Анализ осведомленности населения об эффективности использования одноразовых медицинских масок в профилактике ОРЗ и ОРВИ, а также перспектива использования лигнина гидролизного в их усовершенствовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Нагиев, М. Р. Анализ осведомленности населения об эффективности использования одноразовых медицинских масок в профилактике ОРЗ и ОРВИ, а также перспектива использования лигнина гидролизного в их усовершенствовании / М. Р. Нагиев, Н. В. Нестерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 207-211. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69925/ (дата обращения: 10.07.2020).



Одноразовые медицинские маски способны помочь человеку избежать возникновения проблем со здоровьем во время эпидемий респираторных заболеваний. Однако они обладают крайне малым сроком эффективного ношения — всего 2 часа. В ходе данной работы был проведен социологический опрос, по итогам которого выяснилось, что примерно 48,5 % респондентов не верят в эффективность ношения разовых медицинских масок в профилактике респираторных заболеваний, примерно 48,2 % респондентов не пользуется ими, и 43,6 % респондентов, использующих эти изделия, превышают рекомендуемый период их ношения. Продлить этот период может лигнин гидролизный, являющийся в то же время продуктом переработки древесных отходов. Представленная в данной работе идея также поможет улучшить экологическую обстановку.

Ключевые слова: одноразовые медицинские маски, острые респираторные заболевания, острые респираторные вирусные инфекции, профилактика, социологический опрос, гидролиз лигнина.

Disposable medical masks can help a person avoid the occurrence of health problems during epidemics of respiratory diseases. However, they have an extremely short effective wearing time — only 2 hours. In the course of this work, a sociological survey was conducted, during which it was found that approximately 48.5 % of respondents do not believe in the effectiveness of wearing disposable medical masks in the prevention of respiratory diseases, approximately 48.2 % of respondents do not use them, and 43.6 % of respondents who wear these masks exceed the recommended wearing period. Hydrolysis lignin, which is at the same time a product of wood waste processing, can extend this period. The idea presented in this paper will also help to improve the ecological situation.

Key words: disposable medical masks, acute respiratory diseases, acute respiratory viral infections, prevention, sociological survey, lignin hydrolysis.

Острые респираторные заболевания и грипп являются самой распространенной патологией населения и одной из основных проблем здравоохранения во всех странах мира. Эта группа инфекций имеет самую высокую эпидемиологическую и социальную значимость, наносит огромный экономический ущерб [1, с. 121]. ОРЗ и ОРВИ передаются в виде биологического аэрозоля [2, с. 6]. В связи с вышесказанным возникает необходимость обеспечения защиты населения от заражения вышеописанными заболеваниями. Существуют исследования, которые доказывают эффективность от ношения разовых медицинских масок в решении данной проблемы [3].

Медицинские маски предназначены для того, чтобы устранить или уменьшить выделение возбудителя из респираторного тракта, и предотвратить инфицирование окружающих [1, с. 11]. Логично, что при их массовом использовании населением скорость распространения респираторных заболеваний значительно снижается. В последнее время на рынке появился ряд более современных масок, приближающихся по эффективности фильтрации к респираторам, имеющих новый улучшенный лепестковый, конусовидный или клювовидный дизайн, с использованием вшитого крепления для носа, что обеспечивает более плотное прилегание к лицу и снижает боковую протечку воздуха [1, с. 12]. Использование таких моделей может действительно защитить человека от заражения.

Время эффективного использования разовых медицинских масок является основной их проблемой. Рекомендовано менять маски не реже чем через 2 часа. За это время они приходят в негодность из-за того, что изделия увлажняются при ношении, вследствие чего становятся идеальной средой для размножения различных микроорганизмов [1, с. 13].

Цель данной работы заключается в выявлении степени осведомлённости населения об эффективности профилактики ОРЗ и ОРВИ ношением одноразовых медицинских масок и рекомендуемых сроках их ношения, а также в предложении способа усовершенствования этих масок и увеличения времени их эффективного ношения.

