Формирование правового государства на примере Украины и Беларуси | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 14.05.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Косенко, Г. В. Формирование правового государства на примере Украины и Беларуси / Г. В. Косенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69965/ (дата обращения: 10.07.2020).



В статье автор рассматривает опыт Украины и Республики Беларусь в области создания правового государства, рассматриваются некоторые достижения и существующие недоработки в данной сфере.

Ключевые слова: правовое государство, демократические институты, Украина, Республика Беларусь.

В советские годы концепция правового государства отвергалась, будучи присущей «капиталистическому миру» и противоречащей марксистско-ленинскому учению. После развала СССР бывшие союзные республики начали формировать свои собственные государственность и правовые системы. Наиболее интересным анализ развития идеи о правовом государстве представляется провести на примере Украины и Республики Беларусь как стран, наиболее близких к России с исторической и культурной точек зрения.

В начале остановимся на Украине. Статья 1 Конституции Украины 1996 года провозглашает это государство «суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым» [1]. Помимо этого, главный закон страны закрепляет принципы разделения властей и верховенства права, которые в свою очередь являются основополагающими в концепции правового государства.

Однако фактическое состояние дел зачастую не совпадает с текстом нормативно-правовых актов, и Украина здесь не исключение. Так, по мнению Народного депутата Украины III и IV созывов Георгия Крючкова, проблемы на поприще создания подлинной демократии начались еще в 90-е годы прошлого столетия, т. е. в период зарождения независимой страны [2]. Первой весточкой был запрет в Украине деятельности Коммунистической партии в 1991 году. 26 августа этого года Президиум Верховного Совета Украины принял Указ «О временном прекращении деятельности Компартии Украины», а 30 августа был принят Указ «О запрете деятельности Компартии Украины». В свою очередь, данные указы в последствии были признаны Конституционным судом незаконными.

В Украине существует проблема, которая близка многим бывшим советским республикам, а именно пренебрежительное отношение к фундаменту правовой системы, что не позволяет наладить ее должное функционирование. По этому вопросу директор Института государства и права им. В. Корецкого НАН Украины, академик НАН Украины Ю. Шемшученко сказал следующее: «Конституция и закон у нас утратили свое высокое социальное предназначение. Верх одержал правовой нигилизм. Политические и олигархические интересы превалируют над правом. характер развития правового государства в решающей степени зависит от уровня развития национальной правовой системы… По количеству законов мы уже приблизились или даже обошли европейские страны, а по качественным показателям существенно отстаем от них. За 20 лет мы не смогли принять более полутора десятков так называемых конституционных законов, то есть непосредственно предусмотренных Конституцией» [3].

Правовое государство подразумевает под собой и правовую систему соответствующего качества. Для современного этапа развития Украины характерно активное сближение с Европейским Союзом. Основным документом, лежащим в основе данного сближения, является Соглашение об ассоциации Между Европейским Союзом и Украиной, вступившее в силу в 2017 году. Это соглашение регулирует деятельность по многим направлениям, в том числе и в области права. Статья 2 Соглашения об интеграции говорит о том, что принципы демократии, прав человека и основных свобод и принцип верховенства права должны являться основой внутренней и внешней политики Украины [4]. Данное сближение законодательства национального уровня с европейским правом образует своеобразную ситуацию, в которой происходит восприятие элементов и континентальной, и англо-саксонской правовых семей.

За период первого года президентства Владимира Зеленского наиболее значимым изменением украинской правовой системы представляется вступление в силу 1 января 2020 года Закона Украины от 3 сентября 2019 года № 27-IX «О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины)» [5]. Суть его выражается в изменении ст. 3 Конституции Украины путем исключения из нее положения о гарантии неприкосновенности депутатам Верховной Рады. Конечно, не стоит переоценивать значение данного закона, т. к. его принятие было встречено неоднозначно, в т. ч. вызвало бурную реакцию со стороны депутатов, проголосовавших против его принятия. В связи с этим высказываются сомнения относительно законности и беспристрастности процедуры привлечения депутатов к уголовной ответственности по причине того, что исключительным правом возбуждения уголовных дел в отношении народных избранников наделяется генеральный прокурор. Тем не менее, данная поправка в Конституцию безусловно дает повод говорить о большей открытости законотворческого процесса в Украине и создании серьезных препятствий коррупционным проявлениям.

