Формирование устойчивой мотивации изучения татарского языка путем создания эффективной образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Галиева, Г. Ш. Формирование устойчивой мотивации изучения татарского языка путем создания эффективной образовательной среды / Г. Ш. Галиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69820/ (дата обращения: 20.04.2024).



Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят в первую очередь от побуждения и потребностей человека, его мотивации. Как построить учебное занятие, чтобы ученик мог осваивать предметные знания, и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации, универсальные способы мыследеятельности? Этот вопрос сейчас остро стоит и перед педагогической наукой, и перед учителями-практиками.

Для результативной деятельности обучающихся педагогу необходимо стимулировать интеллектуальные способности, эрудицию, кругозор, интересы детей; развивать их навыки, умения, опыт; активизировать эмоции, желания, предпочтения, склонности; оберегать физическое и психическое (интеллектуальное и эмоциональное) здоровье.

Внеклассная работа по предмету является мощным инструментом развития мотивации к изучению татарского языка. В 2016 году,опираясь на свои налюдения и педагогическому опыту создала авторскую программу внеурочной деятельности “Милли мирас” (1–4кл, 5–7 кл) Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса, в планировании учебных занятий по предмету «Родной язык» на уроках и во внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников с помощью специальных методов, форм и приемов обучения.

Содержание программы направлено на раскрытие созидательной роли татарского народа, обозначение места традиции в духовной культуре татар, связи местного народного искусства с другими областями познавательного пространства: детской художественной литературой, фольклором, поэзией и изобразительным искусством.В программе уделяется основное внимание формированию основ базовой культуры личности, приобщению к татарскому народному творчеству, истории Татарстана, укладу жизни татар, народным песням и играм. Программа «Национальное наследие» имеет теоретическую и практическую значимость, практический материал может быть использован учителями татарского языка и литературы, преподавателями начальных классов, педагогами дополнительного образования общеобразовательных организаций в практике образовательной деятельности.

Для реализации программы рекомендую использовать видеохрестоматию «Праздничный круг. Детская традиционная игровая культура народов Татарстана». Она подготовлено в рамках гранта Министерства образования и науки Республики Татарстан для общественных организаций, реализующих проект в области сохранения, развития и расширения сферы функционирования языков народов, проживающих в РР от 25.10.2013№ 794. Сотрудничество с центром «Республиканский центр развития традиционных культур» начиналось с 2017 года,участвовала в проектах «Моңлы тамчы”,”Түгәрәк уен”,”Әйлән-бәйлән”. Центр по профилю своей деятельности оказывает научно-методическую и консультативную помощь общественным и частным организациям, научным учреждениям и учебным заведениям, а также отдельным лицам.

Особенно детей привлекает обучающие народные игры, фольклорные игровые обряды, организованные на больших переменах. Организаторами таких перемен могут быть не только учителя, а ученики среднего и старшего звена. Значительную роль в создании эффективной среды в учебной и внеурочной деятельности призваны кабинеты родного языка. Результатом практической части программы в кабинете татарского языка в 2016 году открылся музей «Милли мирас».

Модель деятельности музея в условиях реализации проекта включает следующие компоненты: музейные уроки — музейные воспитательные мероприятия — внутри музейная работа — внеурочная деятельность в условиях ФГОС (занятия, исследовательская и проектная деятельность, работа с музейными материалами, клубная деятельность и т. д.) сетевое взаимодействие с другими музеями (образовательная деятельность музея в условиях сетевого взаимодействия, в том числе комплекс занятий для обучающихся как своей школы, так и других образовательных учреждений, образовательные события.) Как организатор и руководитель музея-кабинета «Милли мирас», для повышения мотивации у учащихся, считаю особенно успешными следующие формы и методы работы:

  1. Исследование, сбор материалов, экспонатов, отражающих устное народное творчество и историю татарского народа, учащимися из разных точек Республики Татарстан (с привлечением учителей, родных, знакомых).
  2. Партнерство и совместные проекты с школьными, муниципальными музеями
  3. Встречи, мастер-классы, круглые столы с татарскими мастерами народного творчества и ремесел.
  4. Творческая мастерская, которая, опираясь на учебный, внеурочный и исследовательский материал, создает среду для саморазвития и повышения мотивации. (Разработка сценарий,сочинение пьес,выбор музейных экспонатов, оформление буклетов, брошюр, рекламу для школьного театра(у нас «Энҗе бөртекләре»); обсуждение, критика, публикация собственных произведений, статей в газетах, журналах; создание и защита (на татарском языке) продукта собственноручной работы или народно-прикладного творчества.
  5. Выступления учеников перед разными аудиториями (одноклассниками, дошкольниками, родителями, гостями) экскурсоводом, гидом, актером татарского театрального и фольклорного коллектива, ведущим ТВ и радио.
  6. «Дни открытых дверей» для родителей. (Открытые уроки и внеклассные мероприятия для родителей, совместные проекты и выступления, презентация учеников «Дневник успехов» по родному языку, сундук с анонимными пожеланиями и предложениями и.т)

Следовательно, интеграция учебной и внеурочной деятельности ведет к созданию целостного образовательного комплекса на основе развития музейной педагогики. Целью данной программы является развитие у школьников комплекса умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске и решении исследовательских задач:

− диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей, интересов и способностей учащихся;

− развитие знаний, умений и способностей, направленных на творческое саморазвитие конкурентоспособности учащихся;

− формирование умений и навыков работы с научной литературой;

− формирование навыков исследовательской деятельности, углубленная подготовка в научно-поисковой работе;

− воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и коммуникативных навыков;

− раннее раскрытие и развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Данная программа предусматривает вариативные формы обучения. Программа объединения рассчитана на учащихся 5–11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний по родному языку, о своем крае, ведения краеведческих наблюдений и исследований.

