Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Бондарева, Ю. М. Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / Ю. М. Бондарева, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 557-559. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70216/ (дата обращения: 20.04.2024).



В современном обществе становится все более очевидным социальный запрос на личность с развитыми коммуникативными умениями. Человек способный быстро наладить контакт, погасить или предотвратить конфликт, адекватно проявляющий свои эмоции и понимающий эмоциональное состояние других людей, всегда представляет ценность для любого коллектива.

Не менее важны такие качества в детском саду. Ребёнок, обладающий развитыми коммуникативными умениями, всегда окружен товарищами, легко ладит со сверстниками. В то время как ребёнком с неразвитыми коммуникативными умениями испытываются в случае необходимости общения и взаимодействия с людьми видимые затруднения, и в первую очередь психологического характера, что значительным образом влияет на широту пространства личностного развития, и в целом жизнедеятельности, а также оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние дошкольника.

Дошкольное детство наилучшим образом благоприятствует формированию коммуникативных умений. Во ФГОС ДО отмечено, что наиболее значимым направлением формирования личности дошкольника является формирование социально-коммуникативных навыков; это предполагает освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [4, c. 15].

Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

На основе анализа теоретических источников можно заключить, что сущность понятий «общение» и «коммуникативные умения» широко рассмотрены в психолого-педагогической литературе. Так Т. Г. Севастьяновой раскрываются составляющие общения как процесса. Сущность понятия коммуникативных умений изучали такие ученые как А. В. Мудрик, В. А. Кан-Калик, А. А. Максимова, Л. Р. Мунирова, О. Н. Сомкова, Г. А. Урунтаева, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, К. К. Платонов, Л. А. Петровская. А. А. Максимовой, А. В. Мудриком, Л. А. Аухадеевой, М. В. Беляниной, А. А. Когут разрабатывалась классификация коммуникативных умений. На сегодняшний день наблюдаются различные подходы к определению понятия коммуникативных умений.

В психологии коммуникативные умения — это, в первую очередь, способности к межличностному взаимодействию. В педагогической литературе коммуникативные умения рассматриваются в качестве осознанных действий субъектов, направленных на выстраивание правильным образом своего поведения при общении.

Характеристика коммуникативных качеств детей дошкольного возраста представлена в работах Г. Н. Кобяковой, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой. М. И. Лисиной были выделены четыре формы общения ребёнка в дошкольном детстве со взрослым и три формы общения ребёнка со сверстниками, последовательным образом сменяющие друг друга. М. И. Лисина и Е. О. Смирнова говорят о возникновении в семь лет внеситуативноличностной формы общения дошкольников как со сверстниками, так и со взрослым.

В научной литературе рассматриваются возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Сущность театрализованной игры и ее влияние на развитие дошкольников изучались: М. Д. Маханевой, И. Г. Вечкановой, Е. Л. Трусовой, А. Карабановой, Л. В. Артемовой, О. В. Акуловой, Т. А. Куликовой, А. Н. Леонтьевым. Ученые сходятся во мнении, что в данных играх образуется благоприятная среда для развития коммуникативных умений.

Анализ научной литературы и педагогического опыта позволил выявить противоречие между высоким потенциалом театрализованных игр, как средства формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью педагогических рекомендаций для эффективного использования театрализованных игр в данном направлении.

В связи с этим проблема исследования состоит в определении педагогически целесообразного комплекта театрализованных игр для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

В выпускной квалификационной работе мы рассмотрел теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Нами было конкретизировано понятие «коммуникативные навыки» — осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения [3, c. 87].

Нами были выделены и описаны особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста:

– создание театрализованного центра в группе детей старшего дошкольного возраста;

– включение детей в совместные театрализованные игры.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой мы на констатирующем этапе эксперимента провели диагностику уровни развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что большинство детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе имеют средний (60 %) и низкий (40 % и 30 %) уровень развития коммуникативных навыков.

В рамках опытно-экспериментального исследования нами был проведен формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента мы реализовывали вышеуказанные условия.

