Изучение становления и развития русскоязычной литературы в Узбекистане на примере прозы 1940–60 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 14.05.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Хужанова, О. Т. Изучение становления и развития русскоязычной литературы в Узбекистане на примере прозы 1940–60 гг. / О. Т. Хужанова, А. Б. Чутбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 520-524. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69977/ (дата обращения: 10.07.2020).



В данной статье автор рассматривает становление и развитие русскоязычной литературы в Узбекистане.

Ключевые слова: жанр, повесть, русская проза, приёмы, детали, анекдоты, образы.

In this article, the author considers the formation and development of Russian-language literature in Uzbekistan.

Keywords: genre, story, Russian prose, techniques, details, anecdotes, images.

Важным периодом в развитии жанра русскоязычной повести можно назвать — военные годы (1941–1945 гг.) «В данный период писателей интересовали проблемы изображения национального характера, обусловленного историческими и социальными условиями, борьба народа против захватчиков» [1]. Появляется жанр исторической повести, где основой служат реальные исторические события. Также появляются повести для юношества. Яркими представителями являются Л. Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине», В. Ян «Александр Невский», «Джелаль-ад-Дин Неукротимый».

Рассказывая об истории создания «Повести о Ходже Насреддине» Л. Соловьев указывал на одну из главных причин, побудивших его к написанию этого произведения: ему хотелось из большого количества разрозненных анекдотов создать цельный и полнокровный образ народного героя. Но для начала важно было найти такого героя, который бы помог постичь сам дух Востока. И когда, наконец, была найдена тема, Соловьев написал: «Какая широта открылась передо мной... все, что я любил в ней (Средней Азии), — вливалось в мою тему: и быт, и фольклор, и природа».

Собранные анекдоты, сказания и легенды не вошли целиком в первую книгу о Насреддине, и Соловьев начал сразу же готовится ко второй книге.

Уже после войны Соловьев вернулся к «Очарованному принцу» — второй части дилогии о Ходже Насреддине. Ходжа Насреддин — не выдумка Леонида Соловьева. Это любимый герой тюркских народов. А циклы анекдотов о Насреддине появились еще в XIII веке. Его считают своим арабы и турки, азербайджанцы и узбеки, уйгуры и персы, чеченцы и туркмены и многие другие народы. Ходжа Насреддин — собирательный фольклорный образ, а анекдоты о нем по большей части родились в народной среде, и народы эти — разные. Об этом нам говорит и само имя — Ходжа Насреддин. «Насра Ходжа» по-алански означает «мастер смеха и хорошего настроения» у всех тюркских народов от Китая до Балкан. «Ходжа» (или «молла», как называют Насреддина некоторые народы), кроме того, означает «учитель». И третье значение имени: «хадж» (паломник) — так называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Образ Ходжи полюбился народу и постепенно стал вытеснять других литературных героев, превращаясь в любимца всего восточного мира. Ходжа стал героем многих анекдотов и легенд, которые до этого рассказывались о других персонажах.

Среди признаков повести можно выделить описание событий из жизни героя: различные курьезные ситуации, в которые попадает Ходжа Насреддин- продажа байского скакуна, суд у эмира, игра в кости; сказовость повествования, дервишество героя «Тридцать пятый год своей жизни Ходжа Насреддин встретил в пути. Больше десяти лет провел он в изгнании, странствуя из города в город, из одной страны в другую, пересекая моря и пустыни, ночуя как придется» [2], использование огромного количества восточных экзотизмов: «базар», «мулла», «эмир», «тэньге», «чайхана», «караван-сарай»; восточная топонимика: Бухара, Багдад, Дамаск. Также среди признаков жанра восточной повести можно назвать введение автором огромного количества народных песен, саркастического обличающего характера, исполняемых Ходжой Насреддином.

В этом периоде литературы Узбекистана писателей интересовали тема борьбы советских людей против фашизма. В русскоязычных повестях 40–50-х гг. доминировал героический аспект изображения образа. Впервые появляется образ девушки-узбечки, судьба которой выходит за рамки кишлака, расширяется пространственная организация повестей.

Также немаловажным аспектом развития жанра повести в этот период становится преобладание исповедальной формы повествования, что выражается в форме дневниковых записей. Этот период ознаменовался творчеством таких писателей как, Г. Брянцев «По ту сторону фронта», И. Гуро «В добрый путь», А. Удалов «Однажды летом».