Теперь стоит поговорить об успехах Республики Беларусь на поприще формирования правового характера государственности. Как и в случае с Украиной, Беларусь обладает достаточными формальными основаниями для того, чтобы говорить о ней как о правовом государстве. Основной закон республики — Конституция 1994 года — содержит положения о том, что Беларусь является «унитарным демократическим социальным правовым государством», в котором «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства», закрепляется принципы верховенства закона и разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную [6].

Однако реальность несколько иная. Основной вопрос, который вызывает состояние белорусской государственности — это институт президентства. Да, он существует, но тот факт, что первый президент независимой Беларуси Александр Лукашенко пребывает на этой должности уже пятый срок, начиная с 1994 года, что не может не порождать мнений об узурпации власти и фиктивном характере национальной избирательной системы. Началом этой тенденции послужили референдумы 1996 и 2004 годов, по результатам которых Лукашенко приобрел обширные полномочия и получил законное основание избираться на новые сроки без ограничений.

Другой проблемой правового поля Беларуси является тот факт, что она не является членом Совета Европы. Как следствие, Беларусь не ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года, что лишает белорусов возможности в случае необходимости защиты своих прав обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Реальное значение данной инстанции может вызывать у некоторых лиц скепсис, однако исходя из статистики деятельности ЕСПЧ, в соответствии с которой за 2019 год было принято 884 решения по частным искам о нарушении прав со стороны государства, можно сделать вывод, что граждане европейских стран видят в Европейском суде реальную возможность достижения справедливости [7].

По мнению депутата Верховного Совета Белорусской ССР XII созыва, профессора Валерия Тихиня, о Беларуси как о правовом государстве можно говорить только по прошествии 10–15 лет. Он справедливо полагает, что для этого необходим совершенно иной характер государственных структур, которые функционировали бы при строгом соблюдении буквы закона, а также важно обеспечение верховенства права, без которого нельзя утверждать о реальной правовой защищенности населения [8]. Важно обратить внимание на то, что данным и многим другим требованиям, предъявляемым к правовому государству как к форме организации государственной власти, необходимо следовать и Беларуси, и Украине, и остальным странам на просторах бывшего СССР. Качественный переход к демократическому устройству со всеми его характерными особенностями и институтами, как показывает опыт, невозможен лишь путем законодательного закрепления этих институтов в конституции.

Литература:

  1. Конституция Украины 1996 г. (в редакции от 01.01.2020 г.) [Текст] // Официальный сайт Президента Украины. — URL: https://www.president.gov.ua/documents/constitution
  2. Состоялась ли Украина как правовое государство // Информационный ресурс «2000». — URL: https://www.2000.ua/blogi/avtorskie-kolonki_blogi/sostojalas-li-ukraina-kak-pravovoe-gosudarstvo_.htm
  3. Правовое государство: мировой опыт и украинская модель // Голос Украины: газета Верховной рады. — URL: http://www.golos.com.ua/rus/article/275968
  4. Соглашение об ассоциации между Европейским союзом и государствами-членами Европейского союза с одной стороны и Украиной с другой стороны [Текст] // Комитет РСПП по интеграции, таможенной политике и ВТО. — URL: http://www.rgwto.com/upload/contents/426/Ukrain_EU(rus).pdf
  5. Закон України «Про внесення змін до статті 80 Конституції України (щодо недоторканності народних депутатів України)» [Текст] // Официальный сайт Верховной Рады Украины. — URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/27–20
  6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Текст] // Национальный центр правовой интернет-портал Республики Беларусь. — URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
  7. Violations by Article and by State // European Court of Human Rights. — URL: https://echr.coe.int/Documents/Stats_violation_2019_ENG.pdf
  8. Валерий Тихиня: «Беларусь станет правовым государством через 10–15 лет» // Аргументы и факты в Беларуси. URL: https://aif.by/social/nazlobydnya/valeriy_tihinya_belarus_stanet_pravovym_gosudarstvom_cherez_10–15_let
Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Украина, Беларусь, Конституция Украины, Европейский Союз, Европейский суд, государственная власть, правовая система, народный депутат Украины, III.


Похожие статьи

Конституционные принципы правового государства в странах...

Под Конституцией стоит понимать систему правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между

Библиографическое описание: Шеленговский, П. Г. Конституционные принципы правового государства в странах Европейского Союза / П...

Теоретико-правовые основы гармонизации законодательства...

