Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 14.05.2020

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Жуматаева, С. М. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня / С. М. Жуматаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 578-581. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70059/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня.

Ключевые слова: общение, коммуникативная деятельность, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.

Общение является основной функцией речи ребенка, необходимой для установления контакта с внешним миром, утверждал Л. С. Выготский. Способность общаться влияет на область социальных отношений и наиболее естественным образом достигает личных характеристик ребенка, позволяя ему в той или иной степени взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такое нарушение у детей, как общее недоразвитие речи, лишает их полноценного контакта.

Базовый подход к решению этой проблемы представлен в работе Л. С. Выготского, который рассматривал общение, как предпосылку для личностного роста и устранения нарушений развития ребенка. На основании концепции Л. С. Выготского, можно сказать, что формирование коммуникативной деятельности у детей с ОНР является одной из приоритетных задач коррекционного процесса, поскольку эффективность и качество процесса общения во многом зависят от уровня коммуникативных навыков субъектов общения [4]. В работах Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, Л. С. Выготского, А. В. Запорожец рассматриваются теоретические основы формирования коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

Теоретический и практический анализ особенностей формирования коммуникативной деятельности детей указывает на существенные недостатки в изучении данной тематики. Структура коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста не изучена, также не рассматриваются образовательные условия и методы формирования предпосылок коммуникативной деятельности детей с ОНР.

Практическая экспериментальная часть исследования проводилась на базе ясли-сада № 22 г.Нур-Султан. В исследовании принимали участие 30 детей среднего дошкольного возраста с ОНР 1 уровня.

Методы, используемые в нашем исследовании:

  1. Наблюдение
  2. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации детей.
  3. Беседа, анкетирование логопедов и воспитателей детского сада.
  4. Подбор методик для выявления и составления характеристик уровней коммуникативной деятельности детей с ОНР дошкольного возраста.

Нами выявлены показатели коммуникативной деятельности детей с ОНР:

  1. импрессивная речь;
  2. зрительно-пространственное восприятие;
  3. слуховой гнозис;
  4. двигательная сфера;
  5. мимика и жесты;
  6. подражательные действия;
  7. оральный праксис;
  8. эмоционально-волевая сфера;
  9. речевое поведение.

Комплекс диагностических методик, используемый нами, был взят из пособий «Обследования речи детей» Г. В. Чиркина и «Логопедическая работа с детьми с ОНР» Е. В. Кириллова. Состоял из 3 направлений: изучение импрессивной речи, невербальных функций, неречевых функций.

1 направление – изучение импрессивной речи. При проведении серии заданий были получены следующие результаты:

Уровни

ОНР I уровня

абс.ч.

%

Высокий

-

-

Средний

8

27

Низкий

22

73

Полученные числовые данные графически изображены

Рис. 1. Процентные показатели уровней сформированности импрессивной речи

Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок в основном понимает обращенную речь взрослого, испытывает трудности при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций. Ребенок понимает в речи простые и сложные предложения, различает грамматические формы слов.

Средний уровень – ребенок понимает обращенную речь частично, требуются подсказки взрослого (выделение интонацией ключевых слов, жестовые подсказки). Словарь ребенка бедный, ребенок использует слова из обиходно-бытовой лексики, наблюдаются трудности актуализации слов.

Низкий уровень – ребенок не понимает обращенную речь либо отказывается от выполнения задания. Словарь ребенка скудный, в основном номинативный.

2 направление – изучение неречевых компонентов речи. При проведении серии заданий были получены следующие результаты:

Уровни

ОНР I уровня

абс.ч.

%

Высокий

-

-

Средний

9

30

Низкий

21

70

Рис. 2. Процентные показатели уровней сформированности неречевых функций речи

Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок хорошо понимает инструкцию, концентрация внимания сохраняется на протяжении всего обследования. Трудностей при диагностике зрительного гнозиса, орального праксиса не обнаружено.

Средний уровень – ребенок инструкцию понимает частично, требуется обучающая помощь, через непродолжительное время теряет концентрацию внимания.

