Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 16.05.2020

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Глазунова, С. Н. Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Глазунова, О. Ю. Кобылкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 585-587. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70134/ (дата обращения: 07.07.2020).



В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у дошкольников с ОНР.

Ключевые слова: связная речь, фраза, предложение, слово, дошкольный возраст, ОНР, коррекция, формирование, логопедическая работа.

Важнейшим в системе подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе является развитие у них связной монологической и диалогической речи. Низкий уровень навыков построения предложений, связных текстов приводит к трудностям в обучении уже в начальной школе по всем дисциплинам. Кроме того, невозможность грамотного построения фраз негативно сказывается на развитии коммуникативных навыков ребенка и процессе адаптации в коллективе сверстников.

В формировании фразовой речи особое внимание следует уделять детям старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, в частности, дошкольникам с общим недоразвитием речи (далее — ОНР).

По мнению Л. В. Ковригиной фраза представляет собой смысловой отрезок речи, имеющий относительную самостоятельность и выражающий какую-либо универсальную мысль [5]. Т. А. Ладыженская отмечает, что наибольшей самостоятельной единицей речи является именно фраза, данный термин перекликается с термином «предложение» [6]. Однако, существуют различия: фраза выступает в качестве самой крупной фонетической единицы, а предложение — грамматической. Интонационное предложение состоит из одной или нескольких фраз, а главное выделенное слово во фразе является его вершиной. Механизм реализации фразовой речи практически не наблюдаем, в связи с чем довольно сложен для описания. Фразовая речь рассматривается в процессе изучения механизмов речевого высказывания, что отражено в трудах Т. В. Ахутиной [1], А. А. Леонтьева [7], А. Р. Лурии [8] и др. авторов.

Развитие фразовой речи в онтогенезе берет начало от овладения ребенком изолированными словами до составления самостоятельных фраз и сложного высказывания. Рассматривая фразовую речь и ее развитие в дошкольном возрасте следует отметить, что трудности ее становления наблюдаются и у дошкольников, не имеющих нарушений речи. Такая ситуация возникает по причине педагогической запущенности детей и также требует внимания специалистов.

Проблемы нарушений формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи выделяются многими авторами — В. П. Глуховым [3], Н. С. Жуковой [4], Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой [9] и другими авторами. Согласно имеющихся источников самостоятельная фразовая речь данной категории детей аграмматична, обеднена, имеет нарушения смыслового содержания и лексико-грамматического оформления. С возрастом сложности формирования фразовой речи у дошкольников с ОНР без специально организованной логопедической помощи не устраняются. Таким образом, возрастает значимость логопедической работы с данной категорией воспитанников с целью коррекции их коммуникативного развития и подготовки к обучению в школе.

Проведенное исследование на базе МАОУ Суерской СОШ (Тюменская область) с октября 2020 года по апрель 2020 года, в котором принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР в количестве десяти человек, позволило оценить уровень сформированности фразовой речи у данной группы.

В рамках данного исследования была составлена комплексная диагностическая программа, включающая изучение лексической, грамматической составляющих языка, а также особенностей построения фразы в описательном рассказе и пересказе. Изучение сформированности словарного запаса и грамматического строя речи детей позволило сделать вывод о их возможностях в составлении сложных фраз и предложений, пересказа и описательного рассказа. Диагностические задания составлены по рекомендациям О. А. Безруковой [2] и В. П. Глухова [3].

Исследование общего уровня лексического развития показало, что 50 % участников с ОНР показали низкий и 50 % воспитанников — средний уровни сформированности лексической составляющей речи. Низкий уровень сформированности словарного запаса дошкольников с ОНР проявляется в том, что дети используют лишь узкий набор слов, ограничивающийся бытовой тематикой, в том числе глаголами, обозначающими привычные бытовые действия. Значительно сложнее детям использовать в речи слова обобщенного отвлеченного значения, а также слова, обозначающие качество, состояние, признаки, оценку.