Вопрос гармонизации двух правовых системУкраины и Европейского Союза чрезвычайно актуален сегодня, поскольку проблема адаптации состоит уже не только в создании новых нормативно-правовых актов национального законодательства, учитывающих опыт правового...

Отношения России и ЕС в контексте украинского кризиса

С 2014 г. Россия и Европейский союз находятся в стадии конфронтации. Двухсторонний ввод ограничительных мер поставил под удар экономические связи

Неожиданный отказ президента Украины подписать соглашение спровоцировал массовые волнения по всей стране, а затем и...

Механизм работы Суда Европейского союза и его политическая...

Суд Европейского союза (далее — Суд ЕС) является одним из семи институтов Европейского союза, предусмотренных Лиссабонским договором 2007 года, и в то же время представляет собой общий термин, под которым понимается вся судебная система Европейского союза.

Европейские принципы административного права...

Сделан вывод об уникальности национальных правовых систем

Суд Европейского союза, Европейский Суд, Суд общей юрисдикции, ПАО «Роснефть», санкционная политика ЕС. Конституционные принципы правового государства в странах Европейского Союза.

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

В статье рассматриваются проблемы исполнения решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) Конституционным Судом РФ, представлены взгляды и аргументы исследователей коллизий между нормами Конституции РФ и решениями Европейского Суда...

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Сравнительно-правовое исследование зарубежных конституций и законов о конституционных судах, практики зарубежных конституционных

Формы и процедуры участия конституционных судов в привлечении к конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц...

Влияние решений Европейского суда по правам человека на...

Европейский Суд по правам человека вправе принимать заявления от физических и

Но если в Европейском Суде создаются прецедентные международно-правовые нормы, а в силу

Власти государства-ответчика не выдвинули никаких оснований для такого вмешательства в...

Полномочия ЕС по принятию собственных правовых актов

Европейские регламенты, директивы и решения, как указывалось, наделены государствами нетипично высокой нормативной силой.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Европейский Союз, Конституция Греции. Похожие статьи.

Похожие статьи

Конституционные принципы правового государства в странах...

Под Конституцией стоит понимать систему правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между

Библиографическое описание: Шеленговский, П. Г. Конституционные принципы правового государства в странах Европейского Союза / П...

Теоретико-правовые основы гармонизации законодательства...

Вопрос гармонизации двух правовых системУкраины и Европейского Союза чрезвычайно актуален сегодня, поскольку проблема адаптации состоит уже не только в создании новых нормативно-правовых актов национального законодательства, учитывающих опыт правового...

Отношения России и ЕС в контексте украинского кризиса

С 2014 г. Россия и Европейский союз находятся в стадии конфронтации. Двухсторонний ввод ограничительных мер поставил под удар экономические связи

Неожиданный отказ президента Украины подписать соглашение спровоцировал массовые волнения по всей стране, а затем и...

Механизм работы Суда Европейского союза и его политическая...

Суд Европейского союза (далее — Суд ЕС) является одним из семи институтов Европейского союза, предусмотренных Лиссабонским договором 2007 года, и в то же время представляет собой общий термин, под которым понимается вся судебная система Европейского союза.

Европейские принципы административного права...

Сделан вывод об уникальности национальных правовых систем

Суд Европейского союза, Европейский Суд, Суд общей юрисдикции, ПАО «Роснефть», санкционная политика ЕС. Конституционные принципы правового государства в странах Европейского Союза.

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

В статье рассматриваются проблемы исполнения решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) Конституционным Судом РФ, представлены взгляды и аргументы исследователей коллизий между нормами Конституции РФ и решениями Европейского Суда...

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Сравнительно-правовое исследование зарубежных конституций и законов о конституционных судах, практики зарубежных конституционных

Формы и процедуры участия конституционных судов в привлечении к конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц...

Влияние решений Европейского суда по правам человека на...

Европейский Суд по правам человека вправе принимать заявления от физических и

Но если в Европейском Суде создаются прецедентные международно-правовые нормы, а в силу

Власти государства-ответчика не выдвинули никаких оснований для такого вмешательства в...

Полномочия ЕС по принятию собственных правовых актов

Европейские регламенты, директивы и решения, как указывалось, наделены государствами нетипично высокой нормативной силой.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Европейский Союз, Конституция Греции. Похожие статьи.

Задать вопрос