Проблема квалификации серийных убийств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 08.05.2020

Статья просмотрена: 1987 раз

Библиографическое описание:

Овсейчук, А. С. Проблема квалификации серийных убийств / А. С. Овсейчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69743/ (дата обращения: 16.11.2024).



Убийство — самое тяжкое преступление против личности, стоит ли говорить о повышенной общественной опасности целой серии таких преступлений. В криминальной истории нашей страны известно немало «громких» серийных убийц: А. Чикатило, А. Сливко, С. Ряховский, А. Спесивцев и другие. Преступления данной категории продолжают совершаться и в современной России. Только за 2011–2019 гг. в Пермском крае по данным следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю были раскрыты 9 серий убийств.

Несмотря на это в действующем уголовном законодательстве РФ не предусмотрена норма, определяющая значение понятия серийных убийств. Отсутствует и легальная дефиниция серийности преступлений, однако в науке и следственной практике она давно получило распространение как термин, обозначающий совершение на протяжении определенного периода времени одним и тем же лицом двух и более однородных преступлений, сходных по способу их совершения и имеющих один и тот же мотив.

Известный советский и российский психиатр и научный деятель А. О. Бухановский определял серийные убийства через совокупность их признаков как совершённое неоднократно преступление, характеризующееся наличием специфического (часто патологического) криминального почерка виновного, выражающегося в однотипности жертв, повторяемости криминальных ситуаций и мест совершения преступлений, специфичности способов нападения, стереотипности, ритуальности агрессивного нападения [4, c. 253].

Как уже отмечалось, в российском уголовном законодательстве нет и никогда не было нормативно-установленного определения серийных убийств. Научные исследователи-правоведы и практикующие юристы дают различные определения данного вида преступлений. Однако авторы едины в одном: при формулировании данной дефиниции неизменны два признака — один субъект преступления и неоднократность [5, c. 75].

К обязательным отличительным признакам такого рода убийств относят: однотипность, аналогичность способов совершения преступлений; общность (схожесть) мотивов убийств; факт их совершения в условиях неочевидности. Отличительной чертой серийных убийств как собирательного понятия и как предмета исследования, определяющего специфические особенности методики расследования этих преступлений, является разновременность их совершения. Таким образом, серийные убийства — это причинение смерти двум и более потерпевшим, совершенное одним и тем же лицом в разные промежутки времени и отличающееся однотипностью уголовно-правовых и криминалистических характеристик, а также тесной связью с личностью преступника.

Представляется, что серийные убийства в силу особой угрозы причинения вреда охраняемых законом общественных отношений требуют повышенного внимания со стороны государства и, в частности, законодателя. Основанием усиления уголовной ответственности, как полагает Д. М. Семенова, выступает повышенная общественная опасность повторных преступлений и личности виновного (кумулятивный эффект, накопление опасности личности) [6, c. 139]. На наш взгляд, термин «повышенная» не в полной мере отражает общественную опасность серийных убийств. В криминологии преступника, совершающего серийные убийства, обоснованно относят к «абсолютно опасному» типу преступника [7, с. 148], поэтому будет правильным серийные убийства считать преступлениями с высокой («абсолютной») общественной опасностью.

Множественность преступлений это последовательное либо разновременное совершение лицом нескольких (двух или более) преступлений, хотя бы по двум из которых сохранены уголовно-правовые последствия и отсутствуют процессуальные препятствия для возбуждения уголовного дела [8, c. 183]. До 2003 года в российском уголовном праве существовала такая форма множественности преступлений как неоднократность.

Под неоднократностью преступлений признавалось совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Уголовного кодекса РФ. Часть 2 статьи 105 указанного закона предусматривала такой квалифицированный состав убийства как умышленное причинение смерти, совершенное неоднократно (п. «н»). В Постановлении Пленума ВС РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» в первой его редакции содержалось разъяснение, что по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицируются действия виновного, совершившего два или более убийства при отсутствии единого умысла на их совершение и, как правило, в разное время. Одномоментное же причинение смерти нескольким лицам квалифицировалось по п. «а» указанной статьи. То есть, если убийству предшествовало в иной промежуток времени совершение другого преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ, оно признавалось совершенным неоднократно. Именно такой квалификации до внесения поправок в уголовное законодательство подлежали серийные убийства со свойственной им «многоэпизодностью». Однако Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 08.12.2003 № 162-ФЗ статья 16 УК РФ, содержащая в себе институт неоднократности, признана утратившей силу [1].

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» в уже действующей редакции после внесения поправок и отмены института неоднократности в российском уголовном законодательстве «… убийство двух или более лиц, совершенное одновременно или в разное время, не образует совокупности преступлений и подлежит квалификации по пункту «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а при наличии к тому оснований также и по другим пунктам части 2 данной статьи…».

Таким образом, в настоящее время судебная практика не разграничивает квалификацию одномоментного двойного убийства и серийных убийств.

