Театрально-игровая деятельность как средство развития детского музыкально-художественного творчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 15.05.2020

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Гилязетдинова, З. Ф. Театрально-игровая деятельность как средство развития детского музыкально-художественного творчества / З. Ф. Гилязетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 566-569. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70116/ (дата обращения: 28.03.2024).



В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Проведенный педагогический эксперимент позволил подтвердить гипотезу о том, что процесс развития детского музыкально-художественного творчества будет более эффективным, если осуществлять его в процессе театрально-игровой деятельности.

Ключевые слова: музыкально-художественное творчество, творческие способности, театрально-игровая деятельность, театрализованная игра, дети дошкольного возраста.

Театрально-игровая деятельность ребенка-дошкольника тесно связана с творчеством, поэтому имеет максимально развивающий характер в своем влиянии на личность воспитанников дошкольных учреждений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) содержится указание на то, что содержание образовательных программ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В процессе музыкальной театрально-игровой деятельности дошкольников происходит формирование у них элементарных представлений о данном виде искусства, восприятие музыки, реализация самостоятельного музыкально-художественного творчества детей.

В связи с этим актуальность исследования проблемы развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности определяется тем, что ее изучение позволяет отыскать наиболее эффективные механизмы реализации ФГОС ДО, способствующие разностороннему развитию личности ребенка в условиях дошкольного учреждения.

Целью исследования, проводимого в рамках данной статьи, является опытно-экспериментальное исследование проблемы развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс развития детского музыкально-художественного творчества, предметом — театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста как средство развития детского музыкально-художественного творчества.

Теоретический анализ по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что средством развития музыкально-художественного творчества дошкольников может стать театрально-игровая деятельность, принимающая формы режиссерских игр и игр-драматизаций [4, с. 21]. Она способствует творческому самовыражению детей; обеспечивает высокий уровень включенности каждого ребенка в происходящее, безоценочность ситуации; позволяет создавать ситуацию импровизационного действия; обеспечивает целостность и глубину воздействия на музыкально-художественное творчество ребенка [1, с. 574].

На основе теоретического анализа современной психолого-педагогической литературы нами была сформулирована гипотеза о том, что процесс развития детского музыкально-художественного творчества будет более эффективным, если осуществлять его в процессе театрально-игровой деятельности.

Для проверки данного предположения нами опытно-экспериментальная работа, включавшая три этапа — констатирующий, формирующий и контрольный. В диагностике на констатирующем и контрольном этапах исследования приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста (по 25 в экспериментальной и контрольной группе), воспитанники МБДОУ «Детский сад № 82 «Подсолнушек» г. Набережные Челны. В работе на формирующем этапе приняли участие только дошкольники из экспериментальной группы (25 человек).

Для проведения диагностики использована методика О. П. Радыновой [3], в соответствии с которой развитие музыкально-художественного творчества детей дошкольного возраста оценивается по следующим критериям: восприятие, исполнительство, навыки певческой деятельности, умения и навыки музыкально-ритмической деятельности, игра на музыкальных инструментах. Для определения уровня сформированности у дошкольников перечисленных критериев было использовано наблюдение за детьми на музыкальных занятиях, при подготовке к утренникам, в ходе самостоятельной музыкальной деятельности детей. Дополнительно с каждым ребенком проведена диагностическая беседа по методике К. В. Тарасовой [2].

На констатирующем этапе обнаружилось, что исходный уровень развития музыкально-художественного творчества детей старшего дошкольного возраста является недостаточным по всем изученным критериям (таблица 1).

Таблица 1

Уровень развития музыкально-художественного творчества детей на констатирующем этапе,%

Критерий

Уровень

Экспер. группа

Контр. группа

Восприятие

Высокий

16

16

Средний

72

76

Низкий

12

8

Исполнительство

Высокий

8

16

Средний

76

80

Низкий

12

4

Навыки певческой деятельности

Высокий

12

16

Средний

76

72

Низкий

12

12

Умения и навыки музыкально-ритмической деятельности

Высокий

12

8

Средний

80

84

Низкий

8

8

Игра на музыкальных инструментах

Высокий

8

8

Средний

80

84

Низкий

12

8

На формирующем этапе проведена работа по развитию музыкально-художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы в процессе занятий по театрально-игровой деятельности. Работа продолжалась в течение трех месяцев (13 недель), проводилось по два занятия в неделю. Основными направлениями работы с дошкольниками, реализованным в ходе проведенных занятий стали: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, работа над театральными постановками. В процессе проведения работы обнаружилось, что музыкально-художественное творчество у детей успешно проявляется и развивается в процессе театрально-игровой деятельности. В ходе занятий совершенствовались умения и навыки дошкольников воплощать в игре определенные переживания, театральная игра побуждала детей к созданию новейших образов, к творческому мышлению

Повторное наблюдение за особенностями развития музыкально-художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы показало, что у дошкольников из экспериментальной группы оно развито теперь в более высокой степени, чем в тех детей, которые не участвовали в работе, проведенной на формирующем этапе (таблица 2).