Материалы иметоды. Проведен литературный анализ и социологическое исследование.

Результаты иобсуждения приведены ниже.

Рис. 1. Половая принадлежность респондентов

Рис. 2. Возраст респондентов

Как мы можем заметить в представленных выше диаграммах, большинство респондентов (69,6 %) — представители женского пола (рис. 1), а также подавляющая их часть (88,2 %) — это подростки возрастом от 13 до 18 лет (рис. 2). Связанно это с тем, что они в основном являются сокурсниками одного из авторов данной работы.

Рис. 3. Частота заболеваемости ОРЗ и ОРВИ среди респондентов за последний год

Из этой диаграммы становится известно, что за последний год только 15,9 % респондентов ни разу не болели ОРЗ и ОРВИ, а подавляющее их большинство — 62,3 % — болело 1–2 раза (рис. 3). Эта тенденция связана с сезонностью активности данных заболеваний.

Рис. 4. Ответы респондентов на вопросы «Считаете ли вы, что ношение разовых медицинских масок помогает в профилактике ОРЗ и ОРВИ? Носите ли вы их?»

Ответы, представленные в этой диаграмме, дают нам понять, что в эффективность ношения медицинских масок в профилактике ОРЗ и ОРВИ верят примерно 51,5 % респондентов. Не верят примерно 48,5 %. Пользуются масками в данных целях примерно 52,9 %. Не пользуются примерно 48,1 %. При этом примерно 20 % от всех респондентов носят одноразовые медицинские маски, не веря в их эффективность. Если учесть средний возраст респондентов, можно сделать вывод, что они мало осведомлены об эффективности ношения данных масок или недооценивают ее и носят их по настоянию старших. Примерно 18,6 % их не носят, хотя верят в их помощь. Это может вытекать из банального отсутствия этих масок в наличии. Примерно 32,9 % респондентов носят маски и верят в их эффективность. Данная часть респондентов обладает хотя бы минимальным представлением о помощи данных изделий в защите от распространения и заражения респираторными заболеваниями, а также имеет данные изделия в наличии. Примерно 28,5 % респондентов не носит данные маски и не верит в их эффективность. Это может быть связано с отсутствием у них какого-либо представления о помощи ношения данных устройств в профилактике ОРЗ и ОРВИ (рис. 4).

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «Как часто вы меняете разовые медицинские маски при их ношении?»

Из последней диаграммы мы можем понять, что далеко не все респонденты, которые носят разовые медицинские маски (55,7 % от общего числа), соблюдают рекомендуемый период их ношения, а только 43,6 % от них (рис. 5). Это может быть связанно с недостаточной осведомленностью о данных изделиях (а в частности, о рекомендуемом максимальном периоде непрерывного ношения) 43,6 % респондентов, которые превышают рекомендуемый период ношения, или с излишней осторожностью 12,8 % респондентов, меняющих маски чаще необходимого. Опираясь на эти результаты, можно сделать вывод, что усовершенствование разовых медицинских масок и увеличение времени их эффективного использования является достаточно востребованной перспективой. В качестве способа достижения этой цели авторы данной статьи предлагают использовать в создании фильтрующего слоя одноразовых медицинских масок лигнин гидролизный.

Лигнин — органическое вещество, связывающее клетки, волокна и сосуды, из которых состоит древесина. Это — самый богатый возобновляемый углеродный источник на Земле после целлюлозы [4, с 44]. Основная часть одного из видов технических лигнинов — гидролизного лигнина, идет в отвал и представляет определенную экологическую угрозу [5, с. 153]. В медицине лигнин гидролизный активно используется в качестве энтеросорбента. Вот что написано о нем в инструкции по применению лекарственного препарата, действующим веществом которого он является: «Обладает высокой сорбирующей активностью и неспецифическим дезинтоксикационным действием. Связывает и выводит из организма патогенные бактерии и бактериальные токсины, лекарственные препараты, яды, соли тяжелых металлов, алкоголь, аллергены, а также избыток некоторых продуктов обмена веществ, в том числе билирубина, холестерина, мочевины, метаболитов, ответственных за развитие эндогенного токсикоза» [6, с. 1].

