Пути углубления энергетического сотрудничества между Казахстаном и Россией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 885 раз

Библиографическое описание:

Лоскутова, И. Н. Пути углубления энергетического сотрудничества между Казахстаном и Россией / И. Н. Лоскутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 1. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3540/ (дата обращения: 16.04.2024).

Экономическое сотрудничество России с Казахстаном можно назвать наиболее стабильным и плодотворным процессом в сравнении с развитием взаимоотношений с другими государствами на территории бывшего советского пространства.

Поскольку в экономике того и другого государства определяющую роль играет нефтегазовая отрасль, то значительная часть взаимодействия России и Казахстана лежит именно в этой области. Правительствами России и Казахстана принимается множество эффективных мер, направленных на формирование и развитие общего рынка нефти и газа. В частности, в соответствии с Планом мероприятий по реализации решений Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией энергетические ведомства этих стран разработали совместный топливно-энергетический баланс (ТЭБ).

В рамках составления совместного ТЭБ разработан Совместный баланс нефтяного и газового сырья Республики Казахстан и Российской Федерации на 2004-2015 гг., который стал основой для формирования согласованных объемов экспортных и транзитных поставок нефтегазовых ресурсов, соответствующего Плана их транспортировки и модернизации нефтегазотранспортной инфраструктуры [1]

Отсутствие у Казахстана непосредственного выхода к мировым рынкам, в сочетании с наличием протяженной границы с Россией, определяет экономический и политический вес нефтегазотранспортных операций, осуществляемых между двумя государствами. Российское участие в освоении нефтегазовых ресурсов Казахстана до недавнего времени было достаточно ограниченным. Оно резко активизировалось с началом разработки крупных месторождений на суше в районе Каспия и с открытием месторождений в северном секторе акватории Каспийского моря.

Нефтегазовое сотрудничество двух стран базируется на нескольких межправительственных соглашениях, в том числе "О сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов" от 25 декабря 1993 года с ежегодными протоколами к нему - "О техническом и экономическом сотрудничестве и интеграции в нефтегазовых отраслях" от 25 февраля 1997 года, "О сотрудничестве в газовой отрасли" от 28 ноября 2001 года. В июне 2002 года Казахстан и Россия заключили долгосрочное межгосударственное соглашение на 15 лет по транзиту казахстанской нефти через территорию России объемом не менее 17,5 млн тонн в год. В 2002 году президенты России и Казахстана подписали "Протокол к Соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года". Этот документ, определяющий принципы и правовые основы взаимодействия двух стран в области освоения ресурсов дна Каспийского моря, установил географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря. Расположенные на этой линии месторождения Курмангазы (казахстанская юрисдикция), Центральное и Хвалынское (российская юрисдикция) было решено осваивать совместно, на паритетной основе. Наработанная правовая база сотрудничества между двумя государствами получает дальнейшее развитие и конкретизацию.

В результате восстановления параллельной работы энергосистем Казахстана и России обе страны уже получили ощутимые выгоды. Поэтому, на наш взгляд, в сфере электроэнергетики одним из приоритетных направлений экономической политики двух государств должно стать дальнейшее расширение интеграционного сотрудничества и формирование общего электроэнергетического рынка. Такой общий рынок даст обеим странам полное покрытие потребности в дешевой электроэнергии, обеспечит благоприятные условия для ее экспорта в третьи страны, даст возможность более рационально использовать водно-энергетические ресурсы, а также расширит возможности межгосударственных перетоков электроэнергии и позволит эффективнее использовать транзитный потенциал двух стран.

Сегодня в Казахстане и России происходит формирование межгосударственных вертикально интегрированных структур - от добычи угля до выработки и продажи электроэнергии. Углубляется сотрудничество в нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности. В этой связи большие перспективы открываются в плане создания производств по выпуску продукции завершающих переделов. Вообще, при сохранении внимания к развитию сотрудничества в базовых отраслях промышленности, на наш взгляд, основные акценты в настоящее время необходимо сдвинуть на сотрудничество в обрабатывающем секторе, осуществление скоординированных действий в направлении кардинальных структурных преобразований национальных экономик.

Еще одним перспективным направлением углубления энергетического сотрудничества между Казахстаном и Россией является более эффективное использование транзитного потенциала обеих стран, развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры и расширение экспортных возможностей поставок нефтегазовых ресурсов в третьи страны.

