В этой статье анализируются структура и состав Ленинградского областного комитета ВКП (б), особенности управления Ленинградской областью в 1941–1944 годы (как оккупированной, так и неоккупированной территорией), роль комитета в обороне Ленинграда, а также были выявлены положительные и отрицательные моменты в работе этого органа управления.
Ключевые слова: Ленинградская область, Великая Отечественная война, Ленинградский областной комитет ВКП (б), оборона Ленинграда.
Ленинградский обком ВКП (б) являлся главным административным органом по управлению районами Ленинградской области как до Великой Отечественной войны, так и во время, и после неё. Его деятельность имела важное значение для региона в это время.
Его изучение в исторической науке началось с 60-ых годов прошлого века с выходом 6-ти томного труда «История Великой Отечественной войны». В томах 2 и 4 этого труда лишь в нескольких предложениях писалось об деятельности этого органа в данный период. Утверждалось, что Ленинградская партийная организация делала всё возможное, чтобы спасти жителей области от голода и освободить Ленинград от фашистских захватчиков [9, c.218]. Он создал орган по руководству партизанским движением в области — Ленинградский штаб партизанского движения (ЛШПД), комиссию по руководству северо-восточными районами области и т. д. Однако в этих томах не пишется о недостатках работы этого органа в годы, а также о его структуре и составе. Более подробные труды о нём были написаны в 70–80-е годы прошлого века. Это монографии «В годы суровых испытаний. Ленинградская партийная организация в Великой Отечественной войне» (1985) [9] и «Очерки истории Ленинградской организации КПСС», том 2-ой (1980) [6]. Также немного об этом органе написано в «Очерках истории Новгородской организации КПСС» (1983) и в монографии Ю. П. Петрова «Партизанское движение в Ленинградской области в 1941–1944 годах» (1973) [11]. В этих монографиях более подробно раскрывается деятельность Ленобкома в годы войны, его роль в принятии мер для борьбы с захватчиками и обороне Ленинграда. Из современных работ стоит выделить статью В. А. Кутузова «А. А. Жданов и комиссия Обкома ВКП (б) по руководству северо-восточными районами Ленинградской области» (2012) [10]. Автор статьи подробно исследует деятельность этой комиссии, её структуру и роль Жданова в её работе. Однако перечисленные труды не полностью раскрывают структуру Ленобкома и его состав. На данный момент других исследований, посвященных этому органу, не существует, поэтому эта тема актуальна по сей день.
Структура этого органа была непростой. Во главе этого органа находился 1-ый секретарь. При этом, должность 1-го секретаря Ленинградского обкома и 1-го секретаря Ленинградского горкома занимал один и тот же человек как до войны, так и во время неё [8, c.78]. Почему сложилась такая ситуация в административном управлении? Дело в том, что функции Ленинградского горкома и обкома ВКП (б) были общими как до войны, так и во время неё. Отличались они только тем, что первый отвечал за Ленинград и его районы, второй — за Ленинградскую область. Ещё одним отличием было наличие у Ленобкома сельскохозяйственных отделов, которые отвечали за сельское хозяйство в Ленинградской области и Ленинграде [8, с.80–81]. Поэтому и Ленинградом, и Ленинградской областью управлял один человек. Этим человеком был А. А. Жданов, занимавший обе должности в 1934–1945 годы. Он был одним из близких соратников И. В. Сталина, имел опыт управления огромной областью (до назначения в Ленинград был секретарем крайкома Горьковской (Нижегородской) области), о его работе в Горьком очень хорошо отзывались его коллеги [7, с.178]. В связи с последним Сталин и выбрал его руководить Ленинградом и областью после убийства С. М. Кирова в 1934 году. Иногда Жданова подменял А. А. Кузнецов, который являлся 2-ым секретарем в Ленгоркоме, как это было в первые месяцы войны. Кроме того, во время войны в обкоме руководил Особым сектором (был назначен 9 августа 1941 года), который отвечал за документооборот в этом органе [2, с.13].
