Исследование напряженно-деформированного состояния траверсы литейного крана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Базуев, С. В. Исследование напряженно-деформированного состояния траверсы литейного крана / С. В. Базуев, О. А. Лукашук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69753/ (дата обращения: 16.12.2024).



Влияние концентраторов напряжений на работоспособность сварных конструкций весьма велико, это главный фактор, который существенным образом понижает прочность. Неравномерность распределения напряжений в деталях и сварных соединениях влияет на их несущую способность. В статье приводится результаты исследования НДС траверсы грузоподъемностью 280 тонн. Определен главный концентратор напряжений, который находится во внутренней полости в месте крепления диафрагмы к боковой стенке траверсы.

Ключевые слова: траверса, напряженно-деформированное состояние, концентратор напряжения.

Проектирование элементов подъемно-транспортного оборудования для литейного производства является ответственной задачей, так как металлургические цеха являются типом производства непрерывного действия. Грузоподъемная траверса литейного крана является неотъемлемым элементов в подъемно-транспортных процессах, с её помощью осуществляется подъем ковша с расплавленным металлом за счет блочной системы, расположенной на траверсе (нижние блоки) и на грузовой тележке (верхние блоки).

Исследование напряженно-деформированного состояния при проектировании конструкции позволяет с помощью компьютерного моделирования найти концентраторы напряжений проектируемой конструкции, дать практические рекомендации по обследованию металлоконструкций, определить долговечность, выполнить параметрический анализ для уменьшения массы и уменьшения металлоемкости.

Цель данной работы — исследование концентраторов напряжений на этапе проектирования траверсы на основе анализа напряженно-деформированного состояния.

Определение допустимых напряжений

Согласно системе национальных стандартов РФ элементы конструкций кранов грузоподъемных рассчитываются на прочность по следующим условиям: по предельным состояниям и по допускаемым напряжениям [1].

Допускаемое напряжение с учетом общего коэффициента запаса прочности, который состоит из коэффициента ответственности γn [2, табл. 10], надежности γf [2, табл. 4] и условий работы γc [1], при пределе текучести σТ =235 МПа стали Ст3сп5 ГОСТ 380–2005 [3] будет

[σ] = = = 130,55 МПа.

Если воспользоваться методикой расчетного определения предела выносливости узла на произвольной базе и при произвольном значении коэффициента асимметрии цикла, изложенной в [4], получим следующие значения расчета конструкции на сопротивление усталости: расчетное допустимое напряжение на базе N по кривой Веллера [σ] = 124,43 МПа, где N — общее число циклов работы траверсы за срок ее службы, принятый из расчета 365 дней в году, 8 лет [5] и 100 циклов в день согласно справке о характере работ. Данный расчет на усталостную прочность показал меньшие значения, чем по методу расчета по допускаемым напряжениям. Поэтому в дальнейшем анализе НДС траверсы будем сравнивать получаемые значения с расчетным пределом выносливости.

Проектирование траверсы иисследование ее напряженно-деформированного состояния

Конструкция разработанной траверсы литейного крана грузоподъемностью 280 тонн и ее составных узлов показана на рис. 1, расчет и анализ напряженно-деформированного состояния проводился с помощью классических формул строительной механики и вычислительного пакета «Ansys» [4,6].

Исследование напряженно-деформированного состояния траверсы проведено через анализ изменения напряжений по Мизесу и поиск концентрации напряжений.

Критерий максимального напряжения по Мизесу основывается на теории Мизез-Хенки (Mises-Hencky) [7]. Для главных напряжений σ1, σ2, σ3 из теории упругости напряжение по Мизесу выражается как [7]:

σvonMises = .

Пластичный материал начинает повреждаться в местах, где напряжение по Мизесу становится равным предельному напряжению. В большинстве случаев, предел текучести используется в качестве предельного напряжения [7]: σvonMises ≤ σТ.

Рис. 1 — Эскиз грузовой траверсы

1 — траверса, 2 — крюк пластинчатый,

3 — ковш, 4 — блоки траверсы; 5 — уравнительные балансиры

На рис. 2 представлено изменение напряжений по Мизесу. Максимальное напряжение 96,56 МПа в конструкции находится во внутренней полости траверсы в месте крепления диафрагмы для задания жесткости конструкции к боковой стенке траверсы (рис. 3). При выполнении сварочных работ в данном месте конструкции необходимо предъявить повышенные требования к технологии сварки. В качестве рекомендаций по уменьшению концентрации напряжений и увеличении усталостной стойкости конструкции требуется подварка корня сварного шва, снятие наплыва механической обработкой и обеспечение плавного перехода от шва к основному металлу.

Рис. 2. Изменение напряжений по Мизесу

Рис. 3. Концентратор напряжения в конструкции

Выводы

Использование вычислительного пакета для анализа напряженно-деформированного состояния в процессе проектирования металлической конструкции траверсы литейного крана позволило определить концентратор напряжений конструкции. Были даны рекомендации по снижению концентрации напряжений в данном элементе разрабатываемой конструкции.

Работа выполнена в рамках магистерской диссертации по специальности 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплекции», тема «Конструкторская разработка траверсы грузоподъемностью 280 тонн с исследованием напряженно-деформированного состояния траверсы».

Литература:

  1. ГОСТ 33169–2014. Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности.
  2. ГОСТ 32579.1–2013. Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения.
  3. ГОСТ 535–2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия.
  4. Строительная механика и металлические конструкции машин: учебник / С. А. Соколов. — СПб.: Политехника, 2011. — 450 с.: ил.
  5. ГОСТ 33715–2015 Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация.
  6. Огородникова О. М. Компьютерный инженерный анализ в среде ANSYS Workbench [Электронный ресурс] // Екатеринбург: Техноцентр компьютерного инжиниринга УрФУ. 2018. 350 с. Режим доступа: https://cae.urfu.ru свободный.
  7. 2013 Справка по SOLIDWORKS — Критерий: максимальное напряжение по Мизесу [Электронный ресурс]. URL: https://help.solidworks.com/2013/Russian/SolidWorks/cworks/r_Maximum_von_Mises_Stress_Criterion.htm (дата обращения 04.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): напряженно-деформированное состояние, литейный кран, боковая стенка траверсы, вычислительный пакет, изменение напряжений, концентратор напряжений, концентратор напряжения, максимальное напряжение, место крепления диафрагмы, предельное напряжение.


Ключевые слова

напряженно-деформированное состояние, траверса, концентратор напряжения

Похожие статьи

Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте

В данной работе рассмотрена методика, основанная на анализе расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напря-жений. Предложенная методика может расчетным путем определить глубину упроч-ненного слоя, велич...

Исследование конечной жесткости соединений металлических конструкций

В статье показано различие в подходе к расчету соединений элементов поперечных рам стальных каркасов в российской и европейской нормативной документации. Рассмотрено влияние учета конечной жесткости соединений на распределение внутренних силовых факт...

Моделирование сварочных напряжений и деформаций в монтажном шве вертикального резервуара с помощью программного комплекса ANSYS

В монтажном шве вертикальных цилиндрических резервуаров в процессе сварки возникают напряжения и деформации. При неверном расчете данных явлений может произойти авария во время эксплуатации, поэтому при проектировании необходимо корректно определять ...

Оценка механических свойств металла по твердости при диагностировании технического состояния стальных газопроводов

Проведен анализ основных неразрушающих методов контроля твердости металла, наиболее часто применяемых для косвенного определения механических свойств (σв, σ0,2) элементов газопроводов в эксплуатационных условиях. С использованием известных корреляцио...