Здесь успешно развивающееся сотрудничество России и Казахстана в области транспортировки нефтегазовых ресурсов в западном направлении, на наш взгляд, может и должно быть дополнено развитием совместного экспорта углеводородов в направлении динамично растущих рынков Восточной Азии и, прежде всего, Китая.

Как известно, Китай сегодня прорабатывает возможность энергетического сотрудничества как с Казахстаном, так и с Россией. Ведь именно Казахстан и Россия имеют стратегическое значение для Китая благодаря своим запасам углеводородов, а также близкой расположенности к границам Китая и удобства транспортировки топлива. Китайское руководство рассчитывает, что в перспективе более чем половина получаемой Китаем из-за рубежа нефти должна поступать именно из России и Казахстана.

Учитывая постоянно растущий спрос на энергоресурсы в китайской и других соседних азиатских экономиках и перспективную взаимную выгоду от экспорта нефти и газа в данном направлении, здесь видится необходимость сотрудничества Казахстана и России.

Как известно, казахстанско-китайские договоренности на высшем уровне, сделанные в 2003 - 2004 годах, о строительстве нефтепровода Казахстан – Китай и крупных китайских инвестициях в нефтегазовые проекты Казахстана, в мировом сообществе восприняли неоднозначно. Многими российскими экспертами это расценивалось как скрытый антироссийский шаг со стороны казахстанского руководства [2]. Однако, данные проекты, на наш взгляд, имеют ряд конструктивных евразийских компонентов сотрудничества.

Появление экспортного нефтепровода из Казахстана в Китай отнюдь не означает, что у Китая отпадает необходимость в российской нефти. Многое будет зависеть от того, как Казахстан будет развивать нефтедобычу, и как в Китае будет расти спрос на нефть. Важным фактором так же могут стать китайские планы реэкспорта нефти через китайские порты в государства АТР. Если Китай будет поставлять нефть в Южную Корею и Японию, и в этих странах спрос будет расти достаточно быстро, тогда востребованной окажется и казахстанская, и российская нефть.

Более того, уже сегодня, с учетом российско-казахстанских договоренностей, можно говорить о начале разработки новой евразийской долгосрочной нефтяной программы, предусматривающей слияние отдельных российских и казахстанских проектов с ориентацией не только на Китай, но и регион Северо-Восточной Азии в целом.

С точки зрения национальных государственных интересов как Казахстана, так и России, формирование своеобразного российско-казахстанского нефтяного картеля как минимум усилило бы позиции Москвы и Астаны как продавцов на мировых нефтяных рынках, и сделало бы потенциальных покупателей в лице Китая и других стран Северо-Восточной Азии более уступчивыми. Одновременно «евразийский картель» мог бы стать и одним из факторов влияния на мировые нефтяные цены.

Сегодня меняется не только ценовая, но и геополитическая структура глобального нефтяного рынка. В странах Северо-Восточной Азии складываются основные «центры притяжения», вокруг которых и будет развиваться многостороннее сотрудничество в энергетической сфере. Москва и Астана могут в этих условиях сыграть главную структурообразующую роль в становлении многостороннего евразийского энергетического сотрудничества стран Северо-Восточной и Центральной Азии.

Что касается экспортных направлений нефти из евразийского региона, становится ясно, что лоббирование трубопроводов из Казахстана и России связано с насущными потребностями экономического развития. В строительстве трубопровода из Западного Казахстана в интересах Китая действовать сообща с Россией, а также с участием всех сторон Шанхайской организации сотрудничества.

Важное значение на современном этапе имеет разработка и принятие на межправительственном уровне общей стратегии развития энергетического рынка России и Казахстана. И принципиальное значение здесь должно быть отведено созданию соответствующей правовой базы, обеспечивающей развитие торгово-экономических связей двух государств в области энергетики, условия для свободного и бесперебойного транзита энергоресурсов и проведение согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики в отраслях энергетического сектора.

Формирование общего рынка энергоресурсов в России и Казахстане станет основой для создания Единого энергетического пространства в рамках ЕврАзЭС и ЕЭП.

