Символизм в творчестве джадистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 15.05.2020

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Тургунов, Улугбек. Символизм в творчестве джадистов / Улугбек Тургунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 517-518. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69996/ (дата обращения: 20.04.2024).



Конец XIX и начало XX века отмечены появлением символизма в литературе. Особенность этого течения привела к творческому разнообразию всех писателей и поэтов, которые работали в этой области. Это течение позволило нам познакомиться с уникальными творческими особенностями таких талантливых писателей и поэтов, как С.Малларме, О.Уайльд, А.Рембо, А.Блок, В.Брюсов, А.Белый и других. А в истории узбекской литературы этот период рассматривается как период творчества джадистов и символизм, возникший развивавшийся в европейской литературе, не обошёл и поэзию джадистов.

Символизм также сыграл большую роль в узбекской литературе. В узбекской классической литературе май — это жизнь, цветок — возлюбленная, орел — гордость, муравей — символ трудолюбия используется с древних времен. Символы также широко использовались в фольклоре. Героические эпопеи о Рустаме c древних времён распространены в Центральной Азии, Иране и Афганистане. Рустам — идеальный герой. В героических эпосах он всегда интерпретируется как сторонник народа. Рустам это мечта народа, символическое выражение несравненной силы. Символы в лирике раскрывают их истинное значение действует как ключ к передаче. Яблоки, ивы, айва, персики, миндаль, красные и белые цветы, гуси, утки, голуби, лошади, муравьи и др. это один из самых распространенных символических образов. Допустим, только один из них уходит в исторический корень символического изображения яблока при просмотре можно наблюдать следующую сцену. Только яблоки важно не только в лирических песнях, но и в народных сказках и эпопеях служит художественным элементом. Таким образом, в узбекской литературе символы раскрывали художественное и идеологическое содержание произведений. Однако только в двадцатом веке символы начали использоваться в работах в определенной системе понятий. Это связано прежде всего с технической революцией и появлением джадидской литературы. А символизм составляет основу деятельности большинства джадидов. Эти обстоятельства имеют прямое отношение не только к узбекской литературе начала ХХ века, но и к жизни узбекского народа.

Узбекская литература вошла в двадцатый век в совершенно ином свете. Двадцатый век был временем смуты не только в жизни узбекского народа, но и в жизни всего мира. К этому столетию скорость жизненных процессов резко возросла. Темпы социальных изменений резко ускорились. В начале этого века была свергнута многовековая дремлющая жизнь народа Туркестана. Инновации в мышлении, появление технологий и ускорение обмена информацией изменили образ жизни туркестанцев. До сих пор наша национальная литература не шла рука об руку с нашей национальной жизнью. Хотя наша литература не была полностью отделена от жизни, проблемы общественной жизни полностью ее не преодолевали. К двадцатому веку литература ожила. Не довольствуясь этим, он начал пытаться изменить свою жизнь. Джадидская литература была полностью о пробуждении нации. Главными героями этой литературы были, как и в прошлом, высокопоставленные чиновники или деятели, освещенные божественной силой, но обычные люди, пришедшие из масс, вернулись к ним и поэтому имели больше шансов повлиять на людей. Джадидские писатели пытались выразить новые темы в новых жанрах и с помощью новых образов. Джадидская литература стала ближе к публике не только по предмету, но и по выражению. В искусстве тонкость изображения, а не новизна выражения, важнее, чем серьезность и четкость выражения. Поэзия перешла от мечтательных мелодий к пальчиковой открытости. Пение стало приглашением.

Вывод из вышесказанного заключается в том, что именно джадисты приспособили традиционные концепции символизма в своих творениях к духу времени. Если речь идёт о них, то можно увидеть, как богато на символы их поэзия. В число таких поэтов входят такие джадисты как, Чулпон, Абдурауф Фитрат,Хамза Хакимзода Ниязи, Абдулла Авлони и др.

Не будет преувеличением сказать, что из вышеназванных джадистов, по большой степени основу поэзии Чулпона составляют литературные символы. Большинство узбекских литературоведов утверждают, что именно литературные символы раскрывают искреннее значение стихотворения Чулпона «Красавица».

И луну я найду, и спрошу у нее:

Может, видела где-то тебя в небесах?

И ответит: «Во сне я встречала ее

Щек румянец я помню и нежность в глазах.

Я несчастен, я однажды тебя полюбил,

И от страсти горю, и сгораю в огне.

Как тяжел этот путь, на который вступил,

И бреду по нему как в бреду, как во сне

По мнению литературоведов, это стихотворение может показаться на первый взгляд о любви, но Чулпон указывает на поиск лучшей жизни с помощью таких символов, как луна и звезда. Луна олицетворяла красоту и изящество, полумесяц символизировал рождение, возрождение, благородную жизнь, а огонь считался символом невежества, и это намёк на трудности ситуации. Чулпон воплощает свободу, которую невозможно достичь в форме прекрасной души. Так что критики убеждены, что стихотворение «Красавица» это — идея стремления к свободе. Или ж в следующих отрывках Фитрат, через символ матери обращается к родине:

Моя мать! Вам нужна душа, чтобы спасти вас?

Нужна вера и совесть?

С кровью Тимура и Чингиза из наших вен,

Скажи это! Вам нужна кровь, чтобы спасти вас?

Поэзия Хамзы Хакимзоды Ниязи такая дружелюбная, обаятельная, привлекательная, что он был в состоянии создать поэтический мир, который отличался от других своей необычайной чувствительностью и цветом. Те, кто близко знаком с жизнью и творчеством Хамзы Хакимзоды Нийози, может раскрыть его идейно -художественный мир на примере отрывки этой басни и в этой басне скорпион является противостоящей силой, а черепаха представлена символом простого народа:

«Что ж, садись на черепашью спину,

Я тебя в несчастье не покину!»

