Современные тенденции противодействия коррупции в сфере капитального строительства: международный опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 13.05.2020

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Ходжаев, М. Ф. Современные тенденции противодействия коррупции в сфере капитального строительства: международный опыт / М. Ф. Ходжаев, А. А. Одилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 347-350. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69943/ (дата обращения: 07.07.2020).



В статье рассматриваются вопросы применения передовых международных стандартов по борьбе с коррупцией в сфере капитального строительства в законодательстве Республики Узбекистан.

Ключевые слова: коррупция, капитальное строительство, государственные закупки, общественный контроль.

Изучение зарубежного опыта по противодействию коррупции в области капитального строительства показывает, что в западноевропейских странах и в США основные субъекты капитального строительства являются представителями частного сектора. Следовательно, актуальным является регулярная разработка в внедрение действенных механизмов для предотвращения коррупции в частном секторе.

В Республике Узбекистан, как и в странах СНГ, основным субъектом капитально-строительной системы, а также главной жертвой коррупционных рисков в этой сфере является государство. Это требует несколько иного подхода к разработке антикоррупционных программ.

Конкретного официального международного документа по предупреждению коррупции и устранению коррупционных рисков только в сфере капитального строительства не существует. Но рядом ведущих международных организаций как ООН, Всемирный банк и Еврокомиссия подготовлены аналитические документы и рекомендации, направленные на снижение уровня коррупции в данной сфере.

В частности, шестнадцатая Устойчивая Цель развития ООН направлена на построение мирного, справедливого и безопасного общества. Одной из важных направлений этого целя является устранения коррупции в мировой системе капитального строительства, которая сегодня «крадет» несколько триллионов долларов ежегодно [1].

С другой стороны, Всемирный банк разработал систему оценки государственного управления для распределения и использования земель (Land governance Assessment framework 2013), которая считается первым этапом развития сектора капитального строительства. В рамках этой платформы, которая работает с 2013 года, проводится оценка системы землеустройства государств, формализации прав собственности на землю, продуктивного использования земель сельского хозяйства, лесного хозяйства и населения по 9 направлениям. На сегодняшний день в рамках данной программы проведена оценка правовой и институциональной основы системы землеустройства более чем в 40 странах мира [2].

Еще одна из международных организаций, успешно осуществляющих деятельность, направленную на содействие прозрачности и искоренение коррупции в этой сфере, является «CoST». Эта программа действует с 2012 года, и сегодня она организует мероприятия в сотрудничестве с 15 странами. В ходе проведенных мероприятий были рекомендованы следующие меры по противодействии коррупции в данной сфере:

– раскрытие всей информации, внесенной заказчиком при осуществлении государственных закупок;

– участие общественности в тендерном (отборочном) процессе по каждому объекту государственной закупки, а также открыт доступ к всем документам и результатам тендерного (отборочного) процесса и результатов;

– приобрести общественную социальную активность путем создания общественных мониторинговых групп[3].

Эта организация разработала специальные руководящие принципы по предупреждению коррупции в строительной системе для граждан государств, не являющихся ее членами. Что касается государств-членов организации, то организация всегда предлагает свою дополнительную антикоррупционную экспертизу на крупных строительных объектах. Такая практическая деятельность привела к тому, что некоторые государства сохранили бюджетные средства в большом размере.

В частности, в результате проведения экспертизы по поводу моста в Гватемале, который попал в государственную программу из-за якобы в аварийного состояния, выяснилось, что в ремонте нет необходимости. Должностные лица, использовавшие «аварийный» момент, хотели передать контракт на 5 миллионов долларов, знакомому подрядчику без отбора, с использованием экстренных экспресс-процедур. В итоге контракт был расторгнут, а бюджетные средства сэкономлены[4].

Эта организация призывает к сотрудничеству утверждая, как некоммерческая организация, осуществляет общественный контроль в системе капитального строительства, оказывает более эффективное давление на должностных лиц всех уровней, чем местные СМИ, и защищает права местных подрядных организаций. Для эффективного применения мер было бы целесообразно наладить сотрудничество с аналогичными организациями в нашей стране.

