Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Галич, Т. Н. Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста / Т. Н. Галич, Г. И. Миляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 447-448. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69791/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье приведены результаты констатирующего этапа исследовательской работы по теме «Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста» при помощи метода анкетирования родителей. Также для решения задач развития у дошкольников навыков осмысленного пересказа приведен прием мнемотехники, которая была нами использована.

Ключевые слова: связная речь, сказка, пересказ, исследование, мнемотехника, мнемодорожка, мнемотаблица.

Сказки — один из самых древних образцов красивой, интересной связной речи. При пересказе сказок дети учатся строить грамматически и синтаксически правильные предложения, используют яркие эпитеты и сравнения, пополняют активный и пассивный словарь [2]. Также с помощью сказки выявляются и решаются многие психологические проблемы [3].

В рамках нашего исследования мы проводили обучение пересказу сказок детей старшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 6» Березка» села Актаныш Республики Татарстан. Так как НОД по развитию речи немного времени уделяет закреплению навыков пересказа, мы организовали в группе кружковую деятельность «Я рассказываю сказки».

На констатирующем этапе исследования мы провели анкетирование 50 родителей с целью выявления их отношения к умениям их детей пересказывать сказки. Анкета включала 5 вопросов:

Рис. 1. Результаты анкетирования родителей

Анкета включала закрытые вопросы, на которые родители могли ответить: «да», «нет», «трудно сказать». Открытые вопросы: «Какие сказки любит ваш ребенок? Какие специальные приемы и техники вы применяете для развития речи вашего ребенка?» мы вынесли на обсуждение в формате «круглого стола», которое организовали на родительском собрании после анкетирования.

Как видно из результатов анкетирования, у большинства родителей достаточно противоречивое отношение к исследуемой нами проблеме. 90 % считают, что пересказ сказок помогает развивать речь ребенка, 65 % положительно оценивают умение ребенка пересказывать сказки. То есть родители теоретически высоко оценивают потенциал сказок и умение их пересказывать. И сами родители любят сказки (60 %). Однако их реальные действия говорят об обратном: только 30 % детей рассказывают сказки своим детям и 25 % слушают своих детей, когда они пересказывают.

Таким образом, родители готовы, чтобы кто-то прививал их детям навыки пересказа, но сами не проявляют реальных действий, чтобы обучить их.

Это подтвердилось в дискуссии с родителями в формате «круглого стола». В ответ на вопрос: «Какие сказки любит ваш ребенок?» больше 20 % родителей затруднились с ответом. 60 % родителей путали мультфильмы и книги, перечисляя все вместе: сказки, стихи, загадки и мультсериалы.

20 % родителей ответили, что считают сказки бесполезным времяпровождением. Они считают, что сказки — это просто вымысел, а детям нужно с ранних лет прививать «реальные навыки, которые помогут подготовиться к школе». Эти родители в ответах на вопросы анкеты отмечали, что сами сказок не любят и считают обучение их пересказу бессмысленным. На вопрос: «Какие специальные приемы и техники вы применяете для развития речи вашего ребенка?» эти родители ответили, что водят детей в «Школу раннего развития», и там с детьми занимаются специалисты всем необходимым для их развития, в том числе и речевого.

Таким образом, в рамках нашего исследования мы выявили, что:

1) дошкольникам очень нужны навыки пересказа для овладения связной речью и словесно-логическим мышлением;

2) их родители уделяют мало внимания формированию навыков связной речи, надеясь на детский сад и разнообразные кружки раннего развития,

3) сказки являются оптимальным материалом для обучения дошкольников навыкам пересказа при условии использования специальных приемов для трансформации текстов, чтобы предупредить пересказ, основанный на механической памяти.

Далее, для решения задач развития у дошкольников навыков осмысленного пересказа была применена методика использования блок — квадратов В. П. Глухова [4]; технология коллажа Т. В. Большевой [1].