Далее, следует должность 2-го секретаря Ленинградского обкома ВКП (б), коим был на момент начала войны Т. Ф. Штыков. Он вступил в партию в 1929 году, в 1931–1938 гг. — секретарь Октябрьского райкома ВЛКСМ в Ленинграде, в 1938 году был избран вторым секретарем Ленобкома и пробыл на этой должности до 1945 года. В годы войны был также членом Военных Советов Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов [8, c.79].
В обкоме были также и другие секретари, которые возглавляли отделы этого органа:
1) Г. Х. Бумагин — секретарь Ленобкома по кадрам в 1939–1944 гг., а также член Военного Совета Ленинградского военного округа в июле — сентябре 1941 года [10, c.100], руководитель оперативной группы по организации и руководству партийных подпольных организаций и боевыми действиями партизанских отрядов в 1941–1944 гг. [8, c.79] и председатель Комиссии по руководству северо-восточными районами Ленинградской области в 1942–1943 годах, в 1944–1948 годах был 1-ым секретарем Новгородского обкома;
2) Г. Г. Воротов — в годы войны был 3-им секретарем Ленобкома, в сентябре 1941 — январе 1942 годов возглавлял Комиссию по руководству северо-восточными районами Ленинградской области, в 1943–1947 гг. — заведующий отделом топливно-энергетической промышленности в Ленобкоме [10, c.98];
3) К. И. Домокурова — в 1941–1944 годах руководила специальной комиссией по агитационно-пропагандистской работе, была членом Комиссии по руководству северо-восточными районами Ленинградской области [8, c.85];
4) М. Н. Никитин — в 1941–1944 годы был 3-им секретарем Ленобкома, а также начальником Ленинградского штаба партизанского движения (ЛШПД) [11, c.30];
5) А. Н. Шинкарев — в годы войны был секретарем обкома по водному транспорту, а также руководителем партизанского движения в юго-восточном секторе оккупированной территории Ленинградской области [11, c. 28].
6) И. И. Баскаков — в годы войны — секретарь обкома по промышленности, а также руководитель партизанского движения в центральном секторе оккупированной территории Ленинградской области [11, c. 27–28].
Кроме них, секретарями обкома были ещё Н. И. Королев, Н. В. Минкин и др., однако сведений о последних практически не имеется [8].
В составе обкома имелось БЮРО, членами которого были Г. Х. Бумагин, Г. Г. Воротов, А. А. Жданов, А. А. Кузнецов, М. Н. Никитин, Соловьев, Т. Ф. Штыков. Оно принимало конкретные решения по многим важным вопросам касательно обороны Ленинграда, работы райкомов и горкомов ВКП (б) Ленинградской области, работы промышленности, сельского хозяйства [1, c.2].
Также в составе обкома имелся секретариат, который решал вопросы по выдаче партбилетов, снятии и назначении человека на ту или иную должность, а также вопросы по работе газет в Ленинграде и области. Несмотря на наличие протоколов секретариата по решению различных вопросов, в них не указывался его состав, поэтому можно только строить предположения по этому вопросу [3].
Когда началась Великая Отечественная война, большинство из представителей советской власти не думало о том, что Германия совершит внезапное нападение на СССР 22 июня 1941 года. В первые месяцы войны в Ленинградской области обком старался принять необходимые меры по защите Ленинграда и оказанию помощи войскам Ленинградского, Волховского, Северо-Западного фронтов, 7-ой отдельной армии [4, c.4].