С целью проверки эффективности проведенной нами работы по развитию коммуникативных навыков мы провели контрольный эксперимент. Здесь мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Качественные и количественный анализ результатов позволил нам сделать следующие выводы: в контрольной группе результаты остались неизменными: высокий уровень — 10 % (2 человека), 60 % (12 человек), 30 % (6 человек). В экспериментальной группе, напротив, отмечена положительная динамика изменения уровня развития коммуникативных навыков в сторону уменьшения количества испытуемых с низким уровнем развития коммуникативных навыков составила: с 40 % — до 0 %; со средним уровнем: с 70 % — до 50 %; и увеличения количества испытуемых с высоким уровнем: с 0 % — до 50 %.

Литература:

  1. Авдулова Т. П. Личная и коммуникативная компетентность современного дошкольника: учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. — М.: Прометей, 2016. — 138 с.
  2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада / Л. В. Артёмова. — М.: Просвещение, 2015. — 127 с.
  3. Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва. — М.: Воспитание дошкольника, 2019. — 128 с.
  4. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова // Детский сад: теория и практика — 2017. — № 6. — с. 96–103.
  5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение, Владос, 2011. — С. 97–98.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, навык, умение, уровень развития, высокий уровень, дошкольное детство, контрольная группа, научная литература, экспериментальная группа.


Похожие статьи

старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение...

старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение, социальный мир, экспериментальная работа, ситуация, старший дошкольник, уровень культуры поведения, сверстник, Детский сад. Похожие статьи.

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста. 1-я младшая группа.

Диагностика позволяет оценить динамику развития аппликационных навыков и умений на начало и конец учебного года, спланировать...

Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих...

По изучению уровня творческих способностей детей дошкольного возраста в

Самый высокий уровень креативности в экспериментальной группе

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства.

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, процесс обучения, умение, окружающая действительность...

Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ)

Отправляя ребенка в школу необходимо диагностировать уровень дошкольной зрелости. И такая диагностика должна проходить в игре — ведущей деятельности этого периода. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность. Развитие у дошкольников навыков и умений...

Система работы ДОО по развитию социальных навыков...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, навык, ребенок, детский сад, социально-коммуникативное

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных. Родителям — для того, чтобы научиться...

Формирование ответственности как качества личности у старших...

В контрольной группе у старших дошкольников средний уровень формирования ответственности как качества личности составляет 35

В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возрастаконтрольная и экспериментальная.

Результаты экспериментального исследования по развитию...

Старший дошкольный возраст — это самый ответственный период в воспитании и развитии личности ребёнка. Взрослые: родители, воспитатели и психологи должны четко определить свою позицию в данной группе и понимать, что именно общение с детьми является самым важным и...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую

Высокий уровеньдошкольник позитивно относятся к детскому саду и к сверстникам

Высокий уровень − дети уступают свою очередь в игре сразу, без волнений и колебаний...

Похожие статьи

старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение...

старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение, социальный мир, экспериментальная работа, ситуация, старший дошкольник, уровень культуры поведения, сверстник, Детский сад. Похожие статьи.

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста. 1-я младшая группа.

Диагностика позволяет оценить динамику развития аппликационных навыков и умений на начало и конец учебного года, спланировать...

Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих...

По изучению уровня творческих способностей детей дошкольного возраста в

Самый высокий уровень креативности в экспериментальной группе

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства.

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, процесс обучения, умение, окружающая действительность...

Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ)

Отправляя ребенка в школу необходимо диагностировать уровень дошкольной зрелости. И такая диагностика должна проходить в игре — ведущей деятельности этого периода. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность. Развитие у дошкольников навыков и умений...

Система работы ДОО по развитию социальных навыков...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, навык, ребенок, детский сад, социально-коммуникативное

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных. Родителям — для того, чтобы научиться...

Формирование ответственности как качества личности у старших...

В контрольной группе у старших дошкольников средний уровень формирования ответственности как качества личности составляет 35

В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возрастаконтрольная и экспериментальная.

Результаты экспериментального исследования по развитию...

Старший дошкольный возраст — это самый ответственный период в воспитании и развитии личности ребёнка. Взрослые: родители, воспитатели и психологи должны четко определить свою позицию в данной группе и понимать, что именно общение с детьми является самым важным и...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую

Высокий уровеньдошкольник позитивно относятся к детскому саду и к сверстникам

Высокий уровень − дети уступают свою очередь в игре сразу, без волнений и колебаний...

Задать вопрос