Положение оценки экономической эффективности работ по стандартизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 17.05.2020

Статья просмотрена: 2924 раза

Библиографическое описание:

Лукьянова, К. А. Положение оценки экономической эффективности работ по стандартизации / К. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70243/ (дата обращения: 18.12.2024).



В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 184 «О техническом регулировании», «стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращении продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг». [1, ст. 2]

Стоит также отметить, что стандартизация тесно связана с улучшением качества продукции и производства.

Часто используют понятие «новая экономика» — «экономика знаний», к ней и относится экономика стандартизации, целями которой являются:

– принимая во внимание риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышать безопасность жизни и здоровья граждан, имущество физических и юридических лиц, государственную и муниципальную собственность, объекты, повышать экологическую безопасность, безопасность и здоровье животных и растений;

– обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (инжиниринг, услуги), согласованности измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их компонентов, компонентов и материалов), совместимости технологий и информации, исследований (сопоставимость результатов испытаний и измерений, технико-экономических) статистических данных, анализ характеристик продукта (инжиниринг, услуги), выполнение государственных заказов, добровольное подтверждение соответствия, продукция (инжиниринг, услуги);

– оказание помощи в соответствии с техническим регламентом;

– создание системы классификации, которая кодирует техническую, экономическую и социальную информацию, а также систему классификации продукции (работ, услуг), система обеспечения качества продукции (работ, услуг), система поиска и передачи данных для единой работы.

Стандартизация осуществляется согласно следующим принципам:

– добровольного применения стандартов;

– самый большой фактор, который следует учитывать при формулировании стандартов законных интересов всех заинтересованных сторон;

– применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

– не допускается в большей степени препятствовать производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью достижения минимума, необходимого для достижения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

– не разрешается устанавливать стандарты, которые нарушают технические регламенты;

– условия для обеспечения единообразного применения стандартов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основная цель стандартизированной экономики заключается в надежной поддержке экономического развития страны путем обеспечения качества разработки, производства и продаж, а также дальнейшей эксплуатации процесса производства продуктов (услуг). Исходя из вышеизложенного, основными задачами стандартизированной экономики являются:

– разработка и совершенствование методологии влияния стандартизации на национальное экономическое развитие в соответствии с текущими экономическими потребностями;

– подтвердить приоритетные направления развития стандартизации на благо национальной экономики;

– разработка и внедрение эффективных инвестиционных моделей (государственных и негосударственных), разработка, принятие и распространение стандартов;

– определить и разработать оценки, модели оптимизации, механизмы и методы экономической эффективности влияния стандартизации на экономическое развитие страны.

В рамках исследовательского процесса в области экономики стандартизации должны быть решены теоретические и прикладные вопросы, должна быть определена наилучшая взаимосвязь между стоимостью и диапазоном экономических эффектов и отражено влияние стандартизации на повышение эффективности национальной экономики.

В соответствии со статьей 45 Федерального Закона «О техническом регулировании» [1, ст. 45], осуществляется определенный порядок финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования.

Основными экономическими проблемами при установлении стандартов финансирования являются: анализ затрат на стандартизацию, в том числе определение сложности установления стандартов, определение сложности работы по рассмотрению стандартов и, следовательно, экономических последствий стандартизации.

В данной сфере начался запуск работ: «Ростехрегулированием разработаны рекомендации по стандартизации» [2], эти предложения связаны с оценкой затрат на разработку, экспертизой стандартов и их экономической эффективности.

В данный момент итогом исследований, предназначенных данной проблеме, являются «Рекомендации по определению эффективности работ по стандартизации» [3].

На основании этих рекомендаций эффективность стандартизации отражается в следующих типах эффективности:

– экономическая эффективность;

– техническая и (или) информационная эффективность;

– социальная эффективность.

