Привлечение к административной ответственности юридических лиц административными органами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Бикеева, Н. А. Привлечение к административной ответственности юридических лиц административными органами / Н. А. Бикеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69930/ (дата обращения: 23.04.2024).



С каждым днем количество административных правонарушений совершенных юридическими лицами возрастает, а значит и должно расти число привлеченных к административной ответственности субъектов. Но так ли это? Попробуем разобраться в этом вопросе и рассмотреть все трудности, а также наиболее тонкие и противоречивые моменты всех действий со стороны юридических лиц для того, чтобы максимально избежать и уклониться от ответственности.

До вступления в силу в 2001 году «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [2], а сокращенно КоАП РФ законодатель не предусматривал такое понятие как виновность юридического лица. С ростом количества возникающих с каждым годом новых юридических лиц возникла и необходимость вносить ясность и законодательно пояснять, каким образом привлекать юридическое лицо к ответственности за возникающие и многочисленные правонарушения, допущенные именно со стороны юридического лица, а не как это предполагалось ранее только должностным лицом. Для начала уточним, что означает понятие юридического лица.

Статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации [3] закреплено понятие юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [3]. То есть, данная организация, существующая в форме юридического лица способна отвечать за свои действия, либо бездействия перед законом.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [2] административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению [2].

На сегодняшний день статьей 2.10. КоАП РФ законодатель закрепил проблему привлечения к административной ответственности юридических лиц. А именно это звучит так: «Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях».

Таким образом, привлечь к ответственности возможно, как за правонарушения, перечисленные в особенной части КоАП РФ, так и за правонарушения, определенные в Кодексах об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации. Например, за нарушение тишины и покоя граждан в определенный период времени, но об этом ниже.

За выявленные правонарушения предусмотрена ответственность юридических лиц в виде предупреждения, административного штрафа, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, административного приостановления деятельности.

Следует отметить, что при привлечении к административной ответственности юридического лица вина юридического лица должна быть доказана в соответствии с главой 26 КоАП РФ. После выявления и фиксирования административного правонарушения должностным лицом протоколом об административном правонарушении возбуждается производство по делу об административном правонарушении. Рассмотрение дел об административном правонарушении возлагается на судей, должностных лиц и коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях по данному вопросу. Кроме того, у каждого юридического лица не согласного с вынесенным судей, должностным лицом и коллегиальным органом решением о привлечении к административной ответственности есть право на обжалование данного решения в вышестоящую инстанцию.

Также, принимая решение о назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, кроме того статьей 4.1.1. КоАП РФ возможна замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Итак, при привлечении к административной ответственности юридического лица необходимы такие обстоятельства: наличие события и состава административного правонарушения, доказательство вины юридического лица, а также соблюдение всех процессуальных норм, таких как правильное составление протокола об административном правонарушении, разъяснение законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, прав и обязанностей, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Хочу отметить тот факт, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица [2].

На основании этих прописанных законодателем основных постулатов, судьи районных судов, арбитражных судов вправе отменить вынесенное решение должностного лица о привлечении к ответственности юридического лица в случаях несоблюдения необходимых процессуальных норм. Исходя из обстоятельств, перечисленных выше, многие юридические лица пытаются избежать ответственности и уклониться от наказания. Так большой проблематикой является нарушение тишины и покоя граждан в определенный период времени, страдающих от деятельности всякого рода баров, ресторанов, кафе и так далее, расположенных в многоквартирных домах, жители которые в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации имеют право на отдых и на благоприятную окружающую среду [1]. Учитывая, что в ночное время граждане имеют право на тишину и покой, то наличие шума в жилых помещениях от воспроизведения музыки и другой деятельности в кафе, даже если он не превышает предельно допустимый уровень, установленный нормативными документами [6], безусловно является нарушением прав жильцов, что требует пресечения действий, нарушающих права граждан и создающих неблагоприятную среду обитания, вызывающую вредное воздействие на здоровье проживающих граждан в жилых многоквартирных домах. В данном случае необходим запрет в ночное время использования музыкальной аппаратуры и музыкального сопровождения, который связан не с уровнем звучания звукозаписывающих устройств, а с нарушением тишины и покоя граждан, поскольку именно нарушение тишины и покоя приводит к нарушению их права на отдых.

