Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок на готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 14.05.2020

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Вершинина, Ю. А. Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок на готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности / Ю. А. Вершинина, Е. А. Пархоменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70034/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассматривается проблема психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 100 студентов 4 курса ФГБОУ ВО Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Изучались ведущие мотивы профессиональной деятельности и ценностные установки студентов.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, молодые специалисты, ведущие мотивы профессиональной деятельности, ценностные установки.

Очень часто, приступая к профессиональной деятельности, молодые специалисты сталкиваются с множеством трудностей [2, с. 258]. Подобные трудности могут быть обусловлены внешними или внутренними факторами [5, с. 118]. С трудностями, вызванными внешними факторами, придется бороться, а трудностей, вызванных внутренними факторами, нужно стараться избежать и предупредить даже их возникновение [1, с. 87]. К подобным внутренним трудностям можно отнести психологическую неготовность к будущей профессии [4, с. 12]. Данная проблема может быть вызвана неуверенностью выпускников в своих силах, знаниях и умениях [3, с. 106].

Для того, чтобы формировать в выпускниках психологическую готовность к будущей профессии, необходимо знать, что оказывает влияние на ее формирование. Ведущие мотивы профессиональной деятельности и ценностные установки могут оказаться факторами, влияющими на готовность или неготовность выпускников к будущей профессии.

Цель исследования — изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности, а также ценностные установок как факторы готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Для изучения психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности, а именно мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок в исследовании принимали участие 100 студентов 4 курса, очной формы обучения по направлению подготовки 49.03.01. Физическая культура направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Нами были использованы методика А. А. Реана и Н. А. Низовских [5]. Полученные в ходе проведенного исследования данные представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Показатели ведущих мотивов профессиональной деятельности по методикеА.А.Реана

Показатели

Мотивы собственного труда

Мотивы социальной значимости труда

Мотивы самоутверждения в труде

Мотивы профессионального мастерства

среднее значение

(x)

стандартное отклонение

(σ)

26,5±

4,87

24,75±

2,6

28,87±

4,22

29,62±

3,74

В

С

В

В

Примечание: низкое значение (Н) — 1–12; среднее значение (С) — 13–24; высокое значение (В) — 25–36

Таким образом, в ходе исследования удалось установить, что почти по всем шкалам методики установлены высокие показатели. Самый высокий показатель выявлен по шкале «мотивы профессионального мастерства». Это свидетельствует о том, что для студентов важно быть профессионалами, они хотят иметь необходимые для этого знания. Высокий показатель по шкале «Мотивы самоутверждения в труде» свидетельствует о стремлении утвердить себя в профессиональной сфере, отвечать предъявляемым к ним требованиям и быть успешными.

Для изучения ценностных установок была использована методика Н. А. Низовских. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели ценностных установок по методикеН.А.Низовских

Показатели

Отношение к себе

Отношение к другим

Мораль, нравственность

Отношение к родителям, родным, близким

Учение, образованность, ум

Отношение к труду

Отношение к жизни

Отношение к природе

Отношение к свободе, справедливости, красоте, вере

среднее значение

(x)

стандартное отклонение

(σ)

8,7±

1,5

8,67±

1,1

7,13±

0,2

7,8±

1,4

8,1±

1,3

3,1±

0,8

3,17±

1,1

1,58±

0,4

3,17±

0,6

В

В

С

С

В

С

С

С

С

Примечание: низкое значение (Н) — 1–3; среднее значение (С) — 4–7; высокое значение (В) — 8–10.

Таким образом, по шкале «Отношение к себе» выявлен самый высокий показатель. Можно предположить, что студенты предъявляют к себе определенные требования и пытаются им соответствовать, не перекладывают ответственность на других. По шкале «Отношение к другим» также установлен высокий показатель, это говорит о том, что студенты проявляют уважение к людям.

Также высокий показатель установлен по шкале «Учение, образованность, ум», что говорит об осознанном отношении к дальнейшей профессиональной деятельности. Ориентация на получение образования преобладает над ориентациями, связанными с достижением образованности и развитием интеллекта. В отношении к труду преобладает стремление добиваться всего своим трудом.

