Методика eduScrum и развитие учебной мотивации в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 16.05.2020

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Борисенко, С. В. Методика eduScrum и развитие учебной мотивации в начальной школе / С. В. Борисенко, Т. В. Семеновских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70085/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается возможность применения методики eduScrum в начальной школе, с целью повышения уровня учебной мотивации. Отражены характерные особенности и факторы, положительно влияющие на учебную мотивацию. Изложены этапы работы с использованием методики eduScrum, рассматривается программа ее внедрения на уроках окружающего мира. Описан диагностический инструментарий и результаты исследования учебной мотивации младших школьников.

Ключевые слова: учебная мотивация, методика eduScrum, окружающий мир, младшие школьники.

Современные исследования свидетельствуют о том, что учащимся не хватает мотивации в учебной деятельности. Почему так важно, чтобы учащиеся были замотивированы? Потому что, мотивация увеличивает результативность, настойчивость, интерес. В действующем Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливаются требования к личностным результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу «…сформированность мотивации к обучению и познанию», «…развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» [6]. Исходя из того, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада, важно развивать учебную мотивацию. В каждом возрасте она имеет свои особенности, в начальной школе они следующие: безоговорочное выполнение требований учителя; стремление получать только хорошие отметки; неспособность удерживать сформированное намерение (необходимо делать минимальный перерыв между мотивацией и самой деятельностью); избирательное отношение к учебным дисциплинам [3].

Изучив проект Федерального государственного образовательного стандарта, можно сделать вывод, что большое внимание уделяется групповой работе школьников, выделяется следующий пункт: «Овладение умениями участвовать в совместной деятельности». В нем прописаны основные умения работы в команде: «…понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность быть лидером и выполнять поручения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности…» [5].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в школе необходимо использовать актуальные методы обучения, которые отвечают вышеуказанным требованиям и способствуют поддержанию и развитию учебной мотивации. EduScrum — это методика, которая отвечает перечисленным требованиям и может эффективно использоваться на уроках в начальной школе.

Характеристика методики eduscrum. EduScrum (education Scrum) — это адаптация методологии Scrum для образования. Она разработана учителем из Голландии Вилли Вейнандсом [7], в 2011 году. Основная идея заключается в осознанном усвоении нового материала обучающимися через их тесное взаимодействие с другими участниками процесса, а также в изучении ими своих собственных возможностей [2].

В основе методики лежат ведение проектов Scrum и Agile т. е. гибкий подход. Который имеет следующие преимущества: наглядность и гибкость в управлении; возможность быстро реагировать и адаптироваться в различных ситуациях. С помощью Agile подхода возможно организовать работу в короткий промежуток времен с минимальными затратами и качественным продуктом.

Диагностика учебной мотивации младших школьников. В проведенном исследовании, мы опирались на интерпретацию учебной мотивации, сформулированную В. А. Грековой, где учебная мотивация — частный вид мотивации, представляющий собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относится к учению, быть активным в учебной деятельности, т. е. определяет учебную активность ребенка [1].

В исследовании участвовали 64 учащихся 3-х классов. Анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что 53 % учащихся имеют в качестве ведущей внешнюю мотивацию. Что касается развития уровней учебной мотивации, результаты следующие: 5 % — низкий уровень (дезадаптация), 19 % — сниженный уровень, 28 % — нормальный, 34 % — высокий, 14 % — очень высокий уровень учебной мотивации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что треть учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации, но она является внешней.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что для развития учебной мотивации младших школьников, необходимо внедрение новых методик обучения.

Для развития учебной мотивации учащихся третьего класса была разработана программа для уроков окружающего мира [4]. Целью программы является: развитие учебной мотивации у учащихся третьего класса, посредством использования методики eduScrum на уроках окружающего мира. Работа на занятиях строилась следующим образом:

Первый этап: Планирование проекта. Учитель дает задание по проекту (заказ). Разработка критериев достижения цели и оценивания работ. Разбиение на задачи.