В качестве еще одной международной программы, способствующей прозрачности в этой сфере, мы можем брать программу «Open contracting partnership», которая в 2012 году была отделена от Всемирного банка как отдельная программа. Эта организация способствует открытому доступу к публичному интернету любых государственных закупок, проводимых государственными органами, организациями, ведомствами и учреждениями, а также государственными предприятиями. На сегодняшний день программу этой организации реализовали более 30 стран, и эта инициатива была высоко оценена этими странами.

В качестве одного из основных правил программы «Open contracting partnership» рассматривается идея собрать все документы, которые будут формализованы в процессе проведения государственных закупок в сфере капитального строительства, отбора земельных участков, проектных работ, экспертизы, тендерной (отборочной) торговли, договора с подрядчиком, строительных работ и приемки объекта в единый пакет документов на право заключения договора[5].

Программа также разработала перечень документов, которые должны быть опубликованы программой, единичные образцы этих документов для всех стран, а также перечень информации, которая должна быть указана в этих документах.

В рекомендациях, сделанных зарубежными экспертами по предупреждению коррупции в данной сфере, можно встретить немало описаний, связанных с правилами поведения.

В частности, по минимальным требованиям неправительственной международной организации «Transparency international» любой орган или организация, осуществляющая государственные закупки в сфере строительства, должны:

– установить «правила этикета», которые включают в себя строгие правила противодействия коррупции и информирования о конфликтах интересов, коррупции в ней, а также обеспечить защиту сообщаемых лиц (осведомителей);

– составить черный список компаний, которые понесли убытки из-за возможных коррупционных действий. Исключить их из тендеров на определенный период времени;

– поощрять участие независимых неправительственных организаций и представителей общественности в процессе проведения тендеров и строительства объектов, а также осуществление ими мониторинга[6].

Хотя некоторые предлагаемые организацией минимальные требования для предотвращения коррупции в капитально-строительном секторе имеют место в нашем законодательстве в той или иной форме, но большинство из них не имеют практической реализации в нашей стране по основополагающим требованиям.

Тендерные торги будут проходить в форме собрания, в котором принимают участие изъявившие желание представители оферентов. Установлено, что собрание оформляется протоколом и оферентам направляется уведомление о его результатах.

Ряд экспертов обосновывают использование таких старых методов как проведение тендерных торгов в формате встречи, а также сдачу предложений оферентами в запечатанном конверте тем, что информация о предложениях каждого претендента не раскрывается именно таким образом.

Но, на наш взгляд, и в этом направлении обеспечение конфиденциальности в работе с онлайн-платформами и информацией о претендентах с использованием IT-технологий способствовало бы экономии времени и финансовых средств, будучи созвучным проводимой государством политике. В связи с этим, согласно отчету, составленному Европейской комиссией в 2013 году, использование криптографических технологий при проведении государственных закупок, в том числе торгов, как показано, положительно оценивается в 18 странах Европейского Союза [7].

Если будем учитывать тот факт, что данная платформа экономит время и средства, облегчает участие претендентов из других регионов в тендерах и минимизирует человеческий фактор в этом процессе, то все это послужит снижению рисков коррупции в тендерах.

И можем сказать, что повышение прозрачности процессов государственных закупок может повлиять на уровень конкуренции на рынке, например, на количество и качество государственных закупок. качество участников торгов. Таким образом, система электронных закупок может решить ряд проблем, которые часто выявляются компаниями, желающими участвовать в публичных закупках. процессы закупок, такие как фаворитизм, когда привилегированная информация распространяется среди фирм, связанных с закупающими должностными лицами или по их согласованию [8].

Например, исследование, анализирующее общественные работы с помощью электронных закупок в Индии и Индонезии, показывает, что электронные закупки помогли привлечь более качественных участников торгов. Несмотря на то, что правительство не снизило цены, качество предоставляемых услуг значительно улучшилось [9].