Ответственность за нарушение тишины и покоя граждан зафиксирована в Кодексах об административных правонарушениях субъектов РФ. При этом в каждом субъекте РФ могут применяться разные санкции к нарушителям. Например, если в Москве за нарушение тишины и покоя граждан юридических лиц штрафуют от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей [4], то в Санкт-Петербурге от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей [5].

На сегодняшний день основной проблемой в привлечении к административной ответственность юридических лиц за нарушение тишины и покоя граждан является доказывание самого факта шума, создающего деятельностью данного рода заведениями. Исходя из многочисленной судебной практики остается вопрос необходимости доказательства подтверждения уровня шума замерами, выполняемыми работниками управлений Роспотребнадзора. Так одна группа административистов считает, что замеры шума, выполняемыми работниками управлений Роспотребнадзора необходимы, как основное доказательство вины предприятия, другая группа же считает, что в данном случае оценка уровня шума является субъективной, так как шум от деятельности кафе мешает гражданам отдыхать в установленное законом субъекта время, а это уже само по себе является нарушением.

Если ознакомится с судебной практикой по данному вопросу, то однозначного ответа пока нет. Часть судей склонны к тому, что необходимы проведения замеров уровня шума квалифицированными специалистами, другая часть полагает достаточным показаний свидетелей и сотрудников органов полиции.

Данная неблагоприятная обстановка, создаваемая деятельностью увеселительных организаций, причиняет неудобства для жителей многоквартирных домов, нарушает их покой и сон в ночное время, спокойствие и тишину, приводит в стрессовое состояние с постоянной периодичностью несколько раз в неделю. Жильцы указанных жилых домов обращаются в прокуратуру, администрацию, в органы полиции с жалобами на систематическое нарушение тишины и покоя в ночное время. Как правило, владельцы таких заведений считают, что права граждан деятельностью кафе не нарушаются условия проживания и отдыха жителей близлежащих домов, поскольку в помещении играет только фоновая музыка. Естественно, жильцы вынуждены обращаться в органы судебной власти за защитой своих интересов.

Так решением по делу № 2–841/2015 от 16 июня 2015 г. Лысьвенского городской суда Пермского края, Апелляционным определением № 33–4046 33–4032/2013 от 24 октября 2013 Тверского областного суда была прекращена деятельность хозяйствующих субъектов (кафе) в ночное время, в свою очередь решением арбитражного суда Тюменской области от 25.02.2020 № А70–21019/2019 постановление о назначении административного наказания административного органа отменено по тем основаниям, что факт нарушения тишины и покоя граждан в определенный период времени установлен исключительно по объяснениям физических лиц, рапортов сотрудников органов внутренних дел. Однако окончательного решения по данному делу пока не вынесено, дело находится на рассмотрении в вышестоящей инстанции.

В данном случае запрет в ночное время использования музыкальной аппаратуры связан не с уровнем звучания звуковоспроизводящих устройств, а с нарушением тишины и покоя граждан, поскольку именно нарушение тишины и покоя приводит к нарушению их права на отдых, поскольку нормы санитарных Правил [6] работы досуговых учреждений, использующих воспроизведение музыкальных произведений до установленного законом субъекта времени, не поставлены в зависимость от соблюдения либо превышения установленных допустимых значений уровней звука при исполнении музыкальных произведений. Указанные уровни звука установлены для дневного времени и не предусмотрены для ночного времени.

Руководствуясь принципом презумпции невиновности, исходя из нормативного определения вины юридического лица, именно того что правоприменитель должен установить, имело ли юридическое лицо все возможности (финансовые, технические, организационные, кадровые) для соблюдения нарушенных правил, но однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Способность и готовность правоприменителя доказывать совокупность этих обстоятельств представляются весьма сомнительными. Недоказанность любого из них (наличия всех возможностей и непринятия всех мер) означает объективное вменение. Легально принятое возложение на юридическое лицо административной ответственности за некоторые правонарушения его работников предполагает более детальную разработку этого института.