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Влияние импульсного тока высокой плотности на эффективность пластической деформации титанового сплава ВТ6

Рассмотрены вопросы пластической деформации проката титанового сплава ВТ6. Установлены закономерности зависимости степени обжатия от режимов электропластической прокатки. Было проведено процентное измерение деформации, анализ макроструктуры и поверхн...

Трещиностойкость фиброцемента армированного стальной проволочной фиброй

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Анализ методов обеспечения безопасности эксплуатации трубопроводных систем

Статья посвящена вопросам обоснования решения задачи — повышение надежности нефтепроводов за счет конструктивно-технологических факторов. Авторы предлагают в качестве решения такой задачи рассмотреть напряженно-деформированное состояние трубы в сечен...

Исследования напряженно-деформированного состояния кузова вагона-хоппера для перевозки цемента

В статье рассмотрены вопросы проектирования и внедрения в эксплуатацию новых конструкций вагонов на железных дорогах Республики Узбекистан. Выполнены теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-хоппера для перево...

Разработка дополнительных рабочих органов лемешного плуга для совершенствования процесса основной обработки почвы с оборотом пласта, а также исследование его тягового сопротивления в составе машинотракторного агрегата

В данной статье рассмотрен вопрос экспериментальных исследований определе-ния степени тягового сопротивления лемешного плуга, при обработке комбинированным лемешным плугом. Определены экспериментальным путем зависимости и оптимальные геометрические р...

Похожие статьи

Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте

В данной работе рассмотрена методика, основанная на анализе расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напря-жений. Предложенная методика может расчетным путем определить глубину упроч-ненного слоя, велич...

Исследование конечной жесткости соединений металлических конструкций

В статье показано различие в подходе к расчету соединений элементов поперечных рам стальных каркасов в российской и европейской нормативной документации. Рассмотрено влияние учета конечной жесткости соединений на распределение внутренних силовых факт...

Моделирование сварочных напряжений и деформаций в монтажном шве вертикального резервуара с помощью программного комплекса ANSYS

В монтажном шве вертикальных цилиндрических резервуаров в процессе сварки возникают напряжения и деформации. При неверном расчете данных явлений может произойти авария во время эксплуатации, поэтому при проектировании необходимо корректно определять ...

Оценка механических свойств металла по твердости при диагностировании технического состояния стальных газопроводов

Проведен анализ основных неразрушающих методов контроля твердости металла, наиболее часто применяемых для косвенного определения механических свойств (σв, σ0,2) элементов газопроводов в эксплуатационных условиях. С использованием известных корреляцио...

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Влияние импульсного тока высокой плотности на эффективность пластической деформации титанового сплава ВТ6

Рассмотрены вопросы пластической деформации проката титанового сплава ВТ6. Установлены закономерности зависимости степени обжатия от режимов электропластической прокатки. Было проведено процентное измерение деформации, анализ макроструктуры и поверхн...

Трещиностойкость фиброцемента армированного стальной проволочной фиброй

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Анализ методов обеспечения безопасности эксплуатации трубопроводных систем

Статья посвящена вопросам обоснования решения задачи — повышение надежности нефтепроводов за счет конструктивно-технологических факторов. Авторы предлагают в качестве решения такой задачи рассмотреть напряженно-деформированное состояние трубы в сечен...

Исследования напряженно-деформированного состояния кузова вагона-хоппера для перевозки цемента

В статье рассмотрены вопросы проектирования и внедрения в эксплуатацию новых конструкций вагонов на железных дорогах Республики Узбекистан. Выполнены теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-хоппера для перево...

Разработка дополнительных рабочих органов лемешного плуга для совершенствования процесса основной обработки почвы с оборотом пласта, а также исследование его тягового сопротивления в составе машинотракторного агрегата

В данной статье рассмотрен вопрос экспериментальных исследований определе-ния степени тягового сопротивления лемешного плуга, при обработке комбинированным лемешным плугом. Определены экспериментальным путем зависимости и оптимальные геометрические р...

Задать вопрос