В повестях А.Удалова этого периода большое внимание уделяется жизнеподобию и историзму описываемых событий, у каждого героя есть свой реальный прототип. Однако, автор, отклоняясь от жанра очерка, не создал сильные образы- все они схематичны. В жанровом отношении данные произведения богаты фольклорным материалом: песни, пословицы, поговорки узбекского народа.

В этих повестях представлена тема деятельности советских чекистов в довоенные годы во время великой отечественной войны.

Вторая линия этого периода выражается темами нравственной закалки человека, его совершенствования, борьба индивида против колхозного хозяйства. В этой линии доминирует соцреализм, героями становятся уже не колонизаторы-русские, а узбеки. Эволюционирует и композиционный строй произведений: появляются элементы психологизма, а именно психологическое изображение внутреннего мира героев и окружающей действительности, появляется форма лирического письма и прием метафоричности. Данная линия представлена творчеством таких писателей, как А.Удалов «Первый снег», И. Матюшкин «Звезды на земле», Г. Гульшин «Когда опадают листья».

40–50-е гг. XX века в развитие жанра русскоязычной повести имеют большое значение. С одной стороны, в повестях доминирует историческая повесть, в основе которой лежать реальные исторические факты и личности. Углубляется прием символизма, расширяется использование фольклорных элементов: сказок, легенд, анекдотов, возникает сатирический пафос. С другой стороны, в русскоязычных повестях появляется военная тематика, героями выступают молодые люди узбекской национальности, расширяется композиционный план повести: углубляется психологизм, выражаемый через прием дневниковых записей и лирических писем.

Русская проза Узбекистана 56–57 гг. XX века знаменуют собой новый этап развития русскоязычной литературы. В этот период наблюдается расширение проблемно-тематического диапазона. Однако герои статичны, узбекский народ выступает в повестях этих лет как фон основных сюжетных линий. Появляются новые жанровые разновидности повести: историческая повесть, сатирическая повесть, научно-фантастическая повесть, сентиментальная повесть, детективно-приключенческая повесть, повесть-воспоминание. Этот период наиболее плодотворен в жанре повести: А Панов «Жизнь только начинается», «Валерий», М. Елесин «Последний экзамен», В.Александров «Дом над рекой», К. Файзуллин «Тигровый хвост», К. Босер «ключи к воротам», Т.Пулатов «Не ходи по обочине», Ю. Ковалев «Годы мои», З. Туманова «Сердоликовый ключ», С. Волгин «Лейтенант милиции Вязов», Г.Брянцев «Клинок эмира», Т. Есенина «Женя — чудоXX века», М. Палыновский «Конец Мадаминбека», К. Икрамов «Караваны уходят-пути остаются».

Повесть В. Александрова «Дом над рекой» носит лирический характер. Проблематика идейно-нравственная.

Герои повести Алексей, сирота, попавший в Зареченск, после смерти матери. Отец героя умер на фронте, мать зачахла от горя. Алеша попадает на воспитание к тетке. Там он сталкивается с новой реальностью: домашнее хозяйство, торговля, мещанство. Вся жизнь тетки и ее мужа была подчинена накопительству, герой задыхается от этой бытовухи. Ведь в его семье всегда были разговоры не о деньгах, а о космосе, о природе. Поэтому герой принимает решение пойти работать на завод и впоследствии пойти учиться в вечернюю школу. Проезжая в поезде герой видит дом над рекой и выходящую девушку в белом платье. Это видение преследует героя, и он пишет ее портрет. Затем случайно встречает ее в библиотеке, где чинит электричество. Тая, девушка «бывалая», как ее называют все в городе. Она прошла фронт, у нее есть «история». Взаимоотношения героев развиваются в процессе повествования. Первая любовь Алеши встречается с различными препятствиями — ухажером-летчиком Женей, несогласием тети Клавы с взаимоотношениями между молодыми людьми. Параллельно с любовной коллизией в жизни Алеши назревает нравственный конфликт на заводе. Алеша выступает против начальника завода, постепенно его отношение к Евгеньевичу меняется, и он становится не столь категоричным в отношении начальника. Повесть имеет кольцевую композицию- начинается со встречи в доме над рекой и заканчивается также встречей Таи и Алеши.

