Первый марийский национальный балет А. Луппова «Лесная легенда» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 6368 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Н. А. Первый марийский национальный балет А. Луппова «Лесная легенда» / Н. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3579/ (дата обращения: 20.04.2024).

По ходатайству республиканских партийных и советских организаций, Министерства культуры РСФСР в 1968 году принято решение о создании в Йошкар-Оле Марийского Государственного объединенного музыкально-драматического театра им. М. Шкетана. Предпосылки к зарождению музыкального театра в марийской республике сложились еще в 1963 году, когда состоялась премьера первой марийской героико-романтической оперы Э. Сапаева «Акпытыр». «Опера была поставлена силами самодеятельных и профессиональных исполнителей в количестве 300 человек» [1]. Главным дирижером оперы был заслуженный деятель искусств ЯАССР Г.Ф Гаврилов, а балетмейстером - заслуженный артист РСФСР и ТАССР А.Ф. Нарыков. Таким образом,1 октября 1968 года был создан новый творческий коллектив, способный собрать все ценнейшие национальные богатства музыкальной, хоровой культуры народа мари и воплотить их в сценических произведениях искусства большого полотна.

Большой вклад в развитие марийской танцевальной культуры и в создание нового театра внес министр культуры А.В. Краснов. Он лично решал все организационные вопросы, ездил по учебным заведениям в поисках кадров для своего детища. А.В. Краснов был не только чиновником, но и ученым-философом (кандидат философских наук – 1966 г.). Театр постепенно начал обновлять репертуар, искать и находить новые формы творчества. Артисты балета были заняты во всех танцевальных сценах опер и оперетт, идущих на сцене театра. «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, «Кармен» Ж. Бизе, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, «Штраусиана» И. Штрауса, «Жизель» А. Адана прочно заняли свое место в афишах театра в первые года становления театра.

В начале 70-х годов композитор Анатолий Борисович Луппов приступает к работе над первым марийским балетом «Лесная легенда». Обращение А.Б.Луппова к балетному жанру было во многом закономерным явлением в творчестве композитора. «В этот период он достиг композиторской зрелости, в его творческом портфеле находились значительные произведения симфонического и концертного жанра с ярко выраженным национальным тематизмом. Изучая и преломляя фольклор в своем творчестве, композитор проник в тайны народного искусства, марийские песенные интонации органично вошли в его сочинения и определили их своеобразие» [2. С. 44].. Несколько раз композитор брался за идею сочинения балетной музыки, но не мог найти подходящий сюжет. Только прочитав народные марийские предания и легенды, определился в выборе темы будущей работы. «Осенью 1969 года А.Б. Луппов встретился с В.Ф. Наваевой и предложил ей написать либретто. Но либретто рождалось с большим трудом. Было написано несколько вариантов, но не один из них не перекликался первоначальным замыслом композитора. После многочисленных изменений и правок, А. Луппов приступил к работе над балетом» [3]. Клавиатуру балета композитор завершил летом 1971 года, а партитуру - 10 октября 1972 года. Летом 1971 года В. Наваева покидает театр и в августе того года приезжает Энн Эрович Рая. Композитор и балетмейстер начинают совместную работу. Им пришлось переделать либретто, сократить и переписать музыку к некоторым частям. Э.Э. Рая начал изучать особенности танцевальной культуры народа мари, консультировался со специалистами, учеными МарНИИ.

Приказом №119 от 2 ноября 1972 года художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР С.И. Иванов утвердил постановочную группу и распределил роли первого национального балета А. Луппова «Лесная легенда» (сначала балет был назван «Легенда об Аксае и Эрике»). «Постановщиком был назначен Э.Э. Рая, педагогом-репетитором Г.И. Цыганова, дирижером В.Д. Куценко, художником Р.С. Чебатурина, концертмейстером Ж.Н. Бричева» [4].

Вся постановочная группа с большим энтузиазмом приступила к работе. Балетмейстеру пришлось нелегко. Труппа была маленькой – всего 26 танцоров. Перед исполнителями стояла очень сложная задача: во время спектакля им предстояло шесть раз переодеваться, менять грим, парик. Исполнителей вдохновляла эмоциональная, хорошо организованная музыка. Она подсказывала и хореографическое решение, и помогала при сочинении танцевального рисунка. Очень интересной и сложной задачей было сочетать классику с марийским фольклором, найти верный сплав в этом сочетании. Танцевальный текст, сложившийся на основе плодотворного синтеза классического танца и национальных народных танцев, получился оригинальным, колоритным. Марийский танец дал балетмейстеру целое богатство выразительных средств в движениях рук, которые очень умело использовал в марийском национальном балете. Э. Рая утверждал, что «такое богатство имеет право выйти за рамки национального искусства, стать интернациональным, разнообразить пластику рук в нашем советском балете» [5].