С одной стороны, меры, которые принимались для защиты Ленинградской области в 1941–1944 годы, имели положительный эффект. К примеру, в июле 1941 года, когда началась оккупация региона немецкими и финскими войсками, обком ВКП (б) издал постановление, по которому были направлены в Красную Армию 342 руководящих работника области, из которых 71 работник входил в аппарат обкома ВКП (б) [4, c.6]. Одновременно с этим началось строительство оборонительных сооружений в районах Ленинградской области, которыми руководили работники аппарата обкома ВКП (б). В протоколе заседания БЮРО обкома от 1 июля 1941 года сохранилась запись о том, что было принято решение об отзыве представителей обкома ВКП (б) на спецстроительства в Ленинградской области в период с 20 июня по 15 августа 1941 года. Туда были вызваны 2-ой секретарь Парголовского РК ВКП (б) Лобачева И. А. (спецстроительство N°52), 2-ой секретарь Шлиссельбургского ГК ВКП (б) Никулин И. Н. (спецстроительство N°74), 2-ой секретарь Новгородского РК ВКП (б) Соколов П. И. (спецстроительство N°151) и многие другие партийные работники [1, c.5]. Их основной задачей было проведение партийно-политической, массовой работы среди строителей и обеспечение выполнение планов строительства. Под спецстроениями подразумевались как различные оборонные объекты для защиты от немецких войск, так и не военные объекты. Работники обкома приложили немало усилий по руководству их возведения, которые не позволили противнику захватить Ленинград и остановить наступление в области.
Для оказания необходимой помощи советским войскам обкому в первые месяцы войны пришлось перестроить на военный лад всю промышленность, транспорт и сельское хозяйство, а также провести эвакуацию различных предприятий, их оборудования и мирное население. Все, что возможно было эвакуировать, эвакуировали в те районы Ленинградской области, которые не были захвачены фашистами. К ноябрю 1941 года их было 9 (Боровичский, Ефимовский, Капшинский, Любытинский, Машенский, Окуловский, Опеченский, Пестовский и Хвойнинский; именно в эти районы эвакуировали немалую часть предприятий и населения области) [12, c.106], а к февралю 1942 их стало 15 в результате общего контрнаступления советских войск по всей линии фронта зимой 1941–1942 годов (были освобождены полностью Волховский, Дрегельский, Киришский, Маловишерский, Полавский, Тихвинский районы) [10, c.97]. Эта мера позволила возобновить производство в условиях военного времени и дала возможность обеспечивать необходимыми ресурсами советскую армию. К примеру, по решению обкома ВКП (б) в начале 1942 года в Боровичский район Ленинградской области было переброшено оборудование законсервированных предприятий и артелей из оккупированных районов, на базе которых было создано предприятие по снабжению боеприпасами [12, c.109].
Ленинградский обком ВКП (б) в годы войны инициировал создание различных войсковых частей для того, чтобы они могли вести боевые действия под Ленинградом. Так, в протоколе № 50 заседания БЮРО обкома от 15 декабря 1942 года есть запись о принятии решения собрать средства на строительство танковой колонии «Ленинградский колхозник» [4, c.2]. Инициатива принадлежала колхозникам Боровичского, Киришского, Окуловского и Тихвинского районов. Кроме того, были проведены собрания исполкома райсовета и горсоветов этих районов с целью помочь колхозникам собрать средства для её строительства. Для этой цели обком организовал областную комиссию по сбору средств на строительство колонны в составе ее председателя Г. Х. Бумагина и членов комиссии К. И. Домокуровой и Козлова. Было собрано 2 537 460 рублей деньгами и 725,5 тыс. рублей облигациями, а к началу 1943 года — 21 млн рублей [4, c.2]. Эти средства пошли не только на создание танковой колонны, но и на обеспечение продовольствием советской армии.
Также по решению обкома был создан лыжный батальон из партийно-комсомольского и советского актива области в Тихвине осенью 1941 года, который помог освободить населённые пункты этого района, в том числе и сам Тихвин, и перейти в контрнаступление в Ленинградской области [5, c.4].
Кроме того, Ленобком принимал меры по сохранению административных органов в оккупированных районах области. Для этого в начале войны создавались тройки во главе с первым секретарем райкома, а в скором времени в неё стали входить уполномоченные обкома, которых он присылал [6, c.368]. В результате эти тройки стали основой для подпольных партийных органов, которые руководили не только районом, но и партизанскими отрядами. Ленобком также старался давать рекомендации по организации подполья, установления связи с другими подпольными организациями и др. [6, c.369]. Таким образом, удавалось сохранить связь и управление с оккупированными районами области. Впоследствии, они станут основой новой администрации в освобожденных районах области и этот процесс начался еще в 1942 году и продолжится в 1944 году.