Примеры передовых промышленно развитых стран и, в частности, стран Западной Европы, прилагающих в последние годы серьезные усилия по созданию в рамках Европейского Союза конкурентных рынков энергоресурсов, показывают, что курс на регионализацию энергетических рынков рассматривается ими в качестве важнейшего необходимого условия успешного будущего развития энергетики, и еще раз подчеркивают, что сегодня одной отдельно взятой стране, даже обладающей значительной ресурсной базой энергетики, очень сложно обеспечить свою энергетическую безопасность, находясь в отрыве от международных интеграционных процессов в топливно-энергетическом комплексе.

Создание общего энергетического рынка в пределах России и Казахстана будет способствовать развитию взаимовыгодных хозяйственных связей в области энергетики, насыщению внутреннего рынка дешевыми видами энергоресурсов, покрытию потребностей потребителей в них и расширению возможностей экспортных поставок энергоресурсов в третьи страны. Проведя анализ развития нефтегазовых секторов России как наиболее богатой ресурсами страны постсоветского пространства, и как стран с наиболее близкими экономическими интересами, которые интегрируются в рамках ЕЭП, предлагается уточнить и конкретизировать стратегию развития национального нефтегазового комплекса России путем учета динамики и направлений сотрудничества между Россией и Казахстаном. При этом учёт направлений динамичного развития необходим для точной диагностики недоработок и выработке ориентиров дальнейших действий. С учётом процессов возрастающей глобализации и конкуренции интересов поставщиков и потребителей продукции нефтегазового сектора, сотрудничество и интеграция между странами - поставщиками, такими как Россия и Казахстан, будет способствовать как самому процессу усовершенствования и развития собственных национальных нефтегазовых комплексов, так и процессу защиты энергетических интересов и обеспечению энергетической безопасности на международной арене.

В основе потенциальных сфер интеграции России и Казахстана лежит один из основных принципов, а именно – принцип взаимодополняемости стран - контрагентов. Интеграция позволяет решать также крупные народнохозяйственные задачи, которые было бы невозможно даже представить без объединения усилий производителей нескольких стран.

Важным направлением внешнеэкономической интеграции является технологическое взаимодействие нефтегазовых комплексов, в качестве как потребителей различных услуг компаний, так и импортеров технологий и оборудования.

Россия проводит политику многовекторности выбора направлений экспорта и максимальной эффективности использования трубопроводных систем. Аналогичный подход характерен и для Казахстана, Азербайджана, Туркмении. Это способствует его интеграции с Россией и приносит как политические преимущества, так и существенную экономическую выгоду. Интеграция в данном направлении помогает противостоять странам Запада и США, пытающихся оказывать влияние на экономический курс Казахстана и стремящихся к установлению своего контроля над крупными залежами нефти и газа.

Таким образом, основаниями, на наш взгляд, интеграции нефтегазовых комплексов России с Казахстаном, которые должны учитываться при разработке стратегии развития нефтегазового комплекса России, являются:

  • Совместное проведение работ по геологоразведке, нефтегазодобыче, транспортировке и переработке;

  • Использование аутсорсинга и услуг по выполнению обслуживающих или сопутствующих функций (использование компаний по специализированным направления выполняемых работ в зависимости от опыта, технического и технологического обеспечения);

  • Совместная работа по привлечению инвестиций, поддержке экспортных потенциалов, международного имиджа, защита интересов;

  • Объединение усилий в проведение научно-технических исследований, инновационной деятельности, подготовке кадров;

  • Согласование позиций и поддержка интересов в отношении стран-импортеров, включая и ценовую политику.


Литература:

1. Султанов Б.К. Перспективы развития российско-казахстанского сотрудничества // «Жас Казак» от 25 ноября 2005 года

2. Керницкий Р.Б. Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны // Труды МЭЛИ, №4, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Россия, Китай, Северо-Восточная Азия, нефтегазовый комплекс России, российская нефть, северная часть Каспийского моря, транзитный потенциал, энергетическая безопасность, энергетическое сотрудничество.


Похожие статьи

Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации...

Исследованы стратегические направления развития экономики и энергетики на Востоке России на современном этапе развития с учетом энергетической корпорации России со странами Северо-Восточной Азии.

Энергоресурсы Каспийского моря и роль Грузии в их...

Решение правового статуса Каспийского моря имеет большое значение в целях выбора маршрута для транспортировки энергетических ресурсов.

На побережье Каспийского моря расположено 5 государств: 1. Российская Федерация – с запада и северо-запада омывается...

