В данной статье сделана попытка раскрыть сущность влияния человека на общество и историю на конкретных примерах. Авторы считают, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития.
Ключевые слова: роль, личность, история, религия.
This article attempts to reveal the essence of human influence on society and history using specific examples. The authors believe that each person influences the historical process, without canceling the laws of development.
Keywords: role, personality, history, religion.
Духовенство всегда было особой социальной группой общества. Так же, как у других социальных групп, у нее есть свои особенности развития и компоненты структуры. Учитывая сложные сложившуюся ситуацию в XX веке, мы считаем, что важно разобраться во вкладе и роли категории этих людей и рассмотреть также эти аспекты с точки зрения философского подхода.
Данная тема актуализируется слабой степенью разработанности. Особенно это касается Удмуртской республики. Опорой в работе является единственная монография Харина. Е. С (отца Георгия) «Собор святых и подвижников веры и благочестия земли удмуртской».
Целью работы является анализ биографических данных священнослужителей за период с 1920 по 1940 год с целью выявления причин канонизации, а также влияния на них различных факторов, имеющих связь с личностью и политическими событиями в истории России и Удмуртской республики.
В качестве базы для анализа были взяты несколько теорий: Г.В. Ф. Гегеля, Томаса Карлейля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса, С. Хука. При этом каждый автор придерживается своей точки зрения. Для небольшого экскурса стоит ознакомиться с каждой из них.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель считал, что «все действительное разумно», то есть служит реализации необходимого хода истории. Гегель является, по мнению некоторых исследователей, основателем теории «исторической среды», важной для проблемы роли личности. В то же время он сильно ограничивал значение исторических личностей в смысле их влияния на ход истории. Он считал, что великая личность не может сама творить историческую реальность, а лишь раскрывает неизбежное будущее развитие. Дело великих личностей — понять необходимую ближайшую ступень в развитии их мира, сделать ее своей целью и вложить в ее осуществление свою энергию. Томас Карлейль считал, напротив, только герои облагораживают нашу Вселенную, ведут за собой людей, оставляя след в истории. Для него сама «Всемирная История... есть История Великих Людей». Маркс и Энгельс считали, что исторические законы инвариантны, то есть реализуются при любых обстоятельствах. Отвергая субъективистское и объективистское истолкование роли личности в истории, основоположники марксизма отнюдь не занимают нигилистических позиций в этом вопросе. Выявляя действительную роль исторических личностей, Маркс и Энгельс в первую очередь обнажают социальную обусловленность их деятельности, определяющую и их историческую значимость. Синди Хук отмечает, что, с одной стороны, деятельность личности, действительно, ограничена обстоятельствами среды и характером общества, но с другой, — роль личности существенно повышается (до состояния, когда она становится независимой силой), когда в развитии общества появляются альтернативы. При этом он подчеркивает, что в ситуации альтернативности от качеств личности может зависеть и выбор альтернативы. Хук не дает классификацию таких альтернатив и не связывает наличие альтернатив с состоянием общества (стабильное — нестабильное), но ряд приведенных им примеров касается наиболее драматических моментов. Переходя к конкретному анализу, затронем историческую базу, на которой строилось наше исследование.
Как государственное образование Удмуртия возникла 4 ноября 1920 г. На момент образования включала в себя 5 уездов, а в 1929 после районирования 25 районов. В УР было 31 приходов. В ходе проведенного исследования выявлены 17 священников, которые впоследствии причислены к лику святых. На основе биографических данных считаем необходимым выделить следующие параметры, по которым мы можем провести анализ. Это степень полноты биографических данных, национальность, место рождения, образование, наличие семьи, приоритеты в деятельности и поступки, личностные качества в течение службы, причина, по которой был признан мучеником, и ключевые события в биографии. Параметры также подразделяем на личностные и исторические, для установления их процентного соотношения между собой и последующего анализа. К личностным отнесем национальность, место рождения, образование, наличие семьи, приоритеты в деятельности и поступки, личностные качества на служебном поприще, к историческим — причина, по которой был признан мучеником, и ключевые события в биографии.