Если же говорить об управлении неоккупированными районами Ленинградской области, то существовал специальный орган, который входил в состав Ленобкома и был его представителем — Комиссия по руководству северо-восточными районами. Она была создана 8 сентября 1941 года в следующем составе: Г. Г. Воротов (председатель; до 27 января 1942), П. П. Еремеев (председатель; до 2 марта 1942), Г. Х. Бумагин (председатель; до конца 1943 года), К. Д. Белокурова, Таиров, Костина (члены обкома ВЛКСМ) и Подгорский (секретарь Тихвинского РК ВКП (б)) [10, c.97]. Эта комиссия действовала сначала в селе Ефимовская до декабря 1941 года, а затем до конца 1943 года в Тихвине, поскольку осуществлять руководство из блокированного Ленинграда было очень трудно [10, c.97]. В этой комиссии существовали организационно-пропагандистский, сельскохозяйственный, кадров и партизанский отделы. По большей части комиссия решала вопросы, связанные с промышленностью и сельским хозяйством в неоккупированных районах Ленинградской области [8, c.83].
Однако в работе Ленобкома были и недостатки, которые проявились в первые месяцы войны в работе райкомов и горкомов области, сказавшиеся на работе главного административного органа. Уже упоминалось, что никто не ожидал внезапного нападения на СССР со стороны Германии. Из-за этого не была проведена тщательным образом подготовка к войне органов администрации. В связи с началом оккупации региона, органы власти стали себя перестраивать в сложных условиях. При этом сотрудники обкома часто совершали ошибки в руководстве районами области, а некоторые работники администраций в районах и городах не предпринимали никаких мер по их защите. Так, в протоколе заседания бюро Обкома ВКП (б) № 42 от 11 июля 1941 года имеется решение о тех руководителях райкомов ВКП (б), которые были представителями обкома ВКП (б) и совершали ошибки по руководству районов в первые дни войны [2, c.10–11]. Были подвергнуты критике руководители Батецкого и Кингисеппского районов. Как сообщили о них в обком местные жители этих районов, когда там начались боевые действия, они вместо того, чтобы решать насущные вопросы в своём районе, они попросту бездействовали. Например, они не мобилизовали население на строительство оборонительных сооружений, они не решили вопросы с обеспечением продовольствия работающих. Более того, они сами себе бесплатно брали продукты и товары. Этими действиями они позволили немецким войскам довольно быстро оккупировать полностью эти районы. В связи с этим, бюро постановило первого секретаря Батецкого РК ВКП (б) Зосимова С. Ф. и первого секретаря Кингисеппского РК ВКП (б) снять с должности, исключить из партии и привлечь к уголовной ответственности [2, c.11]. То же самое коснулось и тех работников, которые совершили бегство в другой район. Так сделал это первый секретарь Волотовского РК ВКП (б) Анисимов и председатель Волотовского райсовета Биттенбиндер А. А. Их также сняли с должностей и привлекли к уголовной ответственности [2, c.12].
Отчасти из-за халатности и бездействия таких работников, немецким войскам удалось оккупировать значительную часть Ленинградской области, которая находилась под контролем противника 3 года.
Стоит привести воспоминание секретаря Ленобкома К. Д. Белокуровой: «…никто не ожидал столь быстрого вторжения противника, никто не предполагал, что главной задачей в первые недели войны станет не эвакуация населения, промышленных предприятий, материальных ценностей. Решение о ней было принято Леноблисполкомом с большим запозданием, только 8 июля 1941 года. Постановления об эвакуации отдельных районов также хронически запаздывали — к их тексту, напечатанному на пишущей машинке, приходилось дописывать от руки новые наименования. Неоднократно пришлось эвакуировать ленинградских детей. Много сложностей возникало при выводе из прифронтовой зоны скота. При эвакуации населения нередко «забывали» о колхозниках, которые должны были обеспечить уборку урожая и выполнение нарядов на трудовую повинность…» [12, c.107].
