Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование устойчивой мотивации изучения татарского языка путем создания эффективной образовательной среды

Педагогика
11.05.2020
208
Поделиться
Библиографическое описание
Галиева, Г. Ш. Формирование устойчивой мотивации изучения татарского языка путем создания эффективной образовательной среды / Г. Ш. Галиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69820/.


Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят в первую очередь от побуждения и потребностей человека, его мотивации. Как построить учебное занятие, чтобы ученик мог осваивать предметные знания, и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации, универсальные способы мыследеятельности? Этот вопрос сейчас остро стоит и перед педагогической наукой, и перед учителями-практиками.

Для результативной деятельности обучающихся педагогу необходимо стимулировать интеллектуальные способности, эрудицию, кругозор, интересы детей; развивать их навыки, умения, опыт; активизировать эмоции, желания, предпочтения, склонности; оберегать физическое и психическое (интеллектуальное и эмоциональное) здоровье.

Внеклассная работа по предмету является мощным инструментом развития мотивации к изучению татарского языка. В 2016 году,опираясь на свои налюдения и педагогическому опыту создала авторскую программу внеурочной деятельности “Милли мирас” (1–4кл, 5–7 кл) Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса, в планировании учебных занятий по предмету «Родной язык» на уроках и во внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников с помощью специальных методов, форм и приемов обучения.

Содержание программы направлено на раскрытие созидательной роли татарского народа, обозначение места традиции в духовной культуре татар, связи местного народного искусства с другими областями познавательного пространства: детской художественной литературой, фольклором, поэзией и изобразительным искусством.В программе уделяется основное внимание формированию основ базовой культуры личности, приобщению к татарскому народному творчеству, истории Татарстана, укладу жизни татар, народным песням и играм. Программа «Национальное наследие» имеет теоретическую и практическую значимость, практический материал может быть использован учителями татарского языка и литературы, преподавателями начальных классов, педагогами дополнительного образования общеобразовательных организаций в практике образовательной деятельности.

Для реализации программы рекомендую использовать видеохрестоматию «Праздничный круг. Детская традиционная игровая культура народов Татарстана». Она подготовлено в рамках гранта Министерства образования и науки Республики Татарстан для общественных организаций, реализующих проект в области сохранения, развития и расширения сферы функционирования языков народов, проживающих в РР от 25.10.2013№ 794. Сотрудничество с центром «Республиканский центр развития традиционных культур» начиналось с 2017 года,участвовала в проектах «Моңлы тамчы”,”Түгәрәк уен”,”Әйлән-бәйлән”. Центр по профилю своей деятельности оказывает научно-методическую и консультативную помощь общественным и частным организациям, научным учреждениям и учебным заведениям, а также отдельным лицам.

Особенно детей привлекает обучающие народные игры, фольклорные игровые обряды, организованные на больших переменах. Организаторами таких перемен могут быть не только учителя, а ученики среднего и старшего звена. Значительную роль в создании эффективной среды в учебной и внеурочной деятельности призваны кабинеты родного языка. Результатом практической части программы в кабинете татарского языка в 2016 году открылся музей «Милли мирас».

Модель деятельности музея в условиях реализации проекта включает следующие компоненты: музейные уроки — музейные воспитательные мероприятия — внутри музейная работа — внеурочная деятельность в условиях ФГОС (занятия, исследовательская и проектная деятельность, работа с музейными материалами, клубная деятельность и т. д.) сетевое взаимодействие с другими музеями (образовательная деятельность музея в условиях сетевого взаимодействия, в том числе комплекс занятий для обучающихся как своей школы, так и других образовательных учреждений, образовательные события.) Как организатор и руководитель музея-кабинета «Милли мирас», для повышения мотивации у учащихся, считаю особенно успешными следующие формы и методы работы:

  1. Исследование, сбор материалов, экспонатов, отражающих устное народное творчество и историю татарского народа, учащимися из разных точек Республики Татарстан (с привлечением учителей, родных, знакомых).
  2. Партнерство и совместные проекты с школьными, муниципальными музеями
  3. Встречи, мастер-классы, круглые столы с татарскими мастерами народного творчества и ремесел.
  4. Творческая мастерская, которая, опираясь на учебный, внеурочный и исследовательский материал, создает среду для саморазвития и повышения мотивации. (Разработка сценарий,сочинение пьес,выбор музейных экспонатов, оформление буклетов, брошюр, рекламу для школьного театра(у нас «Энҗе бөртекләре»); обсуждение, критика, публикация собственных произведений, статей в газетах, журналах; создание и защита (на татарском языке) продукта собственноручной работы или народно-прикладного творчества.
  5. Выступления учеников перед разными аудиториями (одноклассниками, дошкольниками, родителями, гостями) экскурсоводом, гидом, актером татарского театрального и фольклорного коллектива, ведущим ТВ и радио.
  6. «Дни открытых дверей» для родителей. (Открытые уроки и внеклассные мероприятия для родителей, совместные проекты и выступления, презентация учеников «Дневник успехов» по родному языку, сундук с анонимными пожеланиями и предложениями и.т)

Следовательно, интеграция учебной и внеурочной деятельности ведет к созданию целостного образовательного комплекса на основе развития музейной педагогики. Целью данной программы является развитие у школьников комплекса умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске и решении исследовательских задач:

− диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей, интересов и способностей учащихся;

− развитие знаний, умений и способностей, направленных на творческое саморазвитие конкурентоспособности учащихся;

− формирование умений и навыков работы с научной литературой;

− формирование навыков исследовательской деятельности, углубленная подготовка в научно-поисковой работе;

− воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и коммуникативных навыков;

− раннее раскрытие и развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Данная программа предусматривает вариативные формы обучения. Программа объединения рассчитана на учащихся 5–11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний по родному языку, о своем крае, ведения краеведческих наблюдений и исследований.

Приоритетное направление деятельности — стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Новизна — заключается в том, что настоящая программа отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р, в которой прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого учащегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей. В деятельности кружка мы реализуем исследовательские, информационные и ролевые (игровые) проекты.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы пройти путём научного познания, усвоить его алгоритм. Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяет кругозор учащихся в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении; дает возможность узнать своих учеников, раскрыть их потенциал.

Благодаря такому подходу к деятельности учащихся, у подопечных вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию. Эта работа дает хорошие результаты:

− отмечается стабильность результатов участия детей в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;

− наметился рост количества детей, обучающихся на «4» и«5»

Следовательно, интеграция учебной и внеурочной деятельности ведет к созданию целостного образовательного комплекса на основе развития музейной педагогики.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 445-447):
Часть 6 (стр. 415-497)
Расположение в файле:
стр. 415стр. 445-447стр. 497

Молодой учёный