Показатели экономической эффективности работы по стандартизации могут включать в себя следующее:

– Экономия (Э) — снижение общих расходов национальной экономики, связанных с принятием конкретных стандартов (группы стандартов) на единицу стандартизированной продукции (услуг); величину экономии рассчитывают как разность норм расхода ресурсов по 1-му уменьшающемуся элементу статьи затрат на производство или эксплуатацию (потребление) единицы конкретной продукции (услуги) до перехода на производство и потребление этой продукции (услуги) по данному стандарту (или группе взаимосвязанных стандартов), и после перехода на производство и потребление конкретной продукции по данному стандарту (или группе взаимосвязанных стандартов), помноженную на цену (тариф, ставку) за единицу 1-го ресурса;

– Затраты (З) — Добавленная стоимость общих национальных экономических затрат, связанных с применением конкретных стандартов (группы стандартов) на единицу стандартизированной продукции (услуг), рассчитанных аналогичным образом;

– экономический эффект на единицу продукции (услуги) — общая стоимость снижения стандартизированных единиц продукции (услуги) при производстве, обращении (применении), использовании (эксплуатации) и утилизации (себестоимости), определяемая как разница между экономией (Э) и затратами (З);

– общий экономический эффект — Значение сокращения общих затрат (издержек) в народном хозяйстве страны связано с применением конкретных стандартов (группы стандартов);

– экономическая эффективность работ по стандартизации — соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).

Экономическая эффективность может быть определена по следующим типам критериев:

1) стандарты на продукцию и услуги, устанавливающие общие технические требования, общие технические условия и др.;

2) стандарты на работы (процессы);

3) стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

По сути, изучение этих рекомендаций может помочь сделать вывод о том, что они использовали устаревшие парадигмы для оценки эффективности инноваций, непосредственная оценка величины экономического воздействия путем сравнения затрат на конкретные объекты до и после стандартизации без систематической оценки общего эффекта стандартизации и его влияния на национальную экономику (ее отрасль, подотрасль).

Этот метод имеет много недостатков: во-первых, он сводит численную экономическую оценку эффекта от стандартизации до величины производственной экономии к значению реального продукта, избегающий как преимущества от стандартизации, которые существенно улучшают качество продукции, воздействующий на расширение производственных мощностей и общие рыночные условия в целом. С этой целью необходима крупномасштабная исследовательская работа, чтобы улучшить метод оценки стандартизированной и комплексной экономической эффективности.

Данная задача может быть решена на базе применения новейшей парадигмы «оценки эффекта с точки зрения процесса» [4]. Процессная парадигма оценки может использоваться для определения наиболее важных процессов, которые реализуют ценность в данной системе и обеспечивают ценность в рассматриваемой системе, решение ключевых взаимосвязей между предлагаемыми изменениями (в данном случае, новыми или актуализируемыми стандартами) и возникающими ценность процессами, а также экономическая эффективность процесса оценки после внедрения исследуемых стандартов.

Таким образом, рассмотрение наиболее важных принципов влияния системы стандартизации на функционирование рыночной экономики может помочь определить план исследований для экономики стандартизации, чтобы понять влияние стандартов на всю национальную экономическую систему.

В настоящее время с учетом вышеизложенных принципов рассмотрение экономической структуры стандартизированной системы определяет необходимость дальнейшего развития в следующих областях:

– оптимизация бюджетного инвестиционного финансирования по основным приоритетным направлениям развития национальной стандартизации;

– создать единую стандартную платную систему распространения, чтобы стимулировать разработку и обновление наиболее популярных стандартов на основе рыночных механизмов;

– повысить привлекательность инвестиций, которые устанавливают стандарты для негосударственных субъектов.

Внедряя эту систему мер, можно полностью реализовать все имеющиеся возможности системы стандартизации в построении новой экономики, а именно экономики знаний. Экономика знаний, построенная на совершенной конкуренции рыночной модели, в большей степени сократит стоимость и стоимость природных ресурсов за счет более полного использования информационных факторов производства, обеспечить интеграцию в мировую экономику и эффективно использовать преимущества международного разделения труда.

Литература:

  1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140
  2. Методика оценки стоимости разработки, экспертизы национальных стандартов Российской Федерации и экономической эффективности от их внедрения // Р 50.1.058–2006
  3. Рекомендации по определению эффективности работ по стандартизации // Утвержденные Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1998 г. № 270
  4. C. Soh and M. Markus, How IT Creates Business Value: A Process Theory Synthesis // Proceedings of the Sixteenth International Conference on Information Systems, (1995, December), 2941.
Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, стандартизация, группа стандартов, национальная экономика, техническое регулирование, услуга, экономическая эффективность, международный стандарт, Российская Федерация, экономический эффект.


Задать вопрос