Повесть Зои Туманова «Сердоликовый ключ» носит приключенческий характер. Проблематика в повести идейно-нравственная, которая выражается через взаимоотношения героев. В центре повести группа молодых студентов-практикантов журналистского факультета: Натэла, Ира, Стас, Даниэль, Костя. Они отправляются в горы для сбора полевого материала. Там они слышат легенду о сердоликовым ключе, где якобы находится лекарство от всех болезней — мумиё. В начале своего путешествия они встречаются с бродягой, который рассказывает им эту легенду, затем они встречают лекаря-бродягу, который также ищет это чудодейственное лекарство. Идее поиска мумиё подчинено все повествование, параллельно развивается любовная коллизия между героями- Даниэлем, Виктором и Нателой.

Среднеазиатский народ представлен колоритными персонажами: повар Самандар, хитрый, жадный узбек, самородок-певец Бульбуль, ученик повара.

Композиция повести линейная. В поиске сердоликового ключа герои раскрываются с различных сторон. Ботаник, отличник Даниэль, нашедший первым мумиё, становится героем в глазах сокурсников. Виктор — мастер скалолазания, смелый и сильный романтичный герой девичьих грез, оказывается подлецом, ослепленным любовью к Натэле, предает друга.

Свободолюбивая Натэла пересматривает свои принципы в любви.

В повести используются песни, легенды, которые выражают восточный колорит.

Повесть Т. Есениной «Женя — чудо XX века» определена автором как юмористическая, но в ней присутствуют элементы научно-фантастической повести. Булгаковский мотив создания нового человека составляет основу сюжетной линии повести. Повесть начинается со сна Димы, основной идее которого является «делать постоянно кому-то одолжение». В этом сне заключено ядро идейно-нравственного конфликта в душе главного героя.

Все повествование герой пытается делать кому-то одолжение. Повествование ведется от первого лица. Повесть поделена на две части, каждая из которых состоит из 11 глав. В первой части герой задумывает провести медицинский эксперимент, после увиденного медицинского опыта с лягушкой.

Герой, молодой репортер Дмитрий, влюбленный в одну из Марий, охваченный идеей создание «модели» человека, полностью состоящего из химических элементов, ведет свое расследование — каким должен быть человек: кто по национальности, кто по профессии, какими талантами должен обладать, какими внутренними качествами. «Модель» человека предположительно хотят назвать Евгений Александрович Смирнов. Дима рьяно взялся за походы по различным инстанциям за информацией. Он отправляется к участковому с вопросом- выдадут ли документы новому человеку, проводит социальный опрос среди населения. Слух о создании в лаборатории химической «модели» человека распространяется по всему городу.

Вторая часть повести ознаменована появлением в городе Евгения Александровича, загадочного молодого человека, и его приключениями. Дима, уверенный, что этот блондин и есть «чудо», берет его под опеку. Евгений Александрович непостижимым образом попадает в различные нелепые ситуации: успокаивает скандального соседа, ловит опасного вора, влюбляется в спутницу Димы, поступает в университет, попавшись со шпаргалкой, угоняет автомобиль профессора. Из всех этих злоключений Женя выходит целым и невредимым, так как весь город охвачен идеей, что он это «чудо XX века». Лишь судебное разбирательство расставляет все точки над i: Евгений Александрович — это Женя, племянник ветеринара, у него есть родители, и суд его отпускает, оставляя право судить обществу его поступки. Дима ошеломлен открывшимся фактам. В финале повести Дима видит сон, в котором в далеком будущем химический Евгений Александрович прыгает с одной планеты на другую. Повесть имеет кольцевую композицию. Автор использует прием сна. Главный герой Дима выразитель идейно-нравственной проблематики, его сомнения, страхи в существование химической модели человека, подкреплены динамичным сюжетом о приключениях злополучного Жени.

Произведение К. Икрамова «Караваны уходят — пути остаются» по жанровому отношению — приключенческая повесть. Данная характеристика определяет сюжет повести. Повествование ведется от третьего лица, рассказывается о борьбе узбекского народа против басмаческого движения. Тема — культурно-историческая. Интересным фрагментов в сюжете повести является размышления узбекского бедняка о приходе советской власти: «Придут Советы — придет вода, будет много скота, а не только баи будут распоряжаться землей». Для бедняка счастье ассоциируется не со свободой, а с наличием воды и скота, которые обещают и дают Советы.