Мнемотехники с использованием мнемодорожек и мнемотаблиц позволяют обучить детей важнейшим умениям работы с текстом: кодированние и раскодирование текста [1; 4; 5]. Для того, чтобы сделать кодирование словесной информации в зрительный образ — схему, детям нужно придумать знак определенного события или героя сказки. При этом знак — это не иллюстрация, в нем должна отразиться только суть события, без лишних деталей и красот.

В процессе пересказа сказок дети, вместе с воспитателями, рисовали сначала мнемодорожки, а когда сказки стали объемными начали составлять мнемотаблицы. Детям, действительно, было легче рассказывать по графическим рисункам. Соответственно, мы можем сделать вывод, что использование данного приема для развития связной речи у дошкольников эффективна.

Литература:

  1. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощь мнемотехники [Текст] /Т. В. Большева. — СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 128 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Н. Мастерская сказок для детей. Уникальная методика развития [Текст] /Т. Н. Зинкевич — Евстигнеева — М.: Малыш, 2019. — 320 с.
  3. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку /И. В. Вачков. — М.: Изд-во «Ось -89», 2007. — 63 с.
  4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 166 с.
  5. Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] /Т. А. Ткаченко. — М.: ГНОМ и Д, 2004. -130 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, сказка, ваш ребенок, родитель, навык пересказа, пересказ сказок, развитие речи, детский сад, раннее развитие.


Похожие статьи

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми...

В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...»

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию.

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и

Для пересказа выбирают хорошо знакомые сказки (в соответствии с образовательной программой).

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

В детском саду дети обсуждали, пересказывали сказки, которые читали им дома, что непосредственно, сказалось на развитии их речи.

Дети слушали и по вопросам воспитателя пересказывали много сказок. От последовательного и содержательного пересказа они уже...

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале...

Развитие речи в игре и обучении — это единый процеϲϲ, протекающий в многообразии познавательной деятельности дошкольника ϲпецифичеϲкая структура занятий по развитию связной монологической речи, предполагает осмысление ϲредϲтв, которые могут быть...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная

Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в

ребенок, детский сад, рассказ, пересказ, занятие, коррекционная работа, связная речь...

Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы)

Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет

Пересказывание способствует интенсивному развитию навыков выразительной речи у детей.

Значение пересказа в развитии мышления и речи детей

Во время пересказа у ребенка воспитывается умение свободно, последовательно передавать содержание

Развитию детей связной речи способствуют игры — драматизации, показ

Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е. И. Тихеева.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и

Г.А Урунтаева выделяет особенности развития речи в раннем возрасте: развитие речи связано

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь...

Использование сказочных сюжетов в развитии речи детей

Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада.

Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР. Развитие речевого творчества в старшем

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений...

Похожие статьи

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми...

В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...»

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию.

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и

Для пересказа выбирают хорошо знакомые сказки (в соответствии с образовательной программой).

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

В детском саду дети обсуждали, пересказывали сказки, которые читали им дома, что непосредственно, сказалось на развитии их речи.

Дети слушали и по вопросам воспитателя пересказывали много сказок. От последовательного и содержательного пересказа они уже...

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале...

Развитие речи в игре и обучении — это единый процеϲϲ, протекающий в многообразии познавательной деятельности дошкольника ϲпецифичеϲкая структура занятий по развитию связной монологической речи, предполагает осмысление ϲредϲтв, которые могут быть...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная

Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в

ребенок, детский сад, рассказ, пересказ, занятие, коррекционная работа, связная речь...

Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы)

Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет

Пересказывание способствует интенсивному развитию навыков выразительной речи у детей.

Значение пересказа в развитии мышления и речи детей

Во время пересказа у ребенка воспитывается умение свободно, последовательно передавать содержание

Развитию детей связной речи способствуют игры — драматизации, показ

Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е. И. Тихеева.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и

Г.А Урунтаева выделяет особенности развития речи в раннем возрасте: развитие речи связано

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь...

Использование сказочных сюжетов в развитии речи детей

Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада.

Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР. Развитие речевого творчества в старшем

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений...

Задать вопрос