство формирования общекультурных компетенций (близок по...

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке...

В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его

В тренинге возможность трансляции информации (в том числе и психологической)

Задача группы — помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами» [7, 459].

История возникновения и современные тенденции развития...

Основные термины (генерируются автоматически): тренинг, социально-психологический тренинг, коммуникативный тренинг, группа, участник тренинга, навык, коммуникативная компетентность, психологический тренинг, групповая терапия, положительная обратная...

Похожие статьи

Психологический тренинг как одно из средств формирования...

тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Данный игровой тренинг является эффективным средством воздействия, позволяющим

Упражнение проводится в центре группы, когда один из участников пытается начать

Цель тренинга: развитие коммуникативной компетентности в общении у участников тренинга.

Формирование профессиональных компетенций преподавателя...

Психологический тренинг как средство развития взаимодействия... В дальнейшем, даже отмечалось выраженное желание старшеклассников

Преимуществом учебного тренинга по сравнению с традиционным практическим занятием является то, что он проходит в...

Тренинг как инструмент развития личности | Статья в журнале...

тренинги развития личности. В данном виде тренинга занятия проходят со здоровыми людьми с целью развития личностных качеств участников, их навыков и возможностей в широком круге ситуаций. – психотерапевтические тренинги — направленны на помощь людям...

Психологический тренинг как средство развития...

Возможности психологического тренинга охватывают многие области личности

В ходе тренинга участники группы не только приобретают знания, умения и навыки, но и

Всего было проведено десять занятий. В ходе проведения программы тренинга в первые дни можно было...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного...

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов. Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума.

Становление лидерских качеств руководителей коммерческих...

Профессионально-психологический тренинг, как считает О. В. Евтихов, вполне может выступать в роли эффективного средства развития лидерских качеств. Обретение индивидуумом успешного лидерского опыта в моделируемых тренинговых ситуациях может...

Социально-психологический тренинг как система подготовки...

Преимуществом учебного тренинга по сравнению с традиционным практическим занятием является то, что он проходит в

Социально-профессиональный тренинг, с одной стороны, может применяться как средство формирования общекультурных компетенций (близок по...

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке...

В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его

В тренинге возможность трансляции информации (в том числе и психологической)

Задача группы — помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами» [7, 459].

История возникновения и современные тенденции развития...

Основные термины (генерируются автоматически): тренинг, социально-психологический тренинг, коммуникативный тренинг, группа, участник тренинга, навык, коммуникативная компетентность, психологический тренинг, групповая терапия, положительная обратная...

Задать вопрос