Приоритетное направление деятельности — стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Новизна — заключается в том, что настоящая программа отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р, в которой прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого учащегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей. В деятельности кружка мы реализуем исследовательские, информационные и ролевые (игровые) проекты.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы пройти путём научного познания, усвоить его алгоритм. Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяет кругозор учащихся в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении; дает возможность узнать своих учеников, раскрыть их потенциал.

Благодаря такому подходу к деятельности учащихся, у подопечных вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию. Эта работа дает хорошие результаты:

− отмечается стабильность результатов участия детей в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;

− наметился рост количества детей, обучающихся на «4» и«5»

Следовательно, интеграция учебной и внеурочной деятельности ведет к созданию целостного образовательного комплекса на основе развития музейной педагогики.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, родной язык, татарский язык, музейная педагогика, основа развития, программа, сетевое взаимодействие, татарский народ, Татарстан, целостный образовательный комплекс.


Похожие статьи

Учебно-методический комплекс по татарскому языку...

Библиографическое описание: Закиева, Л. Р. Учебно-методический комплекс по татарскому языку и литературе как часть поликультурного образования в рамках развития Федеральных государственных образовательных стандартов / Л. Р. Закиева.

Роль языка и культуры татарского народа в становлении...

В Концепции модернизации российского образования выдвинута задача развития у учащихся способности к сотрудничеству, созидательной деятельности, которая предполагает толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении...

татарский язык, местоимение, часть речи, коммуникативно-ориентированное обучение, развитие речи, существенный признак местоимений, родной язык, речевая деятельность, личное местоимение, учитель.

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурной...

И здесь татарский язык не только совершенствуется и обогащается, но и пробуждает интерес и потребность

В целях содействия развитию национального образования проводится работа по

Учебно-методический комплекс по татарскому языку... татарский язык, AFS, язык...

Формирование информационной грамотности студентов...

Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

Как формировать ИГ учащихся? Очевидно, что систему формирования ИГ надо включать в образовательную программу образовательных учреждений.

Информатизация образования как инновационная педагогическая...

Я работаю учителем татарского языка и литературы и в татарских, и в русских группах. На первый план при обучении татарскому языку как неродному выдвигается коммуникативное обучение через диалоговые тексты. Недопустимо только изучение одной грамматики и...

Знакомство с татарской национальной куклой как средство...

Обучение детей диалогической речи на татарском языке проходит и в режимных моментах.

Я считаю, что развитие диалога на татарском языке для ребёнка является первой школой

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, диалог требует от ребенка особых...

Региональный компонент на уроках технологии | Статья в журнале...

Так, в свою образовательную программу и программу по внеурочной деятельности, включаю темы национально-регионального компонента уроков в разделы

Это неудивительно, если учитывать, что в древности татарский народ был кочевым и занимался скотоводством.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Родной языкразвитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и...

Похожие статьи

Учебно-методический комплекс по татарскому языку...

Библиографическое описание: Закиева, Л. Р. Учебно-методический комплекс по татарскому языку и литературе как часть поликультурного образования в рамках развития Федеральных государственных образовательных стандартов / Л. Р. Закиева.

Роль языка и культуры татарского народа в становлении...

В Концепции модернизации российского образования выдвинута задача развития у учащихся способности к сотрудничеству, созидательной деятельности, которая предполагает толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении...

татарский язык, местоимение, часть речи, коммуникативно-ориентированное обучение, развитие речи, существенный признак местоимений, родной язык, речевая деятельность, личное местоимение, учитель.

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурной...

И здесь татарский язык не только совершенствуется и обогащается, но и пробуждает интерес и потребность

В целях содействия развитию национального образования проводится работа по

Учебно-методический комплекс по татарскому языку... татарский язык, AFS, язык...

Формирование информационной грамотности студентов...

Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

Как формировать ИГ учащихся? Очевидно, что систему формирования ИГ надо включать в образовательную программу образовательных учреждений.

Информатизация образования как инновационная педагогическая...

Я работаю учителем татарского языка и литературы и в татарских, и в русских группах. На первый план при обучении татарскому языку как неродному выдвигается коммуникативное обучение через диалоговые тексты. Недопустимо только изучение одной грамматики и...

Знакомство с татарской национальной куклой как средство...

Обучение детей диалогической речи на татарском языке проходит и в режимных моментах.

Я считаю, что развитие диалога на татарском языке для ребёнка является первой школой

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, диалог требует от ребенка особых...

Региональный компонент на уроках технологии | Статья в журнале...

Так, в свою образовательную программу и программу по внеурочной деятельности, включаю темы национально-регионального компонента уроков в разделы

Это неудивительно, если учитывать, что в древности татарский народ был кочевым и занимался скотоводством.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Родной языкразвитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и...

Задать вопрос