На основе проведенного анализа получены следующие данные:
У 41 % исследуемых по 10 из 11 пунктов есть подтверждённая информация. Основная масса священников по национальности удмурты. Местом рождения большинства является центральная Россия. Священнослужители имели достаточно высокую степень образованности. У 37 % высшее духовное образование со званиями кандидатов богослужения, у 26 % нет данных, остальные 37 % имели образование, не относящееся к религии. Почти поровну разделились данные о семейном положении священников, так по 35 % нет данных об этом в биографии и отсутствие семьи, у 30 % семья была. Переходя к деятельности священников. У 32 % приоритетом в деятельности является оказание психологической помощи людям при службах, 23 % зарекомендовали себя как наставники (должность надзирателей и ректоров), 13 % как педагоги (ведение предметов), 9 % организаторы в строительстве и организации помощи верующим, 23 % от общего числа совмещали в себе эти сферы деятельности. Личностные качества: лидерские у 35 %, популярность 30 %, ораторские способности у 24 %, отзывчивость 41 %, твердость духа и стойкость характера 100 %. Качества определялись по отзывам и статьям из газет, политическим протоколам и описаниям. По количеству приходов. 6 % — это 15 и более приходов, основная масса 46 % — от 6 до 8 приходов, 19 % от 9 до 13 приходов, 19 % от 3 до 4 приходов, 12 % от 1 до 2 приходов. Основной причиной, по полученным данным, возведения в великомученики в 88 % случаев послужил расстрел или ссылка, и 12 % исследуемых получили звание за долгое богослужение. Ключевыми событиями в большинстве случаев послужили исторические события политического характера. Чаще всего это было обвинение в контрреволюционной деятельности.
Судьба всех религиозных конфессий в XX веке оказалось трагической. Проведенное исследование позволило выявить следующие данные: на территории УР из 17 исследуемых священников 15 были репрессированы и впоследствии все были канонизированы. Причинами канонизации являются расстрел или ссылка. Проблемным полем дальнейших исследований является выявление новой информации о деятельности священников различных рангов на основе архивированных данных периодической печати и других данных.
Подводя итоги, можно сделать выводы о различных аспектах влияния личности на ход истории, в частности, на примере религиозных деятелей. Наибольшее влияние личность оказывает на духовную сферу жизни, на настроения и идеологию масс. Учитывая то, что все сферы взаимосвязаны, влияют друг на друга, личность влияет на все сферы жизни не только непосредственно, но и опосредованно через другие. Степень влияния личности на исторические факты зависит, с одной стороны, от характера самих этих фактов, а с другой — от возможностей личности влиять на общество, его положения в этом обществе. Исходя из этого, можно предположить, что ход истории в целом представляет собой взаимодействие всех личностей, но некоторые из них имеют больший вес. И чем больше социально значимых личностей будут действовать в одном направлении, тем сильнее будет кумулятивный эффект от их идей. Можно согласиться с утверждением Л. Е. Гринина о том, что «исторические события не являются предопределенными, поэтому будущее имеет множество альтернатив».
В целом, как показывает практика, история очень циклична, и это сказывается на каждом из нас. И каждый несет ответственность за свои поступки.
Литература:
- Харин. Г. (свящ.) Собор святых и подвижников веры и благочестия земли Удмуртской (сборник житий и жизнеописаний) / Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2019. — 272 c. — Текст: непосредственный.
- Гегель, Г.В. Ф. Сочинения: в 14-х т. / Г.В. Ф. Гегель; пер. с нем. Б. Г. Столпнер. — Москва; Ленинград: Соцэкгиз, 1935. — Т. 11, Кн. 3. Лекции по истории философии. — 527 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=40156 (дата обращения: 07.05.2020). — Текст: электронный.
- Карлейль, Томас. Герои и героическое в истории: публичные беседы Томаса Карлейля: с портретом автора и статьей переводчика о Карлейле / пер. с англ. В. И. Яковенко. — 2-е удешевл. изд. — Санкт-Петербург: Издание Ф. Павленкова, 1898 (: Типография Е. Евдокимова). — 340, [2] с., [1] л. ил., фронт.; 19 см. — Из коллекции «Томская городская публичная библиотека».
- Нарский, И. С. Марксистская философия в XIX веке. В двух книгах. Книга первая. От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х — 60 годах XIX века / И. С. Нарский, Б. В. Богданов. — Москва: Наука, 1979. — 486 c. — Текст: непосредственный.
- Хук, С. Герой в истории: Исследование в ограничении и возможности / С. Хук. — Нью-Йорк: The John Day company, 1943. — 273 c. — Текст: непосредственный.
- Гущин, А. А. Роль личности в истории / А. А. Гущин. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-v-istorii (дата обращения: 12.05.2020).