Вывод. Основываясь на вышеуказанную информацию, авторы заключили, что использование лигнина гидролизного в фильтре разовой медицинской маски значительно снизит активность патогенных организмов, заполоняющих ее во время длительного ношения. К таким маскам люди будут проявлять больше доверия. К тому же, часть людей, которые превышают срок ношения разовых медицинских масок сейчас, сократится, так как этот срок будет увеличен в будущем. Оба этих пункта приведут к улучшению эффективности данных изделий в профилактике ОРЗ и ОРВИ, а в перспективе могут спасти здоровье большого количества людей от возникновения осложнений после этих заболеваний. Более того, реализация лигнина гидролизного поднимет на него спрос, а значит и спрос на использование продуктов переработки отходов деревообрабатывающей промышленности, частью которых лигнин гидролизный и является. Таким образом, использование лигнина гидролизного в фильтрующем слое разовых медицинских масок также частично поспособствует улучшению экологической обстановки Земли, что может отразиться на жизни всех населяющих ее живых существ.

Литература:

  1. Мамчиц, М. П. Эпидемиологические закономерности и совершенствование профилактики острых респираторных заболеваний / М. П. Мамчиц. — Текст: непосредственный // Проблемы здоровья и экологии. — 2004. — № 2. — С. 120–124.
  2. Голубкова, А. А. Маски и респираторы в медицине: выбор и использование / А. А. Голубкова, Е. И. Сисин. —:, 2011. — 31 c. — Текст: непосредственный.
  3. Macintyre, C. R. Facemasks for the prevention of infection in healthcare and community settings / C. R. Macintyre. — Текст: электронный // bmj: [сайт]. — URL: https://www.bmj.com/content/350/bmj.h694 (дата обращения: 01.05.2020).
  4. Михайлов, А. В. Открытая разработка хранилища лигнина / А. В. Михайлов. — Текст: непосредственный // Записки Горного института. — 2017. — Т. 223. — С. 44–50.
  5. Сазанов, Ю. Н. Лигнин-полимерные композиты / Ю. Н. Сазанов. — Текст: непосредственный // Лесной журнал. — 2014. — № 2. — С. 153–167.
  6. Фильтрум — Инструкция по применению. — Текст: электронный // Фильтрум®-СТИ: [сайт]. — URL: https://filtrum.ru/instrukcija-po-primeneniju.html (дата обращения: 03.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): маска, респондент, заболевание, социологический опрос, эффективное ношение, возраст респондентов, использование лигнина, ношение разовых, ответ респондентов, увеличение времени.


Ключевые слова

профилактика, социологический опрос, острые респираторные заболевания, одноразовые медицинские маски, острые респираторные вирусные инфекции, гидролиз лигнина

Похожие статьи

Проблема отсутствия ответов в социологическом вопросе...

Данная статья посвящена исследованию причин отсутствия ответов в социологическом исследовании на основе вторичного анализа результатов данных Европейского социального исследования. Представлены группы ответов, разделенных по процентному соотношению...

Рекрутинг как ключевая проблема социологических онлайн...

В последнее время в исследовательской практике наблюдается рост исследований

Одним из таких ограничений может выступать рекрутинг респондентов. В связи с этим целью

Под рекрутингом понимается комплекс действий по отбору респондентов в соответствии с заранее...

Сочетание и комбинирование методов сбора информации...

Как добиться повышения информационной активности респондента в ходе опроса?

Кроме того, респонденты могут получать электронные письма и вопросы, а их ответы можно

Опрос — это метод сбора первичной вербальной информации, который основан на непосредственном...

Маркетинговые исследования поведения шопоголиков в процессе...

В статье представлены результаты маркетинговых исследований поведения шопоголиков в процессе принятия решения о покупке, выявлены факторы, влияющие на совершение спонтанных покупок, и определена доля потребителей относящихся к категории шопоголиков.

