Методика eduScrum и развитие учебной мотивации в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 16.05.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Борисенко, С. В. Методика eduScrum и развитие учебной мотивации в начальной школе / С. В. Борисенко, Т. В. Семеновских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70085/ (дата обращения: 10.07.2020).



В статье рассматривается возможность применения методики eduScrum в начальной школе, с целью повышения уровня учебной мотивации. Отражены характерные особенности и факторы, положительно влияющие на учебную мотивацию. Изложены этапы работы с использованием методики eduScrum, рассматривается программа ее внедрения на уроках окружающего мира. Описан диагностический инструментарий и результаты исследования учебной мотивации младших школьников.

Ключевые слова: учебная мотивация, методика eduScrum, окружающий мир, младшие школьники.

Современные исследования свидетельствуют о том, что учащимся не хватает мотивации в учебной деятельности. Почему так важно, чтобы учащиеся были замотивированы? Потому что, мотивация увеличивает результативность, настойчивость, интерес. В действующем Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливаются требования к личностным результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу «…сформированность мотивации к обучению и познанию», «…развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» [6]. Исходя из того, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада, важно развивать учебную мотивацию. В каждом возрасте она имеет свои особенности, в начальной школе они следующие: безоговорочное выполнение требований учителя; стремление получать только хорошие отметки; неспособность удерживать сформированное намерение (необходимо делать минимальный перерыв между мотивацией и самой деятельностью); избирательное отношение к учебным дисциплинам [3].

Изучив проект Федерального государственного образовательного стандарта, можно сделать вывод, что большое внимание уделяется групповой работе школьников, выделяется следующий пункт: «Овладение умениями участвовать в совместной деятельности». В нем прописаны основные умения работы в команде: «…понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность быть лидером и выполнять поручения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности…» [5].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в школе необходимо использовать актуальные методы обучения, которые отвечают вышеуказанным требованиям и способствуют поддержанию и развитию учебной мотивации. EduScrum — это методика, которая отвечает перечисленным требованиям и может эффективно использоваться на уроках в начальной школе.

Характеристика методики eduscrum. EduScrum (education Scrum) — это адаптация методологии Scrum для образования. Она разработана учителем из Голландии Вилли Вейнандсом [7], в 2011 году. Основная идея заключается в осознанном усвоении нового материала обучающимися через их тесное взаимодействие с другими участниками процесса, а также в изучении ими своих собственных возможностей [2].

В основе методики лежат ведение проектов Scrum и Agile т. е. гибкий подход. Который имеет следующие преимущества: наглядность и гибкость в управлении; возможность быстро реагировать и адаптироваться в различных ситуациях. С помощью Agile подхода возможно организовать работу в короткий промежуток времен с минимальными затратами и качественным продуктом.

Диагностика учебной мотивации младших школьников. В проведенном исследовании, мы опирались на интерпретацию учебной мотивации, сформулированную В. А. Грековой, где учебная мотивация — частный вид мотивации, представляющий собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относится к учению, быть активным в учебной деятельности, т. е. определяет учебную активность ребенка [1].

В исследовании участвовали 64 учащихся 3-х классов. Анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что 53 % учащихся имеют в качестве ведущей внешнюю мотивацию. Что касается развития уровней учебной мотивации, результаты следующие: 5 % — низкий уровень (дезадаптация), 19 % — сниженный уровень, 28 % — нормальный, 34 % — высокий, 14 % — очень высокий уровень учебной мотивации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что треть учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации, но она является внешней.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что для развития учебной мотивации младших школьников, необходимо внедрение новых методик обучения.

Для развития учебной мотивации учащихся третьего класса была разработана программа для уроков окружающего мира [4]. Целью программы является: развитие учебной мотивации у учащихся третьего класса, посредством использования методики eduScrum на уроках окружающего мира. Работа на занятиях строилась следующим образом:

Первый этап: Планирование проекта. Учитель дает задание по проекту (заказ). Разработка критериев достижения цели и оценивания работ. Разбиение на задачи.

Второй этап: Формирование команд. Учащиеся подбирают команду по навыкам, они должны различаться, количество участников: 4–5 человек. Группы вырабатывают правила, которым будут следовать на протяжении всего проекта.

Третий этап: Работа над проектом. Этап предусматривает самостоятельную работу команд с доской в течении нескольких занятий, учитель выступает в роли наставника.