Главный герой повести Миршарапов Миркамиль, легендарный командтуркфронта. Ведет активную агитационную работу среди среднеазиатского населения в пользу советской власти. Его отправляют на учебу в связи с его знанием узбекского и русского языков. Здесь автор подчеркивает просветительскую роль советской власти в Средней Азии.

Он ловит лидера басмаческого движения Джунаида, освобождает женщин из его гарема. На фоне исторических событий раскрываются судьбы героев через дружбу, любовь. Дружба между Миршараповым и Рыжовым проходит сквозь годы и воплощается в следующем поколении — Улугбек Алимджанов и Василия Рыжов, тех Васьки и Улугбека, детьми которых спасли полковые друзья.

Женские образы в повести обрисованы весьма типично. Анахон — восточная красавица с родинкой над губой — стремится выбраться из гарема и просится домой в Хиву. Другие женщины по типичной восточной традиции, привыкшие жить в гареме и заниматься хозяйством, не понимают и не принимают ту свободу, которую им дарит Миршарапов и проклинают его.

Повесть имеет кольцевую композицию: начинается со встречи Миршарапова и Рыжова, заканчивается встречей через много лет встречей Васи и Улугбека.

Таким образом, можно выделить четыре периода развития жанра повести в русскоязычной литературе Узбекистана: период XVIII- XIX вв, в котором выделяется среднеазиатская тема у М.Горького, М. Пришвина, Б. Тагеева, Г. Каргрэм. В основном до 1917 года произведения русскоязычных авторов носили этнографический, бытоописательный характер, знакомящий русского читателя с экзотикой восточной культуры

Второй период — 20–30-е гг. XX века, представлен творчеством В. Яна, где можно выделить богатый арсенал художественных приемов: детализация быта, изображение природы Туркестана, появляются схематичные герой-двойник, герой-ученый под маской дервиша. Развивается жанр повести-путешествия, где основной идеей было освоение земель Туркестана другой нацией.

Третий период в развитии жанра русскоязычной повести приходится на военные годы 1941–1945 гг. «В данный период писателей интересовали проблемы изображения национального характера, обусловленного историческими и социальными условиями, борьба народа против захватчиков» [1] Появляется жанр исторической повести, где основой служат реальные исторические события. Также немаловажным аспектом развития жанра повести в этот период становится преобладание исповедальной формы повествования, что выражается в форме дневниковых записей. Также появляются повести для юношества.

Русская проза Узбекистана 50–60-х гг. XX века знаменуют собой новый этап развития русскоязычной литературы. В этот период наблюдается расширение проблемно-тематического диапазона. Однако герои статичны, узбекский народ выступает в повестях этих лет как фон основных сюжетных линий. Появляются новые жанровые разновидности повести: историческая повесть, сатирическая повесть, научно-фантастическая повесть, сентиментальная повесть, детективно-приключенческая повесть, повесть –воспоминание. Важным достижением развития жанра русскоязычной повети становится включение в сюжетную организацию произведения- нравственного выбора героев, что способствует формированию жанра русскоязычной классической повести. К 60-м гг. XX века среди наиболее часто встречающихся жанровых признаков повести в русскоязычной повести можно выделить: описание событий из жизни героев, нравственный выбор героя, кольцевую композицию, психологизм, включение приемов сна, легенд, песен, символичность имен героев.

Литература:

  1. Тартаковский П.И. Раздел I. О дооктябрьской литературе Туркестана / Очерки истории русской литературы Узбекистана. Т 1.- Ташкент, 1967- С. 25.
  2. Соловьев Л. Повесть о Ходжа Насреддине.- М., 1958.- С.3// https://royallib.com/book/solovev_leonid/povest_o_hodge_nasreddine.html
Основные термины (генерируются автоматически): повесть, герой, узбекский народ, кольцевая композиция, Ходжа, русскоязычная литература, историческая повесть, развитие жанра, век, советская власть.


Ключевые слова

образы, жанр, приемы, русская проза, повесть, детали, анекдоты

Похожие статьи

Своеобразие жанровой природы восточной «обрамлённой повести»

Впервые термин «обрамленная повесть» в научный оборот ввел известный индолог П.А. Гринцер

Поэтому для таких героев и для такой публики появился свой жанр, питавшийся

Древнеиндийская литература оказала большое воздействие на литературу других стран, в...

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Важную роль в русскоязычной литературе Узбекистана сыграло творчествотаких

Повесть построена по принципу мозаичного полотна, где каждая деталь отражает

Я. Х. Ильясов своими произведениями внес существенный вклад в развитие исторической прозы Узбекистана.