Сам мастер танца считал, что «не все еще удалось в должной степени. Это относится, в частности, и «лесным людям», их оживлению. Здесь немного неудачное либретто. Надо еще кое-что обдумать, доделать…Нужно еще доработать массовые сцены в плане актерском, в световом оформлении. Такие доработки неизбежны в любом спектакле, а в этом случае тем более понятны – создан первый марийский балет. И мы продолжаем работать, чтобы найти более выразительные нюансы, чтобы балет от спектакля к спектаклю улучшался и молодел» [6].

«Лесная легенда» - одно из значительных произведений творчества А. Луппова. Она подытожила все лучшее, что было достигнуто композитором к тому периоду в инструментальной музыке, в частности, в симфонической. Главный герой балета Аксай, влюбленный в юную крестьянку Эрику, стремится разгадать тайну леса, вступает в единоборство с самым сильным и злым духом – Кереметом – и побеждает его, освобождая людей от злых чар. Ценой своей жизни помогает ему в этом волшебница Шайви, девушка, соблазненная когда-то Кереметом.

Заслуга Э.Э. Рая еще и в том, что он очень удачно подобрал актерский состав. Аксай – Я.Глейзер утверждает себя как смелый, волевой представитель марийского народа. Это настоящий герой. Танец Я. Глейзера мужественен и строг. По-разному подходят к решению роли главной героини и А. Александровой с Г. Михалевой. Эрика А. Александровой - хрупкое, нежное создание. Танец Г. Михалевой более земной, эмоционально наполненный. Интересна Г. Климанова (Шайви). Она хорошо передает всю гамму чувств своей героини – боль души, страх перед Кереметом. В. Кузьминых в роли Керемета поражает хорошей техникой, поистине змеиной гибкостью. Образы балета покоряют поэтической одухотворенностью, тонким лиризмом, сочностью жанровых сцен, красочным оркестровым нарядом. Балет «Лесная легенда» связана с лучшими традициями русского классического балета. Вместе с тем и либретто, и музыка балета привлекают своеобразием, идущим от традиций поэтического и музыкального фольклора.

С большим воодушевлением и темпераментно вел балет дирижер В. Куценко, стремясь как можно глубже раскрыть сложную партитуру композитора. Декорация и костюмы Р. Чебатуриной помогли воплощению замысла спектакля.

17 февраля 1973 года на сцене Государственного музыкального театра МАССР состоялась премьера первого национального балета «Лесная легенда». «Рождение национального балета – событие большой важности, оно радует всех нас как еще одно свидетельство расцвета марийской культуры», - говорил перед премьерой министр культуры МАССР А.В. Краснов [7]. О марийской балетной труппе заговорили, как о профессиональном, самостоятельном творческом коллективе, успех которой был на лицо. Спектакль вылился в подлинный праздник марийского народа и стал самым значимым событием в истории профессионального хореографического искусства, определенной вехой в истории марийской танцевальной культуры.


Литература:

1. Иванов С.И. Так рождались «Акпатыр» и «Элнет» (на мар. языке) //Кугарня. – 1994. – 29 июля.

2. Артищева Р.В. Анатолий Луппов и марийская музыка /Р.В. Артищева. - Йошкар-Ола: Мар.кн. изд-во. - 1986. - 61 с.

3. Зайниев Г. Музыка «Лесной легенды» - музыка на века (на мар.яз.) // Кугарня. – 1998. – 13 февраля.

4. Архив театра. -Д. 497. -Л. 148

5. Рая Э. Богатство национальной пластики // Марийская правда. - 1973. - 20 февраля

6. Там же.

7. Махновец М. Спектакль яркий и самобытный // Марийская правда. – 1973. - 18 февраля.

Основные термины (генерируются автоматически): Лесная легенда, аксай, национальный балет, балет, марийская танцевальная культура, марийский балет, марийский народ, министр культуры, постановочная группа, сложная задача.


Похожие статьи

История развития марийского танцевального искусства в XX в.