Четвертый этап: Обзор проекта (результат). Этап, на котором участники представляют свои работы: презентуют плакаты и оценивают работу остальных групп.

Пятый этап: Ретроспектива. Этап позволяет получить качественную обратную связь, как для группы, так и для каждого ребенка отдельно.

Анализ результатов работы контрольной и экспериментальной групп на уроках окружающего мира показал, что методика eduScrum положительно влияет на развитие учебной мотивации младших школьников:

1) 50 % учащихся экспериментальной группы мотивировали свою деятельность внешней мотивацией, после реализации программы этот показатель снизился до 25 %.

2) Уровень учебной мотивации начал меняться в положительном направлении: высокий уровень развития учебной мотивации изменился с 47 % до 56 %.

3) Самовосприятие школьников на затраты времени включения в урок снизилось с 9 минут до 6, соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование методики eduScrum на уроках в начальной школе имеет свои положительные результаты в отношении развития и стимулирования учебной мотивации. Решая образовательные задачи, учащиеся могут развивать навык взаимодействия в команде, навыки самостоятельной работы и ответственности за проделанную работу.

Литература:

  1. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № 6/3. С. 45–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsya-uchebnaya-motivatsiya-osnovnye-teorii-i-podhody (дата обращения: 19.02.2020).
  2. Лукашенко М. А., Телегина Т. В. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода Scrum // Экономические науки. 2019. Т.8. № 2 (27). С. 223–227.
  3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  4. Плешакова А. А. Окружающий мир: учебник. 3 класс. 2 часть. 3-е изд. М.: Просвещение, 2019. 175 с.
  5. Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]. / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html/ (дата обращения: 20.04.2020).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 [Электронный ресурс] / ФГОС. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
  7. Delhij А., Solingen R., Wijnands W. Руководство по eduScrum. Пер. с англ. И. Мифтахов, Т. Глухарева. [Электронный ресурс] URL: https://eduscrum.nl/file/CKFiles/The_eduScrum_Guide_RU_1.2.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, окружающий мир, начальная школа, совместная деятельность, учебная деятельность, использование методики, этап, учащийся, внешняя мотивация, высокий уровень.


Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Повышение мотивации младших школьников к обучению на...

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения) представлены в...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного̇ обучения̇. Одной̇ из̇ задач̇, которые должны решаться в начальной школе, является создание̇ условий̇ для̇ формирования̇ положительной̇ учебной̇ мотивации̇ и̇ дальнейшего̇ её развития у младших...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. II — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно...

Изучение мотивации учебной деятельности младших...

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся...

Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации...

2. Исследование учебной мотивации младших школьников по методике М.Р. Гинзбурга, по которой можно определить преобладающие

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности школьника

Ахмедова, А. М. Мотивация учебной деятельности школьника / А. М. Ахмедова, Ф. А. Махмудова.

Мотивацию можно лишь стимулировать, повышать и развивать, но нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как например, навыки чистописания, нельзя...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Процесс формирования мотивации у обучающихся начальной школы не идет стихийно, а выступает предметом целенаправленной и

В качестве внутреннего мотива в учебной деятельности выступает познавательная потребность учащегося (А. А. Леонтьев, И. А...

Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Повышение мотивации младших школьников к обучению на...

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения) представлены в...

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного̇ обучения̇. Одной̇ из̇ задач̇, которые должны решаться в начальной школе, является создание̇ условий̇ для̇ формирования̇ положительной̇ учебной̇ мотивации̇ и̇ дальнейшего̇ её развития у младших...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. II — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно...

Изучение мотивации учебной деятельности младших...

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся...

Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации...

2. Исследование учебной мотивации младших школьников по методике М.Р. Гинзбурга, по которой можно определить преобладающие

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности школьника

Ахмедова, А. М. Мотивация учебной деятельности школьника / А. М. Ахмедова, Ф. А. Махмудова.

Мотивацию можно лишь стимулировать, повышать и развивать, но нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как например, навыки чистописания, нельзя...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Процесс формирования мотивации у обучающихся начальной школы не идет стихийно, а выступает предметом целенаправленной и

В качестве внутреннего мотива в учебной деятельности выступает познавательная потребность учащегося (А. А. Леонтьев, И. А...

Задать вопрос