Историческая тематика в литературной хорезмиане (на примере...)

Для многих исторических произведении любого жанра, написанных русскими и

Процесс развития русской литературы начинается с конца 19 века и охватывает весь ХХ век.

А в 30-ые годы — первые исторические произведения. Его перу принадлежат повести «Финикийский...

Категория художественного времени в литературе (на примере...)

В статье дан анализ на примере узбекских исторических романов, категории

Данное существенное качество художественного времени исторических романов обусловлено природой жанра, его внутренними

В исторических романах, созданных в канун эпохи независимости...

Русская литература в Узбекистане | Статья в журнале...

Осуществил перевод произведений «Шинель», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с

Русские писатели изучали древнюю историю России, народов Центральной Азии и Европы, были

Классическая литература России на протяжении последних двух веков открывала и...

Историзм эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая» | Статья в журнале...

Эпопея «Путь Абая» — вершина казахской литературы.

Избрав главным героем романа реальную историческую личность, которая воплотила в себе особенности

Видная роль в развитии исторической науке суверенного Казахстана, в разработке приоритетных научных...

Исторические корни духовности узбекского народа

История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории.

В эпоху своего становления и первые века развития ислам выдвинул более передовые идеи по сравнению с предыдущими историческими эпохами.

Историография становления библиографического дела...

Широкое изучение проблем развития библиографического дела народов Центральной Азии, истории национальной библиографии Узбекистана началось сравнительно недавно. Первыми крупными работами в этой области являются исследования М. Д. Сухиной и А. Язбердыева.

Советская историческая школа о монгольском нашествии...

Советская историческая школа омонгольском нашествии (историографический обзор).

Монгольское нашествие на Русь чаще рассматривалось в комплексе с дальнейшим развитием русско-ордынских отношений, которые завершились после распада Золотой Орды.

Похожие статьи

Своеобразие жанровой природы восточной «обрамлённой повести»

Впервые термин «обрамленная повесть» в научный оборот ввел известный индолог П.А. Гринцер

Поэтому для таких героев и для такой публики появился свой жанр, питавшийся

Древнеиндийская литература оказала большое воздействие на литературу других стран, в...

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Важную роль в русскоязычной литературе Узбекистана сыграло творчествотаких

Повесть построена по принципу мозаичного полотна, где каждая деталь отражает

Я. Х. Ильясов своими произведениями внес существенный вклад в развитие исторической прозы Узбекистана.

Историческая тематика в литературной хорезмиане (на примере...)

Для многих исторических произведении любого жанра, написанных русскими и

Процесс развития русской литературы начинается с конца 19 века и охватывает весь ХХ век.

А в 30-ые годы — первые исторические произведения. Его перу принадлежат повести «Финикийский...

Категория художественного времени в литературе (на примере...)

В статье дан анализ на примере узбекских исторических романов, категории

Данное существенное качество художественного времени исторических романов обусловлено природой жанра, его внутренними

В исторических романах, созданных в канун эпохи независимости...

Русская литература в Узбекистане | Статья в журнале...

Осуществил перевод произведений «Шинель», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с

Русские писатели изучали древнюю историю России, народов Центральной Азии и Европы, были

Классическая литература России на протяжении последних двух веков открывала и...

Историзм эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая» | Статья в журнале...

Эпопея «Путь Абая» — вершина казахской литературы.

Избрав главным героем романа реальную историческую личность, которая воплотила в себе особенности

Видная роль в развитии исторической науке суверенного Казахстана, в разработке приоритетных научных...

Исторические корни духовности узбекского народа

История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории.

В эпоху своего становления и первые века развития ислам выдвинул более передовые идеи по сравнению с предыдущими историческими эпохами.

Историография становления библиографического дела...

Широкое изучение проблем развития библиографического дела народов Центральной Азии, истории национальной библиографии Узбекистана началось сравнительно недавно. Первыми крупными работами в этой области являются исследования М. Д. Сухиной и А. Язбердыева.

Советская историческая школа о монгольском нашествии...

Советская историческая школа омонгольском нашествии (историографический обзор).

Монгольское нашествие на Русь чаще рассматривалось в комплексе с дальнейшим развитием русско-ордынских отношений, которые завершились после распада Золотой Орды.

Задать вопрос