Последствия добычи нефти и газа на Каспийском море

Каспий, добыча нефти, Россия, нефть, окружающая среда, тонна нефти, Казахстан, нефтяное загрязнение, Каспийское море, Каспийский мор.

Экологические проблемы Каспийского моря на...

Т. П. Проблемы нефтегазового комплекса Казахстана, Атырау, 2001.

Устойчивое развитие №12, дек. 2004. Отчет «Экологический мониторинг северо-восточной части Каспийского моря», Атырау, 23.12.2002.

Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан...

...удаленности, отсутствия прямого выхода к морю; зависимость от транзитных путей [3]. Тем не менее, отношения Японии и Казахстана можно

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Япония, Китай, Центральная Азия, Индия, КНР, сотрудничество...

Энергетическая политика КНР в начале XXI века | Молодой ученый

Энергетическая стратегия Китая состоит из следующих задач: сохранение низких цен на нефтегазовое сырье, обеспечение стабильных поставок нефти в КНР из-за рубежа, развитие

В частности, он ориентируется на партнерство с Россией, Казахстаном и Туркменистаном.

Российско-китайское сотрудничество на современном этапе

В сельском хозяйстве сотрудничество России и Китая имеет большой потенциал.

Большая часть проектов, финансирование которых было приостановлено китайской стороной, имеют отношение к энергетической отрасли.

Центральная Азия и место Казахстана в международных...

Россия и Казахстан первыми из прикаспийских государств урегулировали все свои проблемы, связанные с разграничением шельфа Каспийского моря. 6 июля 1998 г. президенты этих стран подписали соглашение о разграничении северной части Каспийского моря в целях...

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

С этого момента поступление каспийской нефти и газа на рынки Китая и Японии стало актуальным.

В настоящее время Россия, Казахстан и Азербайджан выступают с единой позиции в отношении статуса Каспия: дно моря делится по средней линии, а его поверхность...

Похожие статьи

Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации...

Исследованы стратегические направления развития экономики и энергетики на Востоке России на современном этапе развития с учетом энергетической корпорации России со странами Северо-Восточной Азии.

Энергоресурсы Каспийского моря и роль Грузии в их...

Решение правового статуса Каспийского моря имеет большое значение в целях выбора маршрута для транспортировки энергетических ресурсов.

На побережье Каспийского моря расположено 5 государств: 1. Российская Федерация – с запада и северо-запада омывается...

Последствия добычи нефти и газа на Каспийском море

Каспий, добыча нефти, Россия, нефть, окружающая среда, тонна нефти, Казахстан, нефтяное загрязнение, Каспийское море, Каспийский мор.

Экологические проблемы Каспийского моря на...

Т. П. Проблемы нефтегазового комплекса Казахстана, Атырау, 2001.

Устойчивое развитие №12, дек. 2004. Отчет «Экологический мониторинг северо-восточной части Каспийского моря», Атырау, 23.12.2002.

Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан...

...удаленности, отсутствия прямого выхода к морю; зависимость от транзитных путей [3]. Тем не менее, отношения Японии и Казахстана можно

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Япония, Китай, Центральная Азия, Индия, КНР, сотрудничество...

Энергетическая политика КНР в начале XXI века | Молодой ученый

Энергетическая стратегия Китая состоит из следующих задач: сохранение низких цен на нефтегазовое сырье, обеспечение стабильных поставок нефти в КНР из-за рубежа, развитие

В частности, он ориентируется на партнерство с Россией, Казахстаном и Туркменистаном.

Российско-китайское сотрудничество на современном этапе

В сельском хозяйстве сотрудничество России и Китая имеет большой потенциал.

Большая часть проектов, финансирование которых было приостановлено китайской стороной, имеют отношение к энергетической отрасли.

Центральная Азия и место Казахстана в международных...

Россия и Казахстан первыми из прикаспийских государств урегулировали все свои проблемы, связанные с разграничением шельфа Каспийского моря. 6 июля 1998 г. президенты этих стран подписали соглашение о разграничении северной части Каспийского моря в целях...

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

С этого момента поступление каспийской нефти и газа на рынки Китая и Японии стало актуальным.

В настоящее время Россия, Казахстан и Азербайджан выступают с единой позиции в отношении статуса Каспия: дно моря делится по средней линии, а его поверхность...

Задать вопрос