Второй этап: Формирование команд. Учащиеся подбирают команду по навыкам, они должны различаться, количество участников: 4–5 человек. Группы вырабатывают правила, которым будут следовать на протяжении всего проекта.

Третий этап: Работа над проектом. Этап предусматривает самостоятельную работу команд с доской в течении нескольких занятий, учитель выступает в роли наставника.

Четвертый этап: Обзор проекта (результат). Этап, на котором участники представляют свои работы: презентуют плакаты и оценивают работу остальных групп.

Пятый этап: Ретроспектива. Этап позволяет получить качественную обратную связь, как для группы, так и для каждого ребенка отдельно.

Анализ результатов работы контрольной и экспериментальной групп на уроках окружающего мира показал, что методика eduScrum положительно влияет на развитие учебной мотивации младших школьников:

1) 50 % учащихся экспериментальной группы мотивировали свою деятельность внешней мотивацией, после реализации программы этот показатель снизился до 25 %.

2) Уровень учебной мотивации начал меняться в положительном направлении: высокий уровень развития учебной мотивации изменился с 47 % до 56 %.

3) Самовосприятие школьников на затраты времени включения в урок снизилось с 9 минут до 6, соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование методики eduScrum на уроках в начальной школе имеет свои положительные результаты в отношении развития и стимулирования учебной мотивации. Решая образовательные задачи, учащиеся могут развивать навык взаимодействия в команде, навыки самостоятельной работы и ответственности за проделанную работу.

Литература:

  1. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № 6/3. С. 45–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsya-uchebnaya-motivatsiya-osnovnye-teorii-i-podhody (дата обращения: 19.02.2020).
  2. Лукашенко М. А., Телегина Т. В. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода Scrum // Экономические науки. 2019. Т.8. № 2 (27). С. 223–227.
  3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  4. Плешакова А. А. Окружающий мир: учебник. 3 класс. 2 часть. 3-е изд. М.: Просвещение, 2019. 175 с.
  5. Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]. / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html/ (дата обращения: 20.04.2020).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 [Электронный ресурс] / ФГОС. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
  7. Delhij А., Solingen R., Wijnands W. Руководство по eduScrum. Пер. с англ. И. Мифтахов, Т. Глухарева. [Электронный ресурс] URL: https://eduscrum.nl/file/CKFiles/The_eduScrum_Guide_RU_1.2.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, окружающий мир, начальная школа, совместная деятельность, учебная деятельность, использование методики, учащийся, этап, внешняя мотивация, высокий уровень.


Похожие статьи

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, охарактеризованы основные методы и средства, способствующие их формированию и развитию в образовательном процессе современной ...

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Особенности педагогического взаимодействия учителя с младшими подростками в процессе создания атмосферы учения

Наша статья посвящена исследованию условий, которые способствуют созданию атмосферы учения в педагогическом взаимодействии между педагогом и учащимися. В статье рассматривается влияние таких особенностей педагогического взаимодействия, как установлен...

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Роль учебных игр в обучении говорению на уроках второго иностранного языка

В статье представлены практические материалы и результаты применения учебно-игровых приёмов в обучении говорению на уроках второго иностранного языка. Практические материалы статьи будут полезны и могут быть использованы преподавателями и студентами ...

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Похожие статьи

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, охарактеризованы основные методы и средства, способствующие их формированию и развитию в образовательном процессе современной ...

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Особенности педагогического взаимодействия учителя с младшими подростками в процессе создания атмосферы учения

Наша статья посвящена исследованию условий, которые способствуют созданию атмосферы учения в педагогическом взаимодействии между педагогом и учащимися. В статье рассматривается влияние таких особенностей педагогического взаимодействия, как установлен...

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Роль учебных игр в обучении говорению на уроках второго иностранного языка

В статье представлены практические материалы и результаты применения учебно-игровых приёмов в обучении говорению на уроках второго иностранного языка. Практические материалы статьи будут полезны и могут быть использованы преподавателями и студентами ...

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Задать вопрос