Проблема реализации практики gap year в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 19.05.2020

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Колесник, А. С. Проблема реализации практики gap year в Российской Федерации / А. С. Колесник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 535-538. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70028/ (дата обращения: 19.04.2024).



Вместе с постоянными изменениями на рынке труда, увеличением уровня безработицы среди молодежи и нехваткой рабочих мест для молодых специалистов, возрастает количество тех, кто работает не по специальности, в связи с чем, возникает вопрос о введении свободного времени перед поступлением в вузы для выпускников школ.

Ключевые слова: высшее образование, среднее образование, специальность, выпускники, вуз, трудоустройство молодежи.

Along with the constant changesin the labor market, increasing youth unemployment and lack of jobs for young professionals, there is an issue on the implementation the gap year for school-leavers before the higher education.

Keywords: higher education, secondary education, specialty, graduates, high school, youth employment.

В настоящее время в связи с быстрыми темпами развития науки и технологий происходят постоянные изменения на рынке труда: появляются новые профессии, меняется рейтинг наиболее востребованных специалистов, а из-за автоматизации производства некоторые сферы окончательно вымирают. Данные изменения становятся критическими для нынешних выпускников школ, так как один из самых серьезных выборов в жизни — выбор будущей специальности — им приходится делать в условиях неопределенности.

В таких странах, как США, Великобритания, Германия, Индия, Израиль и Австралия, широко используется практика «gap year», когда выпускникам школ предоставляются годовые каникулы — промежуток между школой и университетом, который позволяет определиться с будущей профессией. Данный отпуск выпускники в основном тратят на волонтерство, путешествия и первые заработки, благодаря чему приобретаются необходимые навыки для дальнейшей учебы.

В сентябре 2018 года в Государственной Думе Российской Федерации депутатом Василием Власовым было внесено предложение введения такого явления в России [1]. Однако, для страны, где поступление в высшее учебное заведение сразу после окончания школы является практически обязательным, возможность появления «годичного перерыва» ставится под сомнение. Какие доводы можно привести в пользу введения данной системы?

Главным фактором, на который следует опираться при проведении анализа, является статистика трудоустройства населения. По данным Росстата, в августе 2018 года доля молодежи до 25 лет среди безработных составила 26,4 % и лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности — 30,6 % [2].

В феврале этого же года Дмитрий Медведев заявил, что только три четверти выпускников находят работу в течение нескольких месяцев после окончания вузов [3]. Это высказывание подтвердило и исследование портала по поиску работы HeadHunter: в июне 2018 года на одну вакантную должность претендовало более семи молодых специалистов. Количество поданных резюме в разы превышает количество вакантных мест, что приводит молодежь к работе не по специальности [5].

Данную ситуацию можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, многие работодатели отказываются нанимать сотрудников без опыта работы. Однако во многих университетах нашей страны преподаватели отрицательно относятся к тому, что студенты и работают, и учатся параллельно. К тому же такие студенты, как правило, имеют подработку в качестве обслуживающего персонала, что в большинстве случаев не имеет никакого отношения к будущей специальности.

Безусловно, учебная программа предусматривает прохождение производственной практики, чтобы студенты могли ознакомиться непосредственно с будущей работой. Но здесь опять возникает проблема: в нашей стране мало предприятий и организаций, готовых предоставлять места для практики, особенно студентам не выпускных курсов. Если же удается найти место работы, то в основном им приходится выполнять несущественную работу, которая не дает никакого опыта. Это и приводит к тому, что выпускники не могут применять знания на практике, и работодатели отказываются их нанимать.

Во-вторых, по последним исследованиям, только 37 процентов выпускников России работают по специальности. У 29-ти процентов работа хоть как-то связана с тем, чему их учили, а 27 процентов признались, что работают абсолютно не по специальности [4]. Таким результатам способствуют, как и упомянутая ранее проблема отсутствие опыта у молодежи и нежелание организаций работать с ними, так и нехватка рабочих мест для некоторых специальностей. Последнее касается в основном работы в научной сфере, так как Россия отстает в технологическом развитии, и некоторые специальности становятся непригодными в таких условиях. Это сопровождается и нехваткой оборудования, как для обучения, так и для работы. Но основной проблемой в данном исследовании представляют те студенты, которые сами отказываются связывать свою жизнь с выбранной ими же специальностью.

По словам Василия Власова, главная причина работы не по специальности большинства выпускников — устаревшая система образования, которая не менялась с советских времен. Депутат считает, что выпускники школ и высших учебных заведений не обладают узкоспециализированными знаниями и не могут мыслить креативно, поэтому большинство приобретенных навыков оказываются для них бесполезными [1].

Введение годичного перерыва может помочь будущим студентам точнее определиться со сферой деятельности, в которой им предстоит работать. Данный промежуток времени предоставляется выпускникам школ, чтобы они получили представление о взрослой жизни и провели время с пользой для будущей карьеры.