В этом плане интересным представляется и опыт Грузии, которая в 2010 году приняло решение о введении новой системы электронных закупок, целью которой было упрощение процесса закупок и повышения прозрачности путем регистрации всех аспектов процесса закупок.

Данную платформу часто называют примером передовой практики, и она была признана Организацией Объединенных Наций одной из лучших во всем мире [10].

В Грузии регулярные государственные тендеры объявляются на одном центральном веб-сайте, где компании могут затем подавать заявки онлайн на контракты, которые присуждаются тем, кто предложит самую низкую цену и соответствует всем необходимым критериям. Вся тендерная документация, подписанные контракты и любые изменения публикуются в этой инновационной системе, которая постоянно разрабатывается и совершенствуется Агентством по конкуренции и государственным закупкам с 2010 года [11].

Безусловно важным свойством государственных закупок в том числе и в сфере капитального строительства является обеспечение не только выгодной покупки в плане выбора товара или услуги с низкой стоимостью, но и качество, которое в строительстве занимает одно из самых важных мест. Ведь именно от качества построенного объекта зависит безопасность людей и что немаловажно — эффективность выделенных государством на это средств.

Использование информационных технологий в сфере капитального строительства и государственных закупок будет способствовать действенному повышению уровня противодействия коррупции и эффективности, что намного повысит эффективность расходования государственных средств и ресурсов страны.

Литература:

1. БМТ барқарор ривожлантириш дастурининг расмий сайти. “Fighting corruption in infrastructure — a must for achieving the 2030 agenda”. 2015.URL:https://www.undp.org/content/undp/en/home/blog/2015/12/9/Fightingcorruption-in-infrastructure-a-must-for-achieving-the-2030-agenda.html

2. Жаҳон банкининг расмий сайти. “Land governance assessment framework”.2020.URL:https://www.worldbank.org/en/programs/land-governance-assessment-framework#2.

3. “CoST” қурилиш шаффофлиги дастурининг расмий сайти. “Our principles”. 2020. URL:http://infrastructuretransparency.org/about-us/our-mission-and-vision/our-principles/

4. “CoST” қурилиш шаффофлиги дастурининг расмий сайти. “CoST” successful stories around the world”. 2015. URL:http://infrastructuretransparency.org/costimpact/

5. “Open contracting partnership” дастурининг расмий сайти. “The Open Contracting Data Standard model”. 2020. URL:https://www.open-contracting.org/data-standard/

6. Европа комиссияси ички бозор ҳамда хизматлар бошқармаси (DG MARKT EU). “E-procurement golden book of good practice”. 2013 йил. 40-бет. URL:https://ec.europa.eu/docsroom/documents/15443/attachments/1/translations/en/renditions/native

7. “The Electronic Bidding Construction Act.” № 1308. АҚШ. 2018 йил. URL: https://www.njleg.state.nj.us/2018/Bills/A1500/1308_I1.HTM

8. Amaral, Miguel and Saussier, Stephane and Yvrande-Billon, Anne, Auction Procedures and Competition in Public Services: The Case of Urban Public Transport in France and London. Utilities Policy, Fothcoming. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1109115

9. Lewis-Faupel et al 2014. Can Electronic Procurement Improve Infrastructure Provision? Evidence from Public Works in India and Indonesia. URL: http://economics.mit.edu/files/9781

10. United Nations Public Administration Network. 2012. “Georgian Electronic Government Procurement (Ge-GP) System Has Been Recognized As One of the Best Worldwide.” URL:http://www.unpan.org/Regions/AsiaPacific/PublicAdministrationNews/tabid/115/mctl/ArticleView/ModuleId/1467/articleId/31880/Default.aspx

11. Transparency International Georgia. 2013. “Georgia’s Eprocurement Platform is one of the Most Transparent in the World but Because of Loopholes, Too Many Contracts Bypass the System.” URL:http://transparency.ge/en/node/3117

Основные термины (генерируются автоматически): капитальное строительство, закупка, сфера, эта, предупреждение коррупции, Всемирный банк, общественный контроль, частный сектор, Узбекистан, предотвращение коррупции.


