Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Ключевые слова: младшие школьники, учащиеся с ТНР, лингвистическая учебно-терминологическая лексика, лексическая сторона речи, учащиеся начальных классов.
Особенности развития речи ребёнка с ТНР определяют важность поиска путей формирования лексической стороны речи, в том числе лингвистического учебно-терминологического словаря. Данный этап работы в рамках всего образовательного процесса играет важную роль, поскольку трудности понимания и использования учебной терминологии непосредственно влияют на успешность усвоения учебного материала.
Чтобы приступить к коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование лингвистического учебного словаря, необходимо выявить особенности усвоения учебной терминологической лексики у каждого ребёнка, далее объединить учащихся в группы по различным степеням сформированности учебно-терминологических единиц. Далее целесообразно организовывать коррекционную работу для преодоления трудностей понимания и использования специальной лексики, доступной соответствующему уровню речевого развития.
Успешность логопедической работы во многом зависит от учёта особых образовательных потребностей и создания специальных условий обучения (междисциплинарное взаимодействие специалистов, формирование мотивации к усвоению лексики, формирование позитивного отношения к речи сверстников и т. д.).
Логопедическая работа по формированию лингвистической учебно-терминологической лексики опирается на следующие общедидактические принципы [1, с. 11–13]: последовательности, наглядности и доступности материала, перехода от частного к общему, заучивания только разъяснённого и понятного материала, опоры на собственный опыт. Следует также изложить специфические принципы [2, с. 17] формирования учебно-терминологических единиц: опора на наглядно-графические средства, использование терминов в различных контекстах, учёт взаимосвязи лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.
Коррекционно-развивающая работа направлена формирование умения понимать, а также свободно использовать в речи учебно-терминологические единицы, оперирование которыми определено программными требованиями учебной дисциплины «Русский язык». Основные задачи коррекционно-развивающей работы следующие:
- Формировать умение понимать и различать семантику лингвистических учебно-терминологических единиц.
- Формировать умение безошибочно использовать лингвистическую учебную терминологию путём понимания семантики слова через формирование лексико-семантических ассоциаций.
- Формировать умение безошибочно использовать лингвистическую учебную терминологию путём понимания семантики слова через формирование семантических полей.
- Формировать умение свободно оперировать лингвистической учебно-терминологической лексикой в связном речи.
Логопедическая работа, направленная на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики, предполагает при наличии у учащегося трудностей оказание различных видов помощи в определённой последовательности: 1. Стимулирующая помощь (побуждение с помощью фраз «Неплохо», «Продолжай», «Здорово»). 2. Организующая помощь (организовываем внимание ребёнка с помощью фраз «Подумай ещё», «Послушай ещё раз», «Посмотри внимательно»). 3. Повторение инструкции. 4. Использование наводящих вопросов. 5. Демонстрация образца выполнения задания (выполнение на примере какого-либо действия или рассуждения).
Работа по формированию лингвистической учебно-терминологической лексики состоит из следующих этапов и блоков работы [2, с. 18–19]:
I этап. Формирование представлений об учебно-терминологической лексеме.
На первом этапе важно сформировать у учащегося мотивацию к усвоению учебно-терминологических единиц; подготовить к восприятию учебной терминологии; сформировать представления об учебной терминологии.
Пример упражнения:
Упражнение «Общее слово»
Задача: Формировать умение подбирать подходящее по смыслу слово к группе слов.
Оборудование: картинный материал с изображением водолаза, водовоза и водопада.
Инструкция: «Назови, что видишь на картинках. С каким словом связаны эти слова?»
II этап. Формирование понятийной основы учебно-терминологических единиц.
На втором этапе важной задачей является обогащение специального словаря; расширение значения лексических наименований; организация семантических полей.
Пример упражнения:
Упражнение «Ушки на макушке»
Задача: Формировать умение определять родственность слов с опорой на слуховой анализатор.
Речевой материал: садик, санки, садовый, леса, садовод.
Оборудование: карточка, нарисованная ребёнком для обозначения термина.
Инструкция: Подними карточку, когда услышишь для слова «сад» родственное слово.
III этап. Закрепление использования учебно-терминологической лексики.
На третьем этапе целесообразно закреплять и видоизменять речевой материал; включать новые учебные единицы в ранее изученные; формировать грамматическое значение слов; формировать умение устанавливать семантику термина в контексте.
Пример упражнения:
Упражнение «Лото»
Задача: формировать умение соотносить учебно-терминологическую единицу с соответствующим ей примером.
Оборудование: карточки с названием учебно-терминологических единиц («синонимы», «родственные слова», «антонимы»).
Инструкция: Соотнеси карточки.
IV этап. Осознанное использование специальных терминологических единиц.
На заключительном этапе целесообразно расширять учебно-терминологический словарь; формировать умение самостоятельно оперировать специальной лексикой.
Пример упражнения:
Упражнение «Дополни определение».
Задача: Формировать умение дополнять определение термина «родственные слова».
Оборудование: Карточка с текстом «… слова — это слова, имеющие … часть и … по значению».
Инструкция: «Дополни».
Таким образом, работа по формированию учебно-терминологической лексики с младшими школьниками с ТНР на коррекционных занятиях осуществляется дифференцированно с учётом степени сформированности специального словаря. Также важно учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень мотивации, эмоциональное состояние, особенности развития высших психических функций.
Данная логопедическая работа важна для того, чтобы учащийся правильно воспринял термин в тексте, понял его значение, смог воспроизвести при необходимости; чтобы термин был отработан через специальные упражнения, в которых подготавливается его употребление; и, наконец, чтобы учащийся мог использовать термин в собственных высказываниях.
Литература:
- Зикеев А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных школ): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Пантелеева Л. А. Оптимизация процесса формирования учебно-терминологической лексики младших школьников с общим недоразвитием речи (III уровень) на логопедических занятиях: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.03. — М., 2009.