Об использования метода проектов в обучении и патриотическом воспитании студентов среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Зенгина, М. С. Об использования метода проектов в обучении и патриотическом воспитании студентов среднего профессионального образования / М. С. Зенгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 464-467. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69864/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье в практической плоскости рассматривается возможность использования проектного метода как средства реализации ФГОС по специальностям среднего профессионального образования с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций, организации самостоятельной работы и формирования коллектива через организацию групповой работы.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, компетентностный подход, самостоятельная работа, метод проектов, патриотизм, национально-государственное устройство, федерация.

В настоящее время в особое внимание в системе подготовке специалистов системы среднего профессионального образования уделяется компетентностному подходу и организации самостоятельной работы студентов [1, 2].

Для реализации целей, сформулированных в нормативных актах, целесообразно использовать в работе элементы проектного метода обучения, который позволяет студентам под руководством преподавателей (кураторов) включиться в деятельность по поиску, обработке, систематизации информации и представления готового продукта.

Большое внимание в настоящее время уделяется вопросам формирования патриотизма, который рассматривается, как правило, с точки зрения изучения героического прошлого. Несомненно, это очень важно. Но не менее значимо формировать у студентов понимание того, что патриотизм — это особое чувство к своей Родине, которое базируется на знании и понимании процессов, которые происходят «здесь и сейчас». И гордиться можно не только тем, что было, но и тем, что сегодня: как работают люди, что они создают, чем нам — россиянам можно гордиться.

Поэтому в урочной (обществознание) и во внеурочной деятельности (предметные недели и др.) необходимо уделять внимание современности.

Каждый гражданин России должен знать, что он живет в федеративном государстве, в котором 85 субъектов составляют единое целое территориально, политически и экономически. В условиях современной политической и социально-экономической ситуации знание данных вопросов приобретает стратегический характер и выступает одним из условий политической стабильности российского общества и формирования патриотизма, основанного на знаниях, в том числе, национально-государственного устройства.

Более прочными и осознанными знания будут при условии совместной с учащимися проектной деятельности. Работа над проектом рассчитана на два месяца, ее результат представляется на неделе гуманитарных дисциплин, приуроченной ко Дню принятия конституции (12 декабря).

Студентам предлагается работа по изучению национально-государственного устройства нашего государства в форме реализации проекта, который мы назвали «85» — по количеству субъектов в составе Российской Федерации.

Актуальность данной темы вытекает из следующих фактов, выявившихся в ходе анкетирования студентов первого курса в рамках подготовки к неделе гуманитарных дисциплин в учебном заведении:

− анкетирование, в котором приняли участие 74 человека, показало, что 94,5 % обучающихся не определили форму национально-государственного устройства страны, количество субъектов в составе Российской Федерации не знают 92 % студентов, не смогли указать все виды субъектов и принципы взаимоотношений между субъектами 100 % опрошенных, не смогли назвать федеральные округа, граничащие с Южным федеральным округом 93 % респондентов;

− выпускники учебного заведения среднего профессионального образования должны не только знать, насколько наша страна велика и разнообразна с точки зрения социально-экономической географии, они должны представлять, где, в каких регионах они смогут реализовать себя профессионально.

Работа над проектом «85» имеет важные педагогические цели:

− обучающиеся должны получить представление о России как федеративном государстве, о субъектах Федерации, о федеральных округах;

− развитие у студентов навыков поиска, обработки, систематизации, представления социально-экономической, политической информации; особо — навыки работы c internet ресурсом; развитие познавательного интереса и познавательных способностей: внимания, памяти, речи;

− воспитание национально-государственного самосознания и гордости за свою страну.

Идея проекта состоит в следующем:

студентам предлагается изучить национально-государственное устройство Российской Федерации:

а) на теоретическом уровне (Конституции РФ) [2],

б) практическом: студенты распределяются на группы, каждая из которых изучает субъекты, относящиеся к определенному федеральному округу по схеме; внутри группы создаются микрогруппы, которые изучают отдельные субъекты, входящие в состав федерального округа.

Работа над проектом идет по следующему плану:

− федеральный округ, его географическое положение;

− представитель Президента в федеральном округе, его функции;

− субъекты Российской Федерации, входящие в федеральный округ;

− географическое положение субъектов, входящих в данный округ;

− руководитель субъекта;

− характеристика экономического положения субъекта (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, туризм и пр.),

− «визитная карточка» региона.

Реализация проекта позволит обучающимся не только лучше понять форму национально-государственного устройства и место Краснодарского края (и Южного федерального округа) в составе Российской Федерации, но и даст представление об экономической самодостаточности нашего государства (особенно в условиях политики санкций).

Совместную работу студентов и преподавателя над проектом можно представить поэтапно.

Этап I — подготовительный

Преподаватель

Студенты

Проводит консультации:

1) объясняет суть проекта, его актуальность, цель, задачи;

2) определяет необходимые для работы вопросы, на которых необходимо сосредоточить внимание:

— форма государства (форма правления, политический режим, форма национально-государственного устройства),

— форма национально-государственного устройства: унитарные и федеративные государства; конфедерации;

— территориальное устройство Российской Федерации по Конституции Российской Федерации:

а) юридические виды субъектов,

б) количество субъектов каждого вида,

в) принципы взаимоотношений субъектов между собой и с Федеральным центром,

г) как разграничиваются полномочие

3) формулирует задание и показывает механизм его выполнения:

— повторить вопрос о формах государства, формах национально-государственного устройства, изучить конституционные основы национально-государственного устройства РФ;

— помогает распределиться на группы (по количеству федеральных округов), на микрогруппы внутри основных групп (изучение конкретных субъектов Федерации);

— схема изучения:

— федеральный округ,

— представитель Президента в федеральном округе, его функции;

— субъекты Российской Федерации, входящие в федеральный округ;

— географическое положение федерального округа, субъектов, входящих в данный округ;

— руководитель субъекта,

— характеристика экономического положения субъекта (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и пр.),

— «визитная карточка» региона;

— формулирует критерии результативности работы группы.

В ходе консультации и самостоятельно:

1) знакомятся с проектом, его целью и задачами, 2) повторяют (изучают) вопросы:

— форма государства, — форма национально-государственного устройства,

— территориальное устройство Российской Федерации по Конституции Российской Федерации [2]:

а) юридические виды субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа)

б) количество субъектов каждого вида: республик-22, краев-9, областей -46, городов федерального значения-3, автономных областей -1, автономных округов -4.

в) принципы взаимоотношений субъектов между собой и с Федеральным центром: государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие и другие в соответствии с Конституцией РФ (гл.1, ст. 5, гл. 3)

г) как разграничиваются полномочия между субъектами и Федеральным центром (ст. 71–73) (вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, к совместному ведению РФ и субъектов, к ведению субъектов (ст.76)).

3) Учащиеся знакомятся с механизмом выполнения проекта, распределяются на группы (в соответствии с количеством федеральных округов; группа — это федеральный округ), микрогруппы создаются внутри группы для изучения конкретного субъекта Федерации; с формой представления результата работы, с «листом самооценки деятельности»; определяют план работы группы и микрогруппы, определяют сроки предоставления информации, оформления работы, ответственных от групп.

Этап II — деятельностный

Преподаватель

Студенты

Контролирует:

— достоверность подобранного материала;

— выполнение заданий в соответствии планом работы;

— соответствие представляемого материала заданной форме.

Оказывает помощь.

Работают с литературой и с internet ресурсами:

— осуществляют поиск информации;

— изучают, анализируют, группируют информацию;

— оформляют материал в таблице;

— оформляют приложения: фото, видео, карты и пр.

— составляют презентацию по изученному вопросу

Оказывают взаимопомощь.

Этап III — оценочный

Преподаватель

Студенты

- организационно обеспечивает проведение внеурочного мероприятия (или занятий);

— анализирует и оценивает работу групп в соответствии с критериями результативности.

- представляют результаты своей деятельности в ходе внеурочного мероприятия (или занятий),

— самостоятельно анализируют и оценивают свою работу и презентацию по заданной схеме, дают анализ работы, проведенной другими группами;

— выбирают группу, которая лучше всех справилась с работой.

К условиям реализации данного проекта можно отнести следующие:

− желание и познавательный интерес студентов,

− группа (микрогруппа) — как мотивационный и организационный ресурс,

− навыки работы с литературой, в том числе, периодической печатью, картами, с internet ресурсами, в том числе, статистическими материалами;

− актуализация знаний за курс основной школы по обществознанию, истории, физической и социально-экономической географии;

− сформированность базовых общеучебных навыков: сбор и анализ информации, систематизация материала (в т. ч. в табличном варианте).

Изучение современности по данной проблематике на основе проектного метода дает возможность студентам, получить представление о современном национально-государственном устройстве России, освоить программный материал по обществознанию и социально-экономической географии, совершенствовать учебные навыки, навыки индивидуальной и групповой работы; осваивать общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования, реализуемым в образовательном учреждении. Такая форма взаимодействия студента с преподавателем способствует становлению субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, а основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования — это «умение поставить студента в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков» [28, с.172].