Низкий уровень – ребенок не понимает инструкцию, не удерживает внимание на задания. Обнаружены трудности гнозиса и орального праксиса.

3 направление – изучение невербальной функции речи. При проведении серии заданий были получены следующие результаты:

Уровни

ОНР I уровня

абс.ч.

%

Высокий

-

-

Средний

8

27

Низкий

22

73

Рис. 3. Процентные показатели уровней сформированности невербальной функции речи

Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок сразу вступил в контакт со взрослым, в течение обследования проявлял заинтересованность в контакте. На протяжении всей ситуации общения положительный эмоциональный фон, что проявляется в частом и длительном контактном взгляде, улыбке, выразительности мимики, разнообразных жестах.

Средний уровень – ребенок вступил в контакт со взрослым сразу, но контакт непродолжительный, требуется эпизодическая стимуляция для поддержания контакта. Неустойчивое эмоциональное состояние, ребенок употребляет в ходе общения элементарные жесты (указательный, жесты согласия несогласия), мимика невыразительная.

Низкий уровень – ребенок вступил в контакт со взрослым после дополнительной стимуляции. Проявление эмоционального негативизма со стороны ребенка.

Исходя из полученных результатов, мы можем отметить то, что большинство детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня имеют низкий уровень сформированности коммуникативной деятельности. Дети не общались со взрослыми и сверстниками, они почти не могли выполнить задания самостояельно, мотивация отсутствует. Подражательные действия, имитация не всегда доступны. Эмоции проявляют негативные, выражение лица не выразительно. Отсутствие инициативы и отрицательность в общении со сверстниками и взрослыми. Все компоненты, являющиеся составными частями коммуникативной деятельности детей с ОНР, указывают на низкий уровень сформированности предпосылок коммуникативной деятельности и указывают на необходимость дальнейшей коррекционной работы над их формированием.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.-С.49.
  2. Лисина М. И., Смирнова Р. А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками // / Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1985
  3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, коммуникативная деятельность детей, ребенок, уровень, коммуникативная деятельность, анализ результатов, высокий уровень, общее недоразвитие речи, проведение серии заданий были, процентный показатель уровней.


Похожие статьи

Диагностические особенности выявления уровня...

Низкий уровеньребёнок самостоятельно не использует в речи вежливые слова, только

2. Глистина, И. А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитие речи

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение...

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего...

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные...

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Результаты уровня развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все.

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных...

Таким образом, уровень сформированности коммуникативных умений ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи.

Речевая коммуникация у детей с ОНР (III уровень) значительно затруднена.

Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие...

Средний уровень: правильные ответы только в 1ом и 3ем заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции...

Исследование мыслительной деятельности детей...

Исследования мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, проводимые с различных

Возраст испытуемых обеих групп был от 6 лет до 6 лет 5 месяцев.

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее недоразвитие речи, серия заданий, III...

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР...

В дошкольном учреждении созданы все условия для развития речи детей. Но в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с

Несформированность лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи. Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве...

Анализ современного состояния проблемы общего...

Под общим недоразвитием речи принято понимать «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Развитие навыков пересказа у детей с...

Похожие статьи

Диагностические особенности выявления уровня...

Низкий уровеньребёнок самостоятельно не использует в речи вежливые слова, только

2. Глистина, И. А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитие речи

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение...

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего...

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные...

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Результаты уровня развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все.

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных...

Таким образом, уровень сформированности коммуникативных умений ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи.

Речевая коммуникация у детей с ОНР (III уровень) значительно затруднена.

Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие...

Средний уровень: правильные ответы только в 1ом и 3ем заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции...

Исследование мыслительной деятельности детей...

Исследования мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, проводимые с различных

Возраст испытуемых обеих групп был от 6 лет до 6 лет 5 месяцев.

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее недоразвитие речи, серия заданий, III...

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР...

В дошкольном учреждении созданы все условия для развития речи детей. Но в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с

Несформированность лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи. Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве...

Анализ современного состояния проблемы общего...

Под общим недоразвитием речи принято понимать «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Развитие навыков пересказа у детей с...

Задать вопрос