Марийский народ сумел сохранить и донести до наших дней свою оригинальную, самобытную национальную культуру. Через песенное, музыкально-танцевальное искусство народ выражал свои мысли и переживания, мечты о счастье и думы о прекрасном.

Загадочный и волшебный мир балета Мариуса Петипа

Всю свою жизнь он отстаивал прогрессивные традиции балета, отвергая танец ради танца. Его балеты были удивительно гармоничным сочетанием пантомимы и танца, причем танца действенного, содержательного. Его танцевальная фантазия не имела границ...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

Конечно же балет «Забавы на святках», о котором шла речь, не отличался подлинной народностью, однако, само обращение итальянского балетмейстера к русской традиционной культуре в те годы стало толчком для дальнейшего внедрения национального танца в...

Первый марийский национальный балет А. Луппова «Лесная...»

Марийский государственный университет. Журнал «Молодой ученый»: Первый марийский национальный балет А. Луппова «Лесная легенда».

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков | Статья в журнале...

Сложный термин образован от многозначного термина нимнгакан, имеющий значения: миф, сказка

Эти формулы являются локальными характерными для определенных групп эвенков.

6. Сорокин А. В. Концепт в системе культуры: философский, культурологический...

Горизонтальный пластический балет — технология...

В связи с этим привлечение обучающихся к активным занятиям физической культурой рассматривается как важное звено в комплексе

Занятия пластическим балетом способствуют развитию силы и, статической выносливости отдельных мышечных групп, ловкости и...

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского...

Задачи: образовательные: ‒ познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», историей его возникновения

‒ воспитывать уважительное отношение к отечественной музыкальной культуре.

Национальный танец хака как отражение национальной...

Библиографическое описание: Бобкова А. А., Иванова С. Ю. Национальный танец хака как отражение национальной культуры Новой Зеландии

Большая часть школ этой страны имеют свои собственные, не похожие друг на друга Капа Хака группы, а некоторые из них даже...

О некоторых аспектах правового регулирования политики...

...культуры, среди них: Национальная художественная галерея, Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика

Очевидно, что для динамического развития языка, как показателя того, что марийцы являются составной частью народов финно-угорской группы...

Похожие статьи

История развития марийского танцевального искусства в XX в.

Марийский народ сумел сохранить и донести до наших дней свою оригинальную, самобытную национальную культуру. Через песенное, музыкально-танцевальное искусство народ выражал свои мысли и переживания, мечты о счастье и думы о прекрасном.

Загадочный и волшебный мир балета Мариуса Петипа

Всю свою жизнь он отстаивал прогрессивные традиции балета, отвергая танец ради танца. Его балеты были удивительно гармоничным сочетанием пантомимы и танца, причем танца действенного, содержательного. Его танцевальная фантазия не имела границ...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

Конечно же балет «Забавы на святках», о котором шла речь, не отличался подлинной народностью, однако, само обращение итальянского балетмейстера к русской традиционной культуре в те годы стало толчком для дальнейшего внедрения национального танца в...

Первый марийский национальный балет А. Луппова «Лесная...»

Марийский государственный университет. Журнал «Молодой ученый»: Первый марийский национальный балет А. Луппова «Лесная легенда».

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков | Статья в журнале...

Сложный термин образован от многозначного термина нимнгакан, имеющий значения: миф, сказка

Эти формулы являются локальными характерными для определенных групп эвенков.

6. Сорокин А. В. Концепт в системе культуры: философский, культурологический...

Горизонтальный пластический балет — технология...

В связи с этим привлечение обучающихся к активным занятиям физической культурой рассматривается как важное звено в комплексе

Занятия пластическим балетом способствуют развитию силы и, статической выносливости отдельных мышечных групп, ловкости и...

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского...

Задачи: образовательные: ‒ познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», историей его возникновения

‒ воспитывать уважительное отношение к отечественной музыкальной культуре.

Национальный танец хака как отражение национальной...

Библиографическое описание: Бобкова А. А., Иванова С. Ю. Национальный танец хака как отражение национальной культуры Новой Зеландии

Большая часть школ этой страны имеют свои собственные, не похожие друг на друга Капа Хака группы, а некоторые из них даже...

О некоторых аспектах правового регулирования политики...

...культуры, среди них: Национальная художественная галерея, Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика

Очевидно, что для динамического развития языка, как показателя того, что марийцы являются составной частью народов финно-угорской группы...

Задать вопрос