Таблица 2

Уровень развития музыкально-художественного творчества детей на контрольном этапе,%

Критерий

Уровень

Экспер. группа

Контр. группа

Восприятие

Высокий

20

16

Средний

76

76

Низкий

4

8

Исполнительство

Высокий

12

16

Средний

80

80

Низкий

8

4

Навыки певческой деятельности

Высокий

20

16

Средний

76

72

Низкий

4

12

Умения и навыки музыкально-ритмической деятельности

Высокий

24

8

Средний

68

84

Низкий

8

8

Игра на музыкальных инструментах

Высокий

20

8

Средний

72

84

Низкий

8

8

Таким образом, проведенная работа может быть оценена как успешная. Она поспособствовала раскрытию творческого потенциала дошкольников, повысила уровень развития у детей из экспериментальной группы музыкально-художественного творчества. Результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу о том, что процесс развития детского музыкально-художественного творчества становится более эффективным, если осуществлять его в процессе театрально-игровой деятельности.

Литература:

  1. Аджимуратова, Л. М. Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников / Л. М. Аджимуратова // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 573–575.
  2. Диагностика музыкально-творческих способностей детей. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/10/17/diagnostika-muzykalno-tvorcheskih-sposobnostey-detey-srednego (19.03.2020).
  3. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2019. — 293 с.
  4. Смотрова, Н. С. Особенности организации театрально-игровой деятельности в группе детского сада / Н. С. Смотрова // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. — 2018. — № 4. — С. 21–22.
Основные термины (генерируются автоматически): детское музыкально-художественное творчество, театрально-игровая деятельность, старший дошкольный возраст, музыкально-художественное творчество детей, музыкально-художественное творчество, процесс развития, ребенок, экспериментальная группа, дошкольный возраст, контрольный этап.


Похожие статьи

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Зуева, С. П. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных.

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной

В творческом акте ребенка участвуют все важнейшие психические процессы — сенсорные

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития...

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

В раннем возрасте в период развития ребенка, когда сюжетно-ролевая игра только

На этапе образно ролевой игры в 2–2,5 года следует учить детей перевоплощению, передачу

Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может...

Музыкальное образование ребенка в семье | Статья в журнале...

ребенок, детский фольклор, маленький ребенок, музыкальное воспитание, музыкальное воспитание детей, музыка, семья, детское музыкальное творчество, дополнительное музыкальное образование, игровая ситуация.

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников

Процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности: восприятие-слушание, пение, музыкально — ритмическая, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное...

Музыкальное образование в общеобразовательной школе как...

детское музыкальное творчество, дошкольный возраст, музыкально-художественная деятельность, ребенок, одаренный

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

детское музыкальное творчество, дошкольный возраст...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

С детьми более старшего возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

Использование современного оборудования для музыкального...

Для успешного осуществления музыкального развития старших дошкольников, необходимо обновлять развивающее оборудование и для самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей, сюжетно-ролевой игры, музыкальных театрализаций.

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст...

Через русское народное творчество детям легче получить первоначальное эстетическое воспитание. Проблема художественно-эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях перехода на ФГОС ДО она приобретает...

Похожие статьи

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Зуева, С. П. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных.

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной

В творческом акте ребенка участвуют все важнейшие психические процессы — сенсорные

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития...

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

В раннем возрасте в период развития ребенка, когда сюжетно-ролевая игра только

На этапе образно ролевой игры в 2–2,5 года следует учить детей перевоплощению, передачу

Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может...

Музыкальное образование ребенка в семье | Статья в журнале...

ребенок, детский фольклор, маленький ребенок, музыкальное воспитание, музыкальное воспитание детей, музыка, семья, детское музыкальное творчество, дополнительное музыкальное образование, игровая ситуация.

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников

Процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности: восприятие-слушание, пение, музыкально — ритмическая, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное...

Музыкальное образование в общеобразовательной школе как...

детское музыкальное творчество, дошкольный возраст, музыкально-художественная деятельность, ребенок, одаренный

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

детское музыкальное творчество, дошкольный возраст...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

С детьми более старшего возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

Использование современного оборудования для музыкального...

Для успешного осуществления музыкального развития старших дошкольников, необходимо обновлять развивающее оборудование и для самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей, сюжетно-ролевой игры, музыкальных театрализаций.

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст...

Через русское народное творчество детям легче получить первоначальное эстетическое воспитание. Проблема художественно-эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях перехода на ФГОС ДО она приобретает...

Задать вопрос