Существуют различные варианты проведения такого отпуска. На Западе самый распространенный — это путешествия, благодаря чему молодежь не только посещает интересные места, но и приобретает навыки общения, и практикует иностранные языки. Также популярно волонтерство. Как правило, оно заключается в работе по хозяйству, с детьми или в госпиталях в странах третьего мира. Еще один популярный вариант — это заработки за границей [6].

Каждый из вариантов предполагает изучение различных культур, иностранных языков, при этом молодые люди учатся преодолевать трудности и решать важные жизненные задачи. Более того, приобретается опыт работы, так как выпускники школ могут попробовать себя в различных сферах. Таким образом, благодаря полученным знаниям можно точно определиться, на какую специальность следует поступать в соответствии со своими интересами.

Годовой перерыв после окончания школы является и хорошей перспективой не только для тех, кто не может определиться со специальностью, но и для тех, кому не удалось набрать нужное количество баллов, чтобы поступить в высшее учебное заведение. В течение этого года можно и определиться с будущей специальностью, и подготовиться к сдаче необходимых для нее предметов.

Такая практика ознакомит молодежь с реальностью, так как знания, которые они получают в школе, не несут ни практических навыков, ни представления о действительности. Самостоятельная жизнь после окончания школы помогает понять состояние экономики страны, что актуально для общества сейчас, и возможно, определить, какие профессии будут актуальными через несколько лет, чтобы не остаться без работы.

Какие препятствия существуют для введения «gap year» в России? Во-первых, поступление в университет сразу после окончания школы становится необходимостью для большинства российских юношей ввиду воинской обязанности. Из-за страха быть призванным на службу многие российские школьники стремятся поступить в учебные заведения только для спасительной отсрочки. Довольно часто это происходит среди тех, кто набрал низкие баллы по экзаменам и выбирает специальность исходя не из предпочтений, а только по проходным баллам. Следовательно, взятие годичного перерыва после школы для юношей не представляет никакого интереса, пока не будет дана отсрочка [6].

Во-вторых, для такого отпуска необходимы средства. Финансовые возможности российских школьников сильно отличаются от школьников Запада, где они сами могут заработать. К тому же на Западе предусмотрены различные программы и студенческие кредиты для выпускников, введение которых в России представляет определенные риски [6].

Годичный перерыв перед поступлением в университет требует серьезной подготовки и от самих школьников. Они должны осознанно относиться к данному периоду, как к вкладу в собственное будущее, а не как к обычным каникулам. Важна так же и поддержка со стороны родителей, но большинство взрослых людей, воспитанных в советское время, воспримут такую практику как бесполезную трату времени и денег. Многие из них убеждены, что поступать в университет нужно сразу же после окончания школы, в ином случае желание учиться дальше пропадет и само высшее образование перестанет казаться обязательной ступенью в становлении личности.

Если обратиться к статистическим данным США, то становится понятно, что только 10 % школьников отказываются учиться дальше [6]. Безусловно, чтобы достичь таких показателей, нужно ставить определенные цели на данный отпуск и рассматривать его как дополнительный этап подготовки для дальнейшего обучения, и только таким образом данная практика принесет пользу учащимся.

Таким образом, практика «gap year» имеет как свои преимущества, так и недостатки. Для ее реализации в России необходимо предусмотреть множество вопросов, во-первых, со стороны политики государства, начиная от введения специальных программ по финансовой помощи для выпускников и закачивая предоставлением отсрочки от призыва на этот период для юношей. Во-вторых, нужно изменить отношение к высшему образованию самим гражданам, и это является основным препятствием для введения программы. Годовой перерыв перед поступлением в вузы может помочь российским школьникам точнее определиться с тем, кем они хотят стать и на какую специальность следует поступать, но только в том случае, если сами они морально будут готовы провести это время с пользой для себя. Для этого нужно делать больший упор на развитие креативного мышления у детей, а также уходить от шаблонного обучения, которое дает лишь поверхностные знания, но не несет никакой практической пользы. К сожалению, на данный момент введение «gap year» в стране практически невозможно, так как для начала нужно модернизировать систему российского образования в целом.