Существовали проблемы с продовольствием на неоккупированной территории Ленинградской области. Несмотря на то, что Ленобком старался решить эту проблему, до весны 1942 года голодало не только население районов, оказавшихся в блокаде, но и население неоккупированных северо-восточных районов [12, c.107]. В это же время не осталось продовольствия, которое было отдано Ленинграду и советской армии. Решить эту проблему частично удалось, когда 2 апреля 1942 года И. В. Сталин удовлетворил просьбу комиссии по руководству северо-восточными районами отправить продовольствие в Ленинградскую область. Однако продовольственная проблема не была полностью решена до конца войны [12, c.108].
Эти ошибки работникам припомнили, когда в 1949–1950 годы провели аресты сотрудников Ленобкома и Ленгоркома по «Ленинградскому делу». Было арестовано немало партийных работников, среди которых А. А. Кузнецов, Г. Х. Бумагин, М. Н. Никитин, Г. Г. Воротов и др., которые были близки к Жданову. Часть из них, среди которых Кузнецов и Никитин, расстреляли в октябре 1950 года, а кто-то из них пережил этот процесс, как например, Г. Х. Бумагин (арестовали в 1950 году, приговорили к 25 годам тюрьмы, но через 4 года его оправдали) [10, c.100].
Несмотря на это, Ленобком предпринял немало различных мер для обороны Ленинграда и оказанию сопротивления немецким и финским войскам. Эти меры позволили не только перевести на военные рельсы промышленность и сельское хозяйство, но и частично сохранить их предприятия, эвакуированы их в неоккупированную районы, а также оказать серьезное сопротивление оккупантам. На момент начала Великой Отечественной войны Ленинградский обком имел в своём составе опытных партийных работников, которые внесли весомый вклад в борьбе с противником. Однако после «Ленинградского дела» часть из них была незаслуженно забыта, поэтому стоит помнить, что они совершили подвиг для Ленинграда и Ленинградской области.
Литература:
- Центральный государственный архив историко-политических документов г. Санкт-Петербург (ЦГАИПД СПб), Ф.24, оп.2–3, д.4827.
- ЦГАИПД СПб, Ф. 24, оп. 2–3, д. 4832.
- ЦГАИПД СПб, Ф. 24, оп. 2–3, д. 5082.
- ЦГАИПД СПб, Ф. 24, оп. 2–3, д. 5165.
- ЦГАИПД СПб, Ф. 24, оп. 2–3, д. 5310а.
- Волков В. С. Очерки истории Ленинградской организации КПСС (в 3 томах. Том 2: 1918–1945. Ленинград, Лениздат, 1980. 539 с.
- Волынец А. Н. Жданов. Москва, Молодая гвардия, 2013. 619 с.
- Дзенискевич А. Р. В годы суровых испытаний: Ленинградская партийная организация в Великой Отечественной войне. Ленинград, Лениздат, 1985. 422 с.
- История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг. Том 2 (под ред. П. Н. Поспелова). Москва, Военное издательство МО СССР, 1961 г. 688 с.
- Кутузов В. А. А. А. Жданов и Комиссия Обкома ВКП (б) по руководству северо-восточными районами Ленинградской области // Ленинградская область в Великой Отечественной войне: Материалы науч. конф. — СПб., 2012. — С. 97–107.
- Петров Ю. П. Партизанское движение в Ленинградской области 1941–1944. Ленинград, Лениздат, 1973. 454 с.
- Скворцов В. Н., Абрамов Е. П., Бочков Е. А. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг (к 70-летию освобождения Ленинградской области от фашистской оккупации). Санкт — Петербург, ЛГУ, 2014. 271 с.