Эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Мишарева, Я. В. Эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии / Я. В. Мишарева, С. Г. Сапронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 485-486. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69904/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии.

Ключевые слова: биология, проектная и исследовательская деятельность, элективные курсы, урок биологии.

Организация проектной и исследовательской деятельности является наиболее эффективным методом обучения в образовательных учреждениях, нацеленным на развитие самостоятельной, успешной личности в регулярно изменяющихся условиях жизни. В ходе реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования проектная и исследовательская деятельность рассматривается как образовательная технология, способствующая решать педагогические задачи, имеющие как предметный, так и универсальный характер [1].

Следуя современным требованиям образования, обучающийся должен не только получить знания и умения, которые прописаны в образовательных программах, но и сформировать исследовательские навыки, развить творческие способности и логическое мышление, и как следствие –повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности [2].

Нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось изучение эффективности организации проектной и исследовательской деятельности. В исследовании принимали участие обучающие 10 и 11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Курской области. Проведенный констатирующий эксперимент среди учителей г. Курска и Курской области показал, что проектно-исследовательская деятельность применяется наиболее часто именно на элективных курсах по биологии (62,5 % опрошенных). Предпочтение отдается реализации предметных элективных курсов (82 %). Они направлены на углубление и расширение знаний по биологии. Далее следуют межпредметные элективные курсы, которые интегрируют знания учащихся о природе и обществе (14 %). Незначительная часть педагогов проводят элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, чаще всего они связаны с экологическими проблемами. Основными мотивами обучающихся при выборе элективного курса являются связь их с планируемыми сдаваемыми едиными государственными экзаменами (50 % респондентов). На втором месте следует мотив для приобретения новых знаний, навыков, которые в дальнейшем будут использованы при решение практических задач, применяемые в жизни, либо в профессиональной деятельности (42 %). Остальные мотивы представлены незначительно.

Биология — наука экспериментальная, построена на результатах исследования, поэтому большое значение в изучении данного предмета приобретает проектно-исследовательская деятельность.

В экспериментальных группах реализовывались разработанные элективные курсы «Анатомия человека» и «Основы экологии» с учетом мнения обучающихся. Важным этапом настоящего эксперимента являлось формирование проектно-исследовательских компетенций у обучающихся в рамках изучения элективных курсов, так как биология, как наука и область практической деятельности, обладает широкими возможностями для развития у учащихся ключевых общепредметных и предметных компетенций. Проведены теоретические занятия, где обучающиеся расширили знания о методах проектной и исследовательской деятельности. Тематический план занятий включал занятия лекционного типа. На них рассматривались такие темы как: «Понятие о биосфере», «Экологические основы охраны природы» и т. д. После лекционных занятий проводились практические с элементами лабораторных работ. Использование проектной и исследовательской деятельности позволило создать ситуацию реальной жизни, где нет готовых знаний, при решении требуется самостоятельный анализ в каждой конкретной ситуации. Обучающиеся овладевают проектной и исследовательской деятельностью, в результате работы над определенным проектом по выбранной теме, проходят все этапы его выполнения от постановки целей, задач, выдвижения гипотезы до предоставления результатов работы и защиты. Между обучающимся и учителем создается ситуация совместного постижения действительности. Учитель из источника знаний превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, а также добыче необходимых знаний и информации.

Роль исследователя в этих группах заключалась в индивидуальных консультациях. Обучающиеся провели огромную работу по анализу литературных и интернет ресурсов, в рамках поставленных задач исследования была проведена постановка лабораторного эксперимента. Школьники, вовлеченные в проектно-исследовательскую деятельность, выполнили все составные часть этой работы, а именно: выбор темы, установление проблемы исследования, объекта и предмета, постановка задач, выдвижение гипотезы, анализ литературных и дополнительных источников, получение результатов, оформление и подготовка к защите проектов.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что качество знаний обучающихся, изучивших элективные курсы «Основы экологии» и «Анатомия человека» с применением проектно-исследовательской деятельности значительно повысилось в среднем в 1,2 раза. Такое повышение качества знаний возможно связано со следующими факторами: нестандартная форма работы, самостоятельный поиск и изучение материала, самостоятельное выполнение лабораторных работ. В завершении проведения элективных курсов, выполнение исследовательских работ, мы оценили степень сформированности проектно-исследовательских умений и степень проявления самостоятельности, и перевели их в соответствующие баллы. Количество участников исследования, достигших максимального уровня, составило 20 %. Средний уровень фиксировался у 65 % обучающихся, а низкий у 15 % (29 баллов) соответственно. Также повысилась мотивация изучения биологии.

Таким образом, формирование проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения элективных курсов по биологии приводит к повышению уровня усвоения биологического материала, увеличивает мотивацию обучающихся на проектно-исследовательскую деятельность и формирует самостоятельность, что очень важно в современном образовании.

Литература:

  1. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — СПб.: КАРО, 2015. — 128 с.
  2. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2016. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, курс, биология, выдвижение гипотезы, Курская область, обучающийся, рамка изучения.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития познавательной...

Ключевые слова: проектная деятельность, полужесткокрылые, познавательная активность

В рамках научной исследовательской практики, которая проходила на базе МБОУ СШ № 10

Выводы, выдвижение новых проблем исследования; Результаты проекта представлены в...

Курс «Основы технологии исследовательской деятельности»...

Библиографическое описание: Иванова, А. Д. Курс «Основы технологии исследовательской деятельности» как механизм подготовки обучающихся к

− способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации...

Проектная деятельность на уроках биологии | Статья в сборнике...

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом, поэтому составляющие его части будут в

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Проектная и исследовательская деятельность...

В настоящее время в московском образовании произошло масштабное объединение образовательных учреждений всех уровней образования в образовательные комплексы. Таким образом...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Но все же любое исследование, в том числе учебное, исследование школьника, состоит из нескольких обязательных приемов

Об использовании проектной технологии на занятиях элективного...

Целью проектного обучения при изучении биологии является создание особых условий для учащихся необходимых для самостоятельного приобретения биологических знаний из разнообразных источников, развитие исследовательских умений и системного мышления.

Из опыта работы по организации внеурочной...

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития. Л. С. Выготский. Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию.

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития познавательной...

Ключевые слова: проектная деятельность, полужесткокрылые, познавательная активность

В рамках научной исследовательской практики, которая проходила на базе МБОУ СШ № 10

Выводы, выдвижение новых проблем исследования; Результаты проекта представлены в...

Курс «Основы технологии исследовательской деятельности»...

Библиографическое описание: Иванова, А. Д. Курс «Основы технологии исследовательской деятельности» как механизм подготовки обучающихся к

− способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации...

Проектная деятельность на уроках биологии | Статья в сборнике...

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом, поэтому составляющие его части будут в

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Проектная и исследовательская деятельность...

В настоящее время в московском образовании произошло масштабное объединение образовательных учреждений всех уровней образования в образовательные комплексы. Таким образом...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Но все же любое исследование, в том числе учебное, исследование школьника, состоит из нескольких обязательных приемов

Об использовании проектной технологии на занятиях элективного...

Целью проектного обучения при изучении биологии является создание особых условий для учащихся необходимых для самостоятельного приобретения биологических знаний из разнообразных источников, развитие исследовательских умений и системного мышления.

Из опыта работы по организации внеурочной...

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития. Л. С. Выготский. Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию.

Задать вопрос