Автор: Севостьянова Татьяна Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Севостьянова Т. И. Теоретико-методологические подходы к формированию готовности подростков к межкультурному общению // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 129-131.

Актуальна в современной педагогике проблема формирования готовности подростков к межкультурному общению. Следует отметить, что опираясь на проведённый теоретический анализ, мы будем рассматривать готовность подростков к межкультурному общению как их способность успешно осуществлять взаимодействие партнёров по общению, принадлежащих к разным культурам и языкам, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим» и понимающих некую «чужеродность», «инаковость» партнёров по общению.

Формирование готовности подростков к межкультурному общению - сложный процесс, и невозможно рассматривать его с точки зрения одного теоретико-методологического подхода, существующего в педагогической теории и практике. Поэтому нами были определены: системный, культурологический, антропологический и деятельностный подходы. Охарактеризуем данные подходы.

Системный подход представлен исследованиями А.Н. Аверьянова [1], Б.Г. Афанасьева [14], В.П. Беспалько [8], И.В. Блауберга [11], Н.В. Кузьминой [14], Г.Н. Серикова [18], Э.Г. Юдина [21] и др.

Э.Г. Юдин под системным подходом понимает способ научного исследования и практического освоения сложноорганизованных объектов, при котором на первое место становится не анализ составных частей объекта как таковых, а его характеристика как определённого целого, раскрытие механизмов, обеспечивающих целостность объекта [21, С.203].

Н.В. Кузьмина под педагогической системой понимает множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений [14, С. 10].

Использование системного подхода в нашем исследовании позволяет рассмотреть:

  • процесс формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе как сложную педагогическую систему, представленную единством взаимосвязанных и относительно устойчивых элементов, исследование этой системы подразумевает изучение её структурных компонентов, связей и отношений;

  • систему формирования готовности подростков к межкультурному общению как подсистему внеурочной воспитательной работы, что позволяет разнообразить коммуникативную деятельность подростков, объединить усилия педагогов для реализации цели и задач по подготовке подростков к межкультурному общению;

  • понятие «готовность подростков к межкультурному общению» в аспекте его системных характеристик.

При этом системный подход обеспечивает всестороннее изучение проблемы на всех этапах его исследования.

Велико значение культурологического подхода при формировании готовности подростков к межкультурному общению. В.Л. Бенин правомерно считает, что культурологический подход в науке рассматривается как методологическая основа образования, ориентированного на человека [7].

В.Л. Бенин [7], Н.Б. Крылова [13], К. Роджерс, Дж. Фрейберг [17] и др. сторонники культурологического подхода считают центральной фигурой образования, его главным действующим субъектом – учащегося. Они считают, что ученик, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих, и «опытным путём», «между делом» осваивают культурные нормы и ценности. Н.Б. Крылова отмечает, что ученику «…нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и реконструирует» [13, C.16].

Педагог, воспитатель в такой системе взаимоотношений признаётся как равноправный партнёр по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) подростка в рамках его проблем. В своей деятельности фасилитатор реализует понимание подростка, принятие его, одобрение, доверие, свой открытый личностный интерес к нему. К. Роджерс и Ж.Д. Фрейберг поясняют: «Фасилитатор создаёт психологический климат, в котором ученик может принять на себя ответственность и контроль» [17, C.41].

Применительно к нашему исследованию важно, что в ряде исследований М.М. Бахтина [5], Н.А. Бердяева [6], В.С. Библера [9] и др. представлено феноменологическое понимание культуры как миссии всеобщего человеческого общения.

Использование культурологического подхода позволяет:

  • содействовать осознанию подростками своей культурной идентичности при принятии базовых ценностей мировой культуры;

  • рассматривать подростка - как субъекта, способного к культурному саморазвитию;

  • создать каждому подростку условия для творческого овладения знаниями, умениями и личностными качествами, необходимыми для осуществления межкультурного общения.

Антропологический подход (Ш.А. Амоношвили [3], Б.М. Бим-Бад [12], Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина [19], К.Д. Ушинский [20] и др.) развивается в рамках педагогической антропологии, заявляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее знание о ребёнке как целостном существе, полноценном представители вида Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процессе. Антропологический подход широко применяется в «гуманистической педагогике», «рефлексивной педагогике», «педагогике ненасилия».

Воспитание с позиций педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека – потребность в воспитании. Поэтому ребёнок всегда сенситивен к воспитательному взаимодействию с взрослым, а достаточно воспитанный подросток уже способен испытывать потребность в саморазвитии, самовоспитании.

Использование антропологического подхода при формировании готовности подростков к межкультурному общению позволяет:

  • учитывать возрастные особенности и сенситивные предпосылки психического развития, духовный и творческий потенциал, потребности и склонности к самореализации современных подростков в поликультурном мире;

  • создать условия для стимулирования и развития процессов самопознания, самореализации, самовоспитания и самоутверждения подростков как основы межкультурного общения;

  • использовать природосообразные, ненасильственные методы воспитания.

Деятельностный подход (Б.Г. Ананьев [2], А.Н.Леонтьев [15], А.В. Петровский [16], и др.) опирается на положение о том, что деятельность является одним из определяющих условий формирования и развития личности.

Реализация на практике деятельностного подхода предполагает включение подростков в разнообразные виды деятельности, имеющие потенциальные возможности по активизации и переводу подростков в позицию субъектов деятельности, в том числе социальной, в условиях современного поликультурного мира, субъектов познания, труда и общения.

Использование деятельностного подхода при формировании готовности подростков к межкультурному общению ориентирует на:

  • использование в воспитательном процессе различных видов межкультурной деятельности (познавательно-исследовательской, проблемно-ценностного общения, социально-значимой добровольной деятельности, культурно-досуговой);

  • развитие у подростков осознанной регуляции деятельности, связанной с межкультурным общением (выбор цели, планирование, программирование, самоанализ и коррекция результатов деятельности).

Таким образом, совокупность культурологического, антропологического и деятельностного подходов позволит разработать и обосновать дидактическое обеспечение формирования готовности подростков к межкультурному общению.


Литература:

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.

  2. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. М.: Педагогика, 1980. 288 с.

  3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во Ш. Амонашвили, 1995. 495 с.

  4. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 342с.

  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 414 с.

  6. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. (Статьи, письма Н.А. Бердяева) // Новый мир. 1990. №1. С. 207-232.

  7. Бенин В.Л. Культура и образование. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет, 2000. 129 с.

  8. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 304 с.

  9. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в ХХI веке. М.: Политиздат. 1991. 412 с.

  10. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

  11. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. 1973. 270 с.

  12. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М.: Изд-во УРАО. 2003. 272 с.

  13. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование. 2000. 272 с.

  14. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ. 1970. 114 с.

  15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика. Т. 1. С. 392.

  16. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: ИПЛ. 1982. 254 с.

  17. Роджерс К., Фрейберг ДЖ. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527с.

  18. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье. 1997. 464 с.

  19. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. ТЦ Сфера, 2008. 224с.

  20. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Изд-во ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.

  21. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. – М.: Наука, 1978. – 391 с.


Основные термины (генерируются автоматически): межкультурному общению, готовности подростков, формирования готовности, формирования готовности подростков, формировании готовности подростков, межкультурному общению будущих, процесс формирования готовности, общению будущих специалистов, формирования готовности российских, принципы формирования готовности, межкультурному сотрудничеству, культурологического подхода, Теоретико-методологические подходы, формированию готовности подростков, педагогической антропологии, Формирование готовности подростков, Внедрение экспериментальной методики, межкультурному общению», проблема формирования готовности, специалистов международного туризма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос