Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, А. Ф. Вазиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69849/ (дата обращения: 30.05.2020).



В статье раскрыта актуальность данной темы, указаны имена педагогов и психологов, которые исследовали тему формирования межличностных отношений, используя сюжетно-ролевые игры, даны рекомендации воспитателям по их организации и руководству играми.

Ключевые слова: сюжет, игровые роли, действия, положительные межличностные отношения, пример.

Педагоги довольно часто говорят о том, что многие дети в дошкольном возрасте испытывают трудности при общении со сверстниками. То есть не могут согласовывать собственные действия в ходе любой деятельности, адекватно выражать симпатию к другим детям.

Педагогически организованное общение дошкольников способствует формированию товарищеских взаимоотношений и взаимопомощи.

В дошкольном возрасте дети в основном играют в сюжетно-ролевые игры. В играх дети учатся понимать других участников игры, сострадать, сопереживать, усваивать нравственные категории, реализуя их в общении. Доказательством данных положений являются работы Р. И. Жуковской, А. П. Усовой.Л, Д. Б. Эльконина, Т. А. Репиной, Р. А. Ивановой и Л. П. Бухтиаровой и др.

Сюжетно-ролевая игра является условной деятельностью; действия в которой связаны с предметами-заместителями, и дети принимают их условно за настоящие. Играя, дети готовятся самостоятельно жить в социуме, «примеряя» на себя жизнь других взрослых людей.

Развитие положительных личностных отношений детей — дошкольников наиболее эффективно при использовании различных сюжетно-ролевых игр, где происходит формирование начальных навыков общения, а также их закрепление. Навыки общения, которые дети формируют в этих играх, они будут переносить и в жизнь [1].

Бытовые сюжетно-ролевые игры: «дочки-матери», «детский сад»; отражающие профессиональный труд взрослых людей: магазин, больница, милиционер, таксист; игры, которые связаны с общественной тематикой: «поездки в колхоз», «полет в космос», «путешествия», «школа» и др

Для многих детей группа в детском дошкольном образовательном учреждении — первое общество, где дети приобретают первые навыки взаимоотношений. Необходимо научить дошкольников жить интересами коллектива, подчиняться большинству, быть доброжелательными к сверстникам [3].

Играя в сюжетно-ролевые игры, дети воспитывают нравственные качества. Коллективная игра способствует развитию организованности и ответственности детей: надо подобрать место где играть, подготовить атрибуты, распределить роли. Закрепляется умение поступать в соответствии с приятыми нормами поведения: например, подать стул, сказать спасибо за услугу и т. д. В игре проявляется воля, ответственность, целеустремленность, упорство в преодолении каких-либо трудностей.

Шестилетки самостоятельно подбирают материал, доводят начатое дело до конца. Игры эффективны в том случае, когда дети самостоятельно ее организуют, руководит ею, умеют подчиняться и помогать друг другу. По-прежнему дети любят играть в дочки-матери, в детский сад, в поликлинику. В них дети проявляют любовь, гуманизм, формируются положительные качества: доброта, забота о других.

В играх с куклами, таких как «День рождения моей куклы», «Встреча гостей» воспитываются гостеприимство, чуткость и доброжелательность.

Воспитатель, руководя игрой, должен показать, как надо приветливо встречать гостей, угощать их. Можно в игру включить игрушку младенца, сопровождая рассказом о том, как ухаживать за младенцем. Так воспитывается нежность, забота о малышах и слабых [4].

В такие игры можно играть большими группами детей, что приводит к развитию коллективистских взаимоотношений. При руководстве сюжетно-ролевой игрой, воспитатель решает такие задачи:

− воспитывает желание и умение играть коллективно;

− воспитывает умение договориться, распределять между собой роли и игрушки, искренне радоваться успехам друзей;

− воспитывает доброжелательное отношение к окружающим, желание сделать им что-нибудь полезное. Учит выбирать тему игры, действовать совместно, помогать друг другу, самостоятельно разрешать возникшие конфликты.

При целенаправленном педагогическом воздействии у детей воспитывается способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Дети начинают использовать доброжелательный тон; по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствовать друг друга, благодарить сверстника и прощаться с ним; в конфликтных ситуациях перестают оскорблять собеседника (пытаются разрешить конфликт сами или обращаться за помощью взрослого); дети перестают перебивать говорящего, а если и перебивают, то не забывают извиниться; понимают эмоциональное настроение партнера (сопереживают); неэтичные выражения партнера вызывают у них неприятие [2].

Литература:

  1. Запорожец, А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника.- М.: Педагогика, 2008. — 265 с.
  2. Короткова, Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателей / Н. А. Короткова. — М.: Гном, 2003. — 214 с.
  3. Мешалкина, Л. Ю. Значение сюжетно –ролевых игр в воспитании личности дошкольника / Дошкольное воспитание, 2011. — № 2. — С. 21–22.
  4. Эльконин, Д. Б. Психология детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец. — М.: Просвещение. 2005. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.


Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников

Известна истина, что дети развиваются, играя. Значит, и игра способна развиваться. И в процессе развития игры ребенок переходит от простого к сложному. Т.е от простых и готовых, знакомых и элементарных сюжетов к более сложным, насыщенным и продуманным самим...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память.

Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира.

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не успел полноценно поиграть в дошкольном периоде...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей...

Творческая сюжетно-ролевая игра дает ребенку возможность переходить от

В старшей группе тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью.

4. Краснощекова Н. Ю. — Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка...

В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетноролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников

Известна истина, что дети развиваются, играя. Значит, и игра способна развиваться. И в процессе развития игры ребенок переходит от простого к сложному. Т.е от простых и готовых, знакомых и элементарных сюжетов к более сложным, насыщенным и продуманным самим...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память.

Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира.

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не успел полноценно поиграть в дошкольном периоде...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей...

Творческая сюжетно-ролевая игра дает ребенку возможность переходить от

В старшей группе тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью.

4. Краснощекова Н. Ю. — Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка...

В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетноролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Задать вопрос