Итак, подведем итог всему вышеизложенному. Обязательно необходимо обращение в полицию письменное или устное по телефону. Сбор необходимой информации и доказательной базы, которым занимаются непосредственно органы полиции, а именно опрос заявителя, опрос свидетелей, выяснение всех обстоятельств, сбор показаний нарушителя, руководителя заведения либо администратора. Следующий этап — это возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении. Затем рассмотрение дела и вынесение решения. При выполнении этих необходимых своевременных мер можно дать понять владельцам организаций, что данные действия могут повлечь за собой неприятные административные последствия, такие как штраф и приостановление деятельности предприятия.

В заключении можно добавить, что у законодателей появилось предложение о включении в новый проект Кодекса РФ об административных правонарушениях поправок об ответственности за нарушение тишины и покоя граждан. В таком случае привлекать нарушителей тишины и покоя граждан будут на федеральном уровне.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020);
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 28.04.2020);
  4. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (с изменениями на 1 апреля 2020 года);
  5. Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге (с изменениями на 8 апреля 2020 года) (редакция, действующая с 1 мая 2020 года);
  6. «СН 2.2.4/2.1.8.562–96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36).
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, административная ответственность, административное правонарушение, нарушение тишины, Российская Федерация, РФ, должностное лицо, лицо, покой, ночное время.


Похожие статьи

Понятие административной ответственности | Статья в журнале...

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное правонарушение, заработная плата

Если же лицо совершило несколько правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом, то...

Противодействие уклонению юридических лиц от...

Вопросы ухода от административной ответственности путём незаконного дробления предприятия — юридического лица является актуальной и часто используется предпринимателями с целью уклонения от административного наказания. Наиболее часто...

Административная ответственность юридических лиц

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное правонарушение, заработная плата, административное наказание, должностное лицо, субъективная сторона, неполная выплата.

К вопросу об административной ответственности...

К вопросу об административной ответственности государственных служащих в Российской Федерации.

административная ответственность, юридическое лицо, городское поселение, противодействие коррупции, РФ, Хабаровский край, Верхнебуреинский район...

Правовой статус субъектов административных правонарушений...

Должностное лицолицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное...

Практика привлечения к административной ответственности...

Практика привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц, за нарушение законодательства о

Административно-правовые механизмы противодействия... муниципальная служба, Российская Федерация, государственная служба...

Административная ответственность государственных...

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное правонарушение, заработная плата, административное наказание, должностное лицо, субъективная сторона, неполная выплата. Вопросы объективной стороны административного...

Административная ответственность в области таможенного дела

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность.

Причины совершения правонарушений, предусмотренных...

Нарушение порядка предоставления земельных участков влечет для должностных лиц органов местного самоуправления административную ответственность, предусмотренную статьей 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...

Похожие статьи

Понятие административной ответственности | Статья в журнале...

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное правонарушение, заработная плата

Если же лицо совершило несколько правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом, то...

Противодействие уклонению юридических лиц от...

Вопросы ухода от административной ответственности путём незаконного дробления предприятия — юридического лица является актуальной и часто используется предпринимателями с целью уклонения от административного наказания. Наиболее часто...

Административная ответственность юридических лиц

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное правонарушение, заработная плата, административное наказание, должностное лицо, субъективная сторона, неполная выплата.

К вопросу об административной ответственности...

К вопросу об административной ответственности государственных служащих в Российской Федерации.

административная ответственность, юридическое лицо, городское поселение, противодействие коррупции, РФ, Хабаровский край, Верхнебуреинский район...

Правовой статус субъектов административных правонарушений...

Должностное лицолицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное...

Практика привлечения к административной ответственности...

Практика привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц, за нарушение законодательства о

Административно-правовые механизмы противодействия... муниципальная служба, Российская Федерация, государственная служба...

Административная ответственность государственных...

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное правонарушение, заработная плата, административное наказание, должностное лицо, субъективная сторона, неполная выплата. Вопросы объективной стороны административного...

Административная ответственность в области таможенного дела

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность.

Причины совершения правонарушений, предусмотренных...

Нарушение порядка предоставления земельных участков влечет для должностных лиц органов местного самоуправления административную ответственность, предусмотренную статьей 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...

Задать вопрос