Сел на черепаху скорпион,

А кругом вода со всех сторон.

Выпустил он жало и с размаху

Поразить собрался черепаху

Джадисты сыграли важную роль в духовном развитии нашего народа. Творчество джадистов можно считать уникальным отражением эстетического мышления. Популярность джадистского поэтического искусства заключается в его близости к духу и мышлению народа. Если исходить из особенностей характера нашего народа, это приведет к тому, что через символы будет доступнее излагать ту или иную ситуацию. Это указывает на то, что символизм играл особую роль в поэтике джадистов.

Литература:

  1. Абдырахманов Т. А. исламский Мир: прошлое и настоящее. Бишкек-2015.
  2. Бартольд В. В. ислам и культура мусульманства. –М.,1992.
  3. Сыйырбеков А. С. Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования // Молодой ученый. — 2017.
  4. Козокбой Юлдашев, Бегали Косимов, Валижон Кодиров, Жалолбек Юлдашбеков. //Адабиёт. Умумий урта таълим мактабларининг дарслик мажмуаси. 2017.
  5. Фитрат. Избранные сочинения (Танланган асарлар).Т.1.- Ташкент:Маънавият,2000.
Основные термины (генерируются автоматически): узбекская литература, символ, век, двадцатый век, жизнь, литература, узбекский народ.


Похожие статьи

Вклад в литературоведение узбекских поэтов первой половины...

В статье освещена в форме краткого обзора литературная жизнь в Хорасане в I половине XV века, ознаменованная появлением целой плеяды талантливых поэтов. Особо отмечены заслуги перед узбекской литературой великого Алишера Навои...

Русская литература в Узбекистане | Статья в журнале...

В конце ХХ века узбекский поэт Абдулла Арипов (1941–2016) пишет стихотворение «Пушкин». Его стихотворение богат рассуждениями и

Классическая литература России на протяжении последних двух веков открывала и открывает поэтический Восток как страну мудрой и...

Великие люди Узбекистана в литературе | Статья в журнале...

Особо отмечены заслуги перед узбекской литературой великого Алишера Навои. В узбекской классической литературе поэзия первой половины XV века занимает особое место. В это время были созданы новые поэмы, сказания, сказки, легенды, притчи, песни, пословицы и...

Исторические корни духовности узбекского народа

История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории. На протяжении многовековой истории они переживали как периоды расцвета духовной жизни, так и периоды полного упадка культуры.

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров...

Узбекская философия, её вчера и сегодня | Статья в журнале...

И узбекская философия такая же, она тоже формировалась вместе с нашим народом

В этом смысле, понятие «узбекская философия» выражает философское мышление народа, этапы

В данном понятии отчётливо проявляются и духовный образ, мышление и образ жизни...

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

Культура Узбекского народа одна из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда. Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью...

Традиции мировой литературы в современной узбекской прозе

В данной статье проанализировано появление методов изображения в творчестве известных представителей современной узбекской прозы Ш.Холмирзаева, Э.Агзама, Х. Дустмухаммеда, методы, свойственные изображению Л.Толстого, М.Шолохова, Э.Хэмингуэя...

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Искусство узбекского народа имеет древнюю историю, уходящую вглубь веков. На территории республики в многих местах обнаружены наскальные росписи, относящиеся к эпохе первобытного общества. Издревле из глины лепились изображения богинь и культовых существ.

Похожие статьи

Вклад в литературоведение узбекских поэтов первой половины...

В статье освещена в форме краткого обзора литературная жизнь в Хорасане в I половине XV века, ознаменованная появлением целой плеяды талантливых поэтов. Особо отмечены заслуги перед узбекской литературой великого Алишера Навои...

Русская литература в Узбекистане | Статья в журнале...

В конце ХХ века узбекский поэт Абдулла Арипов (1941–2016) пишет стихотворение «Пушкин». Его стихотворение богат рассуждениями и

Классическая литература России на протяжении последних двух веков открывала и открывает поэтический Восток как страну мудрой и...

Великие люди Узбекистана в литературе | Статья в журнале...

Особо отмечены заслуги перед узбекской литературой великого Алишера Навои. В узбекской классической литературе поэзия первой половины XV века занимает особое место. В это время были созданы новые поэмы, сказания, сказки, легенды, притчи, песни, пословицы и...

Исторические корни духовности узбекского народа

История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории. На протяжении многовековой истории они переживали как периоды расцвета духовной жизни, так и периоды полного упадка культуры.

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров...

Узбекская философия, её вчера и сегодня | Статья в журнале...

И узбекская философия такая же, она тоже формировалась вместе с нашим народом

В этом смысле, понятие «узбекская философия» выражает философское мышление народа, этапы

В данном понятии отчётливо проявляются и духовный образ, мышление и образ жизни...

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

Культура Узбекского народа одна из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда. Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью...

Традиции мировой литературы в современной узбекской прозе

В данной статье проанализировано появление методов изображения в творчестве известных представителей современной узбекской прозы Ш.Холмирзаева, Э.Агзама, Х. Дустмухаммеда, методы, свойственные изображению Л.Толстого, М.Шолохова, Э.Хэмингуэя...

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Искусство узбекского народа имеет древнюю историю, уходящую вглубь веков. На территории республики в многих местах обнаружены наскальные росписи, относящиеся к эпохе первобытного общества. Издревле из глины лепились изображения богинь и культовых существ.

Задать вопрос