Было выявлено, что высокий уровень составления описательного рассказа в исследуемой группе дошкольников выявлен не был. Низкий уровень был отмечен у 60 % участников, средний — у 40 %, причем все рассказы участников отличались отсутствием плана, связности включения всех деталей. Необходимо отметить, что дети использовали аграмматичные фразы, состоящие из одного, двух слов, у 40 % дошкольников рассказ состоял из отдельных слов и словосочетаний, частично передающих увиденные предметы. У всех участников были отмечены трудности грамматической связи слов в предложениях и им требовалась стимулирующая помощь. Дети не отмечали детали предметов, настроения и чувства передаваемых событий.

Составление связного пересказа выявило, что дети с ОНР характеризуются низким уровнем сформированности фразовой речи. Смысловое оформление рассказа у детей также развито недостаточно. Дети использовали отдельные слова или односложные фразы, располагали их в хаотичном порядке, что снижало сущность содержания текста.

О недоразвитии фразовой речи свидетельствовали также следующие показатели: все дети не могли интонационно выделить определенные части текста, отметить логическое ударение во фразах. У 40 % детей отмечался очень тихий голос, у 30 % — очень громкий. Дети затруднялись в изменении голосовых характеристик от тихого к громкому и наоборот, в соответствии со смыслом передаваемых текстов, у большинства из них голос звучал слабо и тихо. Несмотря на то, что дети понимали смысл текста, предъявляемого для пересказа, выделение голосом его определенных частей для них было затруднительно.

Таким образом, исследование показало, что уровень недоразвития фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР связан с нарушением лексико-грамматического строя речи, словарного запаса, интонационного оформления высказываний, низким уровнем развития внимания и памяти. Выявлена необходимость проведения логопедических занятий, направленных на коррекцию выявленных нарушений по формированию фразовой речи у всех участников исследуемой группы.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов / Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 1999. — 134 с.
  2. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.
  3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
  4. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. — 320 с.
  5. Ковригина, Л. В. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями:/Л. В. Ковригина. — Новосибирск, 1998. -124 с.
  6. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: монография / науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения АПН СССР / Т. А. Ладыженская. — М.: Педагогика, 1975. — 256 с.
  7. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. — М.: КомКнига, 2005. — 312 с.
  8. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 416 с.
  9. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М.: Гном и Д, 2000. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фразовая речь, ребенок, фраза, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, описательный рассказ, общий уровень, дошкольный возраст, комплексная диагностическая программа, логопедическая работа.


Похожие статьи

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение...

Особенности диалогической речи у детей старшего...

У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи.

Недостатки в формировании диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи в основном проявляются, в нарушении средств общения (простые...

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Логопедическая работа по развитию лексического строя речи представляетсобой целенаправленный

Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста, СПб, 2005.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное...

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Это важный период, в котором закладываются все основные особенности...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в...

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря...

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

общее недоразвитие речи, рассказ, старший дошкольный возраст, связная речь, серия картин.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух

Понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей

Этапы работы по формированию связной речи детей. Развитие движений с помощью музыки.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного...

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого

В активном словаре детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня большей

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня наблюдается ограниченный словарный запас, так же.

Похожие статьи

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение...

Особенности диалогической речи у детей старшего...

У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи.

Недостатки в формировании диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи в основном проявляются, в нарушении средств общения (простые...

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Логопедическая работа по развитию лексического строя речи представляетсобой целенаправленный

Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста, СПб, 2005.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное...

Методические подходы к развитию лексического строя речи...

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Это важный период, в котором закладываются все основные особенности...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в...

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря...

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

общее недоразвитие речи, рассказ, старший дошкольный возраст, связная речь, серия картин.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух

Понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей

Этапы работы по формированию связной речи детей. Развитие движений с помощью музыки.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного...

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого

В активном словаре детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня большей

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня наблюдается ограниченный словарный запас, так же.

Задать вопрос