Организация такой работы в первые учебные месяцы способствует установлению контактов, связей и взаимоотношений студентов в учебных группах и в учебном заведении в целом.

Данная работа позволяет преподавателю лучше узнать контингент обучающихся первого курса, осуществлять постоянную обратную связь, организовать самостоятельную работу студентов; через координацию групповой работы сформировать устойчивые связи в только что созданном коллективе, а также дает возможность увидеть каждого студента в деле; кроме того, это форма индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

О значении проектировочной деятельности в противопоставлении ее традиционной для личностного и профессионального развития педагога В. П. Бедерханова, транслируя готовые образцы, педагог «тем самым закрывает и свою собственную личность от нового опыта, от других, а значит, и от самого себя, что останавливает его саморазвитие, рост профессионального творчества и мастерства» [28, с. 176].

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изм. 2019 г. [Электронный ресурс]: (дата обращения:05.11.2019). https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/
  2. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 486 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 № 32885) [Электронный ресурс]: (дата обращения: 05.11.2019). http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/21.02.05.pdf
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) [Электронный ресурс]: (дата обращения: 18.12.2019). https://www.garant.ru/doc/constitution/
  4. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография.- Краснодар, 2001. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, национально-государственное устройство, профессиональное образование, федеральный округ, группа, округ, работа, студент, субъект, Федеральный центр.


Похожие статьи

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Другой проблемой федеративного устройства Российской Федерации является федеральное вмешательство в дела субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной национальной политики в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Российский федерализм основан на смешанном национально-территориальном принципе. Если края и области имеют территориальный

Процедура и основные условия принятия образования и принятия в состав Российской Федерации нового субъекта установлены в...

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

К мерам федерального вмешательства некоторые авторы относят создание федеральных округов

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект...

О субъектном составе Российского федеративного государства...

Компетенция этого субъекта Российской Федерации реализуется через полномочия федеральных органов государственной власти, состав которых изначально определён в части 1 статьи 11 Конституции РФ, а затем более обстоятельно раскрывается в главах 4, 5 и 6...

О форме государственного устройства России в широком...

Система государственного устройства России. Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение...

Правовые основы взаимодействия органов государственной...

В связи с этим нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации играют важную роль в вопросах правового регулирования оказания содействия со стороны региональных органов государственной власти развитию высшего профессионального образования на...

Разграничение полномочий в сфере образования между...

Федеральные органы государственной власти в сфере образования в Российской Федерации представлены отраслевыми министерствами и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В 2018 Указом Президента РФ «О структуре...

Процесс формирования федеральных университетов в РФ...

Федеральный университет – это один из видов высших учебных заведений в РФ, созданных для укрепления социально-экономических связей университета и федерального округа. Процесс создания федеральных университетов стал одним из основных итогов реализации...

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Российская Федерация является федеративным государством. Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, которые обладают юридической и политической самостоятельностью и имеют свое собственное...

Похожие статьи

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Другой проблемой федеративного устройства Российской Федерации является федеральное вмешательство в дела субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной национальной политики в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Российский федерализм основан на смешанном национально-территориальном принципе. Если края и области имеют территориальный

Процедура и основные условия принятия образования и принятия в состав Российской Федерации нового субъекта установлены в...

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

К мерам федерального вмешательства некоторые авторы относят создание федеральных округов

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект...

О субъектном составе Российского федеративного государства...

Компетенция этого субъекта Российской Федерации реализуется через полномочия федеральных органов государственной власти, состав которых изначально определён в части 1 статьи 11 Конституции РФ, а затем более обстоятельно раскрывается в главах 4, 5 и 6...

О форме государственного устройства России в широком...

Система государственного устройства России. Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение...

Правовые основы взаимодействия органов государственной...

В связи с этим нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации играют важную роль в вопросах правового регулирования оказания содействия со стороны региональных органов государственной власти развитию высшего профессионального образования на...

Разграничение полномочий в сфере образования между...

Федеральные органы государственной власти в сфере образования в Российской Федерации представлены отраслевыми министерствами и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В 2018 Указом Президента РФ «О структуре...

Процесс формирования федеральных университетов в РФ...

Федеральный университет – это один из видов высших учебных заведений в РФ, созданных для укрепления социально-экономических связей университета и федерального округа. Процесс создания федеральных университетов стал одним из основных итогов реализации...

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Российская Федерация является федеративным государством. Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, которые обладают юридической и политической самостоятельностью и имеют свое собственное...

Задать вопрос