Ключевые слова

коррупция, государственные закупки, общественный контроль, капитальное строительство

Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных...

Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, противодействие коррупции, проблемы законодательства, контроль в сфере государственных закупок, предотвращение коррупции. Российская федерация построена по федеративному принципу, в соответствии с которым...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

В данной статье рассмотрены вопросы противодействия и предотвращения коррупции с помощью государственного финансового контроля. Исходя из данной статьи можно прийти к выводу...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

В статье исследуются вопросы противодействия и предупреждения коррупции посредством государственного финансового контроля. Автор приходит к выводу, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране...

Коррупционные риски в сфере государственных закупок

Закупки для государственных нужд выступают одним из самых важных «столпов» благополучия общества, безопасности и стабильности российского государства. Однако коррупция, имеющая свойства проникать во все правоотношения...

Меры по профилактике коррупции на государственной службе...

Коррупцияэто постоянный практический спутник всех видов государственных институтов власти. Коррупцию принято считать социально-негативным явлением в обществе, она существовала испокон века, еще со времен начала формирования управленческого аппарата...

О мерах по предупреждению коррупции в Саратовской области

Ключевые слова: профилактика коррупции, коррупционные правонарушения, Саратовская область.

– повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок

Коррупцияэто социальное явление, которое заключается в разложении власти...

Антикоррупционная политика Республики Сингапур

Акт о предотвращении коррупции уполномочил Общественного Прокурора давать разрешения директору Бюро и его главному

Основные функции Бюро: 1) получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных...

Причины возникновения коррупции в государственных закупках

Определены основные виды коррупции в сфере государственных закупок и предложены меры по

Коррупция в системе государственных закупок, как и в любой другой сфере, связанной с

Вместе с частной собственностью исследуется также государственная и акционерная...

Коррупция в органах государственной власти | Статья в журнале...

Из определения понятия коррупции видно, что коррупционная составляющая может существовать не только в секторе государственного управления. Однако все же большую угрозу несет в себе коррупция именно в действиях органов государственной власти, поскольку...

Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных...

Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, противодействие коррупции, проблемы законодательства, контроль в сфере государственных закупок, предотвращение коррупции. Российская федерация построена по федеративному принципу, в соответствии с которым...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

В данной статье рассмотрены вопросы противодействия и предотвращения коррупции с помощью государственного финансового контроля. Исходя из данной статьи можно прийти к выводу...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

В статье исследуются вопросы противодействия и предупреждения коррупции посредством государственного финансового контроля. Автор приходит к выводу, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране...

Коррупционные риски в сфере государственных закупок

Закупки для государственных нужд выступают одним из самых важных «столпов» благополучия общества, безопасности и стабильности российского государства. Однако коррупция, имеющая свойства проникать во все правоотношения...

Меры по профилактике коррупции на государственной службе...

Коррупцияэто постоянный практический спутник всех видов государственных институтов власти. Коррупцию принято считать социально-негативным явлением в обществе, она существовала испокон века, еще со времен начала формирования управленческого аппарата...

О мерах по предупреждению коррупции в Саратовской области

Ключевые слова: профилактика коррупции, коррупционные правонарушения, Саратовская область.

– повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок

Коррупцияэто социальное явление, которое заключается в разложении власти...

Антикоррупционная политика Республики Сингапур

Акт о предотвращении коррупции уполномочил Общественного Прокурора давать разрешения директору Бюро и его главному

Основные функции Бюро: 1) получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных...

Причины возникновения коррупции в государственных закупках

Определены основные виды коррупции в сфере государственных закупок и предложены меры по

Коррупция в системе государственных закупок, как и в любой другой сфере, связанной с

Вместе с частной собственностью исследуется также государственная и акционерная...

Коррупция в органах государственной власти | Статья в журнале...

Из определения понятия коррупции видно, что коррупционная составляющая может существовать не только в секторе государственного управления. Однако все же большую угрозу несет в себе коррупция именно в действиях органов государственной власти, поскольку...

Задать вопрос