Приговором Пермского краевого суда по делу № 2–15/2014 содеянное гр. З. квалифицировано по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Согласно материалам уголовного дела, 05.09.2013 около 17 часов в ходе совместного употребления спиртных напитков между З. и потерпевшими С. и Ч. на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, в ходе которой подсудимый нанес С. не менее трех ударов кулаком и не менее двух ударов кухонным ножом в грудь и спину потерпевшего, от которых тот скончался. Продолжая свои преступные действия, З. умышленно нанес Ч. ножом не менее трех ударов в спину, голову и по лицу. От полученных телесных повреждений, осложнившихся массивной острой кровопотерей, Ч. скончался на месте происшествия в течение нескольких минут. Таким образом, убийство двоих потерпевших одним сентябрьским вечером в ходе возникшей ссоры квалифицировано как причинение смерти двум и более лицам [3].

Такой же квалификации подлежали деяния гр. Г., который на протяжении периода времени с 2009 по 2010 гг. в г. Краснокамске Пермского края совершил ряд умышленных убийств лиц без определенного места жительства и регистрации. Согласно материалам уголовного дела, 15.05.2009 Г. нанес потерпевшему А. множественные удары ножом в область головы, шеи и тела, в результате которых потерпевший скончался на месте происшествия. 13.12.2010 Г., действуя совместно с М., напал на потерпевшего Ч., нанес тому многочисленные удары руками, ногами, металлической трубой и кусками кирпичей по голове и другим частям тела, от которых тот скончался на месте. 14.12.2010 Г. нанес потерпевшему Г-ову множественные удары руками и ногами по голове и телу, не менее двух ударов ножом в шею и не менее двух ударов в живот. Затем Г., разбив стеклянную бутылку из-под пива, острыми краями бутылки нанес Г-ову множественные удары в живот. После чего Г. руками надавил тому на область шеи и удерживал так до наступления смерти потерпевшего. В вечернее время того же дня Г. совершил еще одно убийство, нанеся ножом не менее пяти ударов в шею, грудь и живот потерпевшего К. Приговором Пермского краевого суда от 02.05.2012 совершенные в разные периоды времени убийства четырех человек, которые согласно уголовно-правовым и криминалистическим характеристикам составляют четыре разных «эпизода», квалифицированы по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ — причинение смерти двум и более лицам [2].

По уголовно-правовой характеристике представленные примеры являются преступлениями с разной степенью общественной опасности. Данный тезис подтверждается также назначенным виновным наказанием: в первом случае подсудимому с учетом наличия у того опасного рецидива назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 18 лет, во втором примере — пожизненное лишение свободы. Однако по действующему уголовному закону деяния указанных лиц подлежат одинаковой квалификации.

Серийные убийства — уникальная категория преступлений, отличающаяся особой общественной опасностью, тесной связью с личностью преступника, «специфической» характеристикой поведения убийцы, который «маниакален» в совершении преступлений и не способен самостоятельно остановиться. Представляется, что деяния серийных убийц должны подлежать особой квалификации, которая бы учитывала исключительность данной категории преступлений.

Решение проблемы квалификации серийных убийств и отграничения данной категории преступлений от двойных убийств видится во внесении в Особенную часть Уголовного кодекса РФ новой статьи 105.1 УК РФ — серийные убийства и серийные убийства, сопряженные с изнасилованиями либо разбоями, а равно по найму.

Представляется, что необходимо также внести изменения и дополнения в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1, которое будет содержать определение серийных убийств, основанное на представлениях учёных-исследователей и практических работников о данном явлении.

Литература:

  1. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Российская газета, № 252, 16.12.2003.
  2. Приговор по делу № 2–5–2012 от 16 января 2012 г. // Текущий архив Пермского краевого суда.
  3. Приговор по делу № 2–15/2014 от 27 февраля 2014 г. // Текущий архив Пермского краевого суда.
  4. Бухановский А. О. Феномен «Чикатило» // Отв. ред. Дмитриева Т. Б., Бухановский А. О.: Серийные убийства и социальная агрессия. Тезисы докладов 1-й Международной научной конференции. ЛРНЦ «Феникс», Ростов-на-Дону, 1994. C. 252–262.
  5. Исаенко В. Н. Проблемы формирования понятия серийных убийств // Законодательство № 7, 2004. С. 74–79.
  6. Семенова Д. М. К вопросу о дифференциации уголовной ответственности за повторные преступления // Юридический вестник Самарского университета № 2, 2018. С. 138–141.
  7. Криминология: Учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2000. 678 с.
  8. Тарасова Ю. Е. Эволюция взглядов на понятие множественности преступлений в российской уголовно-правовой науке // Актуальные проблемы российского права, № 7 (92), 2018. С. 178–185.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, убийство, преступление, причинение смерти, лицо, общественная опасность, судебная практика, Пермский краевой суд, Пермский край, повышенная общественная опасность.


Задать вопрос