В данной статье рассмотрена роль внеурочной деятельности по математике в учебно-воспитательном процессе, а также место и действенность применения в нем числовых ребусов, представлен самостоятельно разработанный курс внеурочной деятельности по математике «Ребусы +».
Ключевые слова: ребус, внеурочная деятельность, головоломка, арифметический ребус, логическое мышление, задача.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения обозначил своей целью социальный заказ общества на воспитание креативной, инициативной личности. Современному российскому государству нужны люди, способные решать нестандартные задачи, самостоятельно мыслящие, умеющие применять и использовать полученные знания, поэтому основная задача российского образования — всестороннее развитие личности. Отечественное математическое образование накопило богатый опыт в развитии мышления ребенка средствами математики. Эта работа идет в двух направлениях — и на уроках математики, и во внеурочной деятельности.
Повышение интереса к предмету, усиление мотивации, стремление к новому знанию — задачи, которые ставит перед собой каждый учитель математики. Одним из дидактических инструментов, позволяющих решить эти задачи, являются головоломки.
Как правило, головоломки считают одним из разделов занимательной математики. Это связано не только с тем, что практически любая головоломка основана на математической идее, но и с тем, что решение головоломки «по своему духу близко к решению математических задач» [1]. Поэтому головоломки являются одним из мощных средств приобщения учащихся к «нескучной» математике, формирования математической культуры и развития математического мышления.
Головоломки специально предназначены для умственного развития детей и подростков, формирования логического мышления, они помогают лучше усваивать и закреплять полученные знания, пробуждают у учащихся живой интерес к математике. Головоломки решают не только познавательные задачи. Безусловно, работа с головоломками способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения, формирует навыки анализа и синтеза, сравнения и оценки. С помощью головоломок можно развивать абстрактное мышление, пространственное воображение, конструкторские навыки. Кроме того, работа с головоломками решает и воспитательные задачи, формируя привычку к самоконтролю, стремление доводить начатую работу до конца. Это актуализирует необходимость включения головоломок в учебный процесс как дидактического средства достижения образовательных результатов обучающихся, развития их общих и специальных математических способностей.
Наиболее эффективно головоломки можно использовать во внеурочной деятельности, которая сегодня признается неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность по математике может быть реализована в различных видах и формах.
Остановимся на таком виде внеурочной математической деятельности, как математический кружок. В ходе занятий кружка могут рассматриваться различные головоломки или их серии, решаться различные задачи.
В частности, для занятий математического кружка нами был самостоятельно разработан курс внеурочной деятельности «Ребусы +». Он посвящен интересному разделу занимательной математики, а его математическая компонента вполне доступна младшему школьнику, поскольку решение арифметического ребуса требует достаточно ограниченного набора математических знаний.
На занятиях курса рассматриваются правила и свойства, которые примеряются при дешифровке арифметического ребуса. Математическая и методическая ценность изучения арифметического ребуса заключается в том, что при его решении учащимся необходимо анализировать условия, выделять в них существенные признаки, вспоминать общие правила и применять их к решению конкретной задачи. Это позволяет сформировать навыки быстрого счета, использования рациональных вычислительных приемов и методов, развивает память, мышление, творческую инициативу.
Данная программа рассчитана на один учебный год. Все материалы подбирались с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся 6 класса. За основу курса было взято пособие [1], представляющее не просто сборник числовых ребусов, но и содержащее некоторые математические обоснования способов их решения.
Курс включал в себя 6 разделов:
- История числовых ребусов
- Числовые ребусы, содержащие операции сложения и вычитания
- Числовые ребусы, содержащие операции умножения и деления
- Числовые ребусы, содержащие операцию возведения в степень
- Системы числовых ребусов
- Приложения
На протяжении всего времени работы учащиеся не только изучали правила и секреты решения числовых ребусов, но и сами научились их составлять.
Различные методические подходы к использованию дидактических средств на основе головоломок и ребусов позволяют включать их не только в дополнительное, но и в базовое математическое образование детей и подростков, обеспечивая достижение высоких предметных результатов. Так, например, в 5-м классе арифметические ребусы можно применять при контроле устного счета. Решение ребусов вынуждает учащихся запоминать таблицы умножения и деления, применять рациональные вычислительные приемы, увеличивать скорость арифметических действий и объем памяти. В 6-м классе арифметические ребусы можно применять при изучении признаков делимости. Они не только помогут подтолкнуть учащихся к необходимости знать признаки делимости, но и внесут значительный вклад в развитие логики, комбинаторных способностей, критического мышления, помогут развить математическую память.
Безусловно, опытный учитель сможет найти место ребусам и на других этапах урока математики. Однако надо понимать, что головоломки, как, и любое другое средство обучения, является именно средством, а не целью. Оно позволяет формировать и развивать определенные качества мышления, но не должно заменить другие формы работы на уроке.
В современной педагогико-математической литературе имеется большое число работ, посвященных числовым головоломкам и их решению. Большинство математиков и методистов высоко оценивают возможности головоломок для развития мотивации и познавательного интереса учащихся младшего подросткового возраста. Числовые ребусы, являясь разновидностью головоломок — математических задач повышенной сложности, не только определяют предметные умения учащихся, но и служат мощным средством развития математических способностей: логического мышления, математической памяти, пространственного воображения и т. п.
Решение числовых ребусов благотворно влияет на развитие абстрактного и логического мышления, формирует математическую культуру обучающихся, вызывает большой интерес и предоставляет возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
Литература:
- Лихтарников Л. М. Числовые ребусы и способы их решения. — СПб.: Лань, 2006.