Таки образом, можно отметить, что ведущие мотивы профессиональной деятельности и ценностные установки показывают, на что в профессиональной сфере ориентированы выпускники, можно проследить их ценности и ориентиры, понять, к чему они стремятся, и выявить, готовы ли к профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Батаршев А. В. Типология характера и личности. Практическое руководство по психологической диагностике. М.: изд-во «Институт психотерапии». 2013. 107 с.
  2. Комаревцева Е. А. Личностная и профессиональная зрелость специалиста // Ананьевские чтения — 2012: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Издательство СПбГУ. 2015. С. 257–259.
  3. Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов — психологов // Вестн. Моск. ун-та Сер. 14, Психология. 2013. № 2. 125 с.
  4. Прокопенко И. Г. Формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере: психологический тренинг // Методические рекомендации. Оренбург: Издательский центр ОГАУ. 2011. 38 с.
  5. Сизонов А. К. Тесты и психология игры: Ваш психологический портрет. Минск: Полымя. 2014 573 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, будущая профессия, высокий показатель, мотив, отношение, физическая культура, высокое значение, Кубанский государственный университет, профессиональная сфера, профессиональное мастерство.


Ключевые слова

молодые специалисты, ценностные установки, готовность к профессиональной деятельности, ведущие мотивы профессиональной деятельности

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических...

Физическая культура в профессиональной подготовке

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, профессиональная деятельность, двигательная активность, значительная

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений...

профессиональная деятельность, мотивационная сфера...

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом

мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная мотивация...

Значение компетентностного подхода для формирования...

На факультете физической культуры Андижанского государственного университета для совместной

В соответствии со сказанным выше технология обучения предусматривает выбор таких

Профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов по физической...

Мотивированный выбор профессии – основа...

профессиональная деятельность, позитивное отношение, профессиональная мотивация, избранная профессия, избегание неудач, выбор профессии, учебный процесс, профориентационная работа, заочное обучение...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является

Мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности. Мотивация – это активное состояние психики, побуждающее человека совершать...

Профессиональная направленность: сущность и структура

Отрицательная же профессиональная направленность нередко служит причиной смены специфики профессиональной деятельности, либо, в своей крайней форме, принятия сотрудником решения об увольнении с целью ухода из имеющейся профессии в другую...

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников

Профессия педагога дополнительного образования в профессиональном обучении относится к такому

В работу педагога по достижению профессионального мастерства включается

В том случае, когда преобладает значимость внешней атрибутики профессии — то речь может...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

В самой сфере профессиональной мотивации большое значение имеет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Если учащийся правильно оценивает профессию, считает ее и значимой для общества, то это...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических...

Физическая культура в профессиональной подготовке

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, профессиональная деятельность, двигательная активность, значительная

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений...

профессиональная деятельность, мотивационная сфера...

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом

мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная мотивация...

Значение компетентностного подхода для формирования...

На факультете физической культуры Андижанского государственного университета для совместной

В соответствии со сказанным выше технология обучения предусматривает выбор таких

Профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов по физической...

Мотивированный выбор профессии – основа...

профессиональная деятельность, позитивное отношение, профессиональная мотивация, избранная профессия, избегание неудач, выбор профессии, учебный процесс, профориентационная работа, заочное обучение...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является

Мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности. Мотивация – это активное состояние психики, побуждающее человека совершать...

Профессиональная направленность: сущность и структура

Отрицательная же профессиональная направленность нередко служит причиной смены специфики профессиональной деятельности, либо, в своей крайней форме, принятия сотрудником решения об увольнении с целью ухода из имеющейся профессии в другую...

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников

Профессия педагога дополнительного образования в профессиональном обучении относится к такому

В работу педагога по достижению профессионального мастерства включается

В том случае, когда преобладает значимость внешней атрибутики профессии — то речь может...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

В самой сфере профессиональной мотивации большое значение имеет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Если учащийся правильно оценивает профессию, считает ее и значимой для общества, то это...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Задать вопрос