Литература:

  1. В ГД предложили дать выпускникам школ год, чтобы определиться с профессией [Электронный ресурс] / Сайт «РИА НОВОСТИ». — Электрон. дан. — М., 2008. — Режим доступа: https://ria.ru/society/20180919/1528868267.html (19.04.2020)
  2. Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2018 года [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Федеральной службы государственной статистики. — М., 2007. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/187.htm (20.04.2020)
  3. Медведев назвал трудоустройство выпускников вузов в РФ государственной проблемой [Электронный ресурс] / ТАСС, информационное агентство. — Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/4988526 (20.04.2020)
  4. Только 37 процентов выпускников работают по специальности [Электронный ресурс] / Интернет-портал «Российской газеты». — Режим доступа:https://rg.ru/2018/06/04/tolko-37-procentov-vypusknikov-rabotaiut-po-specialnosti.html (21.04.2020)
  5. Что ждет выпускников и молодых специалистов на рынке труда? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://career.ru/article/22892 (20.04.2020)
  6. Gap year. Потерянное время или самое правильное решение? [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://5uglov.ru/post/12473_Gap_year_poteryannoe_vremya_ili_samoe_pravilnoe_reshenie (20.04.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): выпускник школ, окончание школы, Россия, будущая специальность, специальность, высшее образование, высшее учебное заведение, годичный перерыв, Запад, какая специальность.


Ключевые слова

вуз, среднее образование, высшее образование, специальность, выпускники, трудоустройство молодежи

Похожие статьи

Почему выпускники вузов не работают по специальности

специальность, выпускник, окончание университета, рынок труда, Россия, высшее образование, остальное.

Благодаря жесткой дисциплине в плане образования, выпускники высших учебных заведений в Поднебесной успешно конкурируют на рынке труда с...

Основные виды учебных заведений в России — Молодой ученый

Высшего образования. Здесь дают высшее образование и занимаются наукой.

Выпускники получают более глубокие знания в своей области и могут продолжить обучение

Получается, что среди высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди...

Проблема выбора абитуриентами инженерной профессии

После окончания школы каждый абитуриент сталкивается с проблемой выбора: куда дальше пойти учиться, какой профессии посвятить свою жизнь?

Очень важна взаимосвязь школы с высшим учебным заведением. Представитель от вуза, проводя пояснительную беседу со...

Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений

Очень часто выпускники учебных заведений сталкиваются с проблемами трудоустройства (устройства на работу), с безработицей или уходом из профессии в другое направление, в другую сферу деятельности, туда, где удалось найти подходящую работу.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Структура высшего образования в России.

Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно). Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица, проблемы трудоустройства.

Самый высокий уровень безработных в России наблюдался среди выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования...

Социальные основания популярности инженерного образования

Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное образование, профессия, Китай, специальность, рынок труда, несоответствие ожиданий, дизайн интерьеров. Проблема выбора абитуриентами инженерной профессии. Большинство новоиспечённых инженеров не...

История развития профессионального образования в России

Высшее образование — часть профессионального образования, имеющая целью. В России первым высшем учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия. В Советский период развитие системы высшего образования в корне изменилось.

Опыт проведения профориентационной работы высшего...

В статье рассматриваются вопросы профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована актуальность проблемы выбора профессии учителя будущими абитуриентами и повышения имиджа учителя.

Уровни образования в России — Молодой ученый

Какие бывают уровни профессионального образования. Уровни образования — это завершенные циклы в рамках одного вида

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и...

Похожие статьи

Почему выпускники вузов не работают по специальности

специальность, выпускник, окончание университета, рынок труда, Россия, высшее образование, остальное.

Благодаря жесткой дисциплине в плане образования, выпускники высших учебных заведений в Поднебесной успешно конкурируют на рынке труда с...

Основные виды учебных заведений в России — Молодой ученый

Высшего образования. Здесь дают высшее образование и занимаются наукой.

Выпускники получают более глубокие знания в своей области и могут продолжить обучение

Получается, что среди высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди...

Проблема выбора абитуриентами инженерной профессии

После окончания школы каждый абитуриент сталкивается с проблемой выбора: куда дальше пойти учиться, какой профессии посвятить свою жизнь?

Очень важна взаимосвязь школы с высшим учебным заведением. Представитель от вуза, проводя пояснительную беседу со...

Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений

Очень часто выпускники учебных заведений сталкиваются с проблемами трудоустройства (устройства на работу), с безработицей или уходом из профессии в другое направление, в другую сферу деятельности, туда, где удалось найти подходящую работу.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Структура высшего образования в России.

Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно). Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица, проблемы трудоустройства.

Самый высокий уровень безработных в России наблюдался среди выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования...

Социальные основания популярности инженерного образования

Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное образование, профессия, Китай, специальность, рынок труда, несоответствие ожиданий, дизайн интерьеров. Проблема выбора абитуриентами инженерной профессии. Большинство новоиспечённых инженеров не...

История развития профессионального образования в России

Высшее образование — часть профессионального образования, имеющая целью. В России первым высшем учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия. В Советский период развитие системы высшего образования в корне изменилось.

Опыт проведения профориентационной работы высшего...

В статье рассматриваются вопросы профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована актуальность проблемы выбора профессии учителя будущими абитуриентами и повышения имиджа учителя.

Уровни образования в России — Молодой ученый

Какие бывают уровни профессионального образования. Уровни образования — это завершенные циклы в рамках одного вида

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и...

Задать вопрос