Исследование личностных оттенков респондента по отношению...

Приводятся результаты исследования личностных оттенков респондента по отношению к наркотическим веществам, которое было проведено среди учащихся среднего и старшего школьного возраста общеобразовательных школ Республики Татарстан в 2007 году.

Опрос как метод маркетинговых исследований

Опрос — это метод сбора первичной вербальной информации, который

Анкетный опрос предполагает то, респонденты отвечают на вопросы письменно в присутствии

В прямых вопросах ответ, трактуется так же, как он предложен респонденту для оценки в вопросе.

К вопросу о классификации онлайн-исследований

Примером данного вида опроса могут послужить опросы с применением методики СAPI и CATI опросы.

Что касается собственно онлайн-исследований, то по аналогии с традиционными исследованиями их можно разделить на количественные и качественные.

Оценка востребованности лекарственных препаратов из группы...

В ходе работы были проведены маркетинговые исследования методом анкетирования посетителей аптек города Екатеринбурга с целью определения потребности в применении нестероидных противовоспалительных средств и оценки качества фармацевтического...

Социологические методы изучения девиантного поведения...

В анкетировании приняло участие 100 респондентов, также в ходе исследования было

Анкета составлена с использованием как закрытых и полузакрытых, так и открытых вопросов

Вопросы в анкете весьма чувствительны, и о 100 процентной искренности респондентов...

Похожие статьи

Проблема отсутствия ответов в социологическом вопросе...

Данная статья посвящена исследованию причин отсутствия ответов в социологическом исследовании на основе вторичного анализа результатов данных Европейского социального исследования. Представлены группы ответов, разделенных по процентному соотношению...

Рекрутинг как ключевая проблема социологических онлайн...

В последнее время в исследовательской практике наблюдается рост исследований

Одним из таких ограничений может выступать рекрутинг респондентов. В связи с этим целью

Под рекрутингом понимается комплекс действий по отбору респондентов в соответствии с заранее...

Сочетание и комбинирование методов сбора информации...

Как добиться повышения информационной активности респондента в ходе опроса?

Кроме того, респонденты могут получать электронные письма и вопросы, а их ответы можно

Опрос — это метод сбора первичной вербальной информации, который основан на непосредственном...

Маркетинговые исследования поведения шопоголиков в процессе...

В статье представлены результаты маркетинговых исследований поведения шопоголиков в процессе принятия решения о покупке, выявлены факторы, влияющие на совершение спонтанных покупок, и определена доля потребителей относящихся к категории шопоголиков.

Исследование личностных оттенков респондента по отношению...

Приводятся результаты исследования личностных оттенков респондента по отношению к наркотическим веществам, которое было проведено среди учащихся среднего и старшего школьного возраста общеобразовательных школ Республики Татарстан в 2007 году.

Опрос как метод маркетинговых исследований

Опрос — это метод сбора первичной вербальной информации, который

Анкетный опрос предполагает то, респонденты отвечают на вопросы письменно в присутствии

В прямых вопросах ответ, трактуется так же, как он предложен респонденту для оценки в вопросе.

К вопросу о классификации онлайн-исследований

Примером данного вида опроса могут послужить опросы с применением методики СAPI и CATI опросы.

Что касается собственно онлайн-исследований, то по аналогии с традиционными исследованиями их можно разделить на количественные и качественные.

Оценка востребованности лекарственных препаратов из группы...

В ходе работы были проведены маркетинговые исследования методом анкетирования посетителей аптек города Екатеринбурга с целью определения потребности в применении нестероидных противовоспалительных средств и оценки качества фармацевтического...

Социологические методы изучения девиантного поведения...

В анкетировании приняло участие 100 респондентов, также в ходе исследования было

Анкета составлена с использованием как закрытых и полузакрытых, так и открытых вопросов

Вопросы в анкете весьма чувствительны, и о 100 процентной искренности респондентов...

Задать вопрос