Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трофимович, Т. Г. Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях / Т. Г. Трофимович, М. О. Маркевич, Д. В. Филипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69664/ (дата обращения: 23.11.2024).



Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.

Ключевые слова: младшие школьники, учащиеся с ТНР, лингвистическая учебно-терминологическая лексика, лексическая сторона речи, учащиеся начальных классов.

Особенности развития речи ребёнка с ТНР определяют важность поиска путей формирования лексической стороны речи, в том числе лингвистического учебно-терминологического словаря. Данный этап работы в рамках всего образовательного процесса играет важную роль, поскольку трудности понимания и использования учебной терминологии непосредственно влияют на успешность усвоения учебного материала.

Чтобы приступить к коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование лингвистического учебного словаря, необходимо выявить особенности усвоения учебной терминологической лексики у каждого ребёнка, далее объединить учащихся в группы по различным степеням сформированности учебно-терминологических единиц. Далее целесообразно организовывать коррекционную работу для преодоления трудностей понимания и использования специальной лексики, доступной соответствующему уровню речевого развития.

Успешность логопедической работы во многом зависит от учёта особых образовательных потребностей и создания специальных условий обучения (междисциплинарное взаимодействие специалистов, формирование мотивации к усвоению лексики, формирование позитивного отношения к речи сверстников и т. д.).

Логопедическая работа по формированию лингвистической учебно-терминологической лексики опирается на следующие общедидактические принципы [1, с. 11–13]: последовательности, наглядности и доступности материала, перехода от частного к общему, заучивания только разъяснённого и понятного материала, опоры на собственный опыт. Следует также изложить специфические принципы [2, с. 17] формирования учебно-терминологических единиц: опора на наглядно-графические средства, использование терминов в различных контекстах, учёт взаимосвязи лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

Коррекционно-развивающая работа направлена формирование умения понимать, а также свободно использовать в речи учебно-терминологические единицы, оперирование которыми определено программными требованиями учебной дисциплины «Русский язык». Основные задачи коррекционно-развивающей работы следующие:

  1. Формировать умение понимать и различать семантику лингвистических учебно-терминологических единиц.
  2. Формировать умение безошибочно использовать лингвистическую учебную терминологию путём понимания семантики слова через формирование лексико-семантических ассоциаций.
  3. Формировать умение безошибочно использовать лингвистическую учебную терминологию путём понимания семантики слова через формирование семантических полей.
  4. Формировать умение свободно оперировать лингвистической учебно-терминологической лексикой в связном речи.

Логопедическая работа, направленная на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики, предполагает при наличии у учащегося трудностей оказание различных видов помощи в определённой последовательности: 1. Стимулирующая помощь (побуждение с помощью фраз «Неплохо», «Продолжай», «Здорово»). 2. Организующая помощь (организовываем внимание ребёнка с помощью фраз «Подумай ещё», «Послушай ещё раз», «Посмотри внимательно»). 3. Повторение инструкции. 4. Использование наводящих вопросов. 5. Демонстрация образца выполнения задания (выполнение на примере какого-либо действия или рассуждения).

Работа по формированию лингвистической учебно-терминологической лексики состоит из следующих этапов и блоков работы [2, с. 18–19]:

I этап. Формирование представлений об учебно-терминологической лексеме.

На первом этапе важно сформировать у учащегося мотивацию к усвоению учебно-терминологических единиц; подготовить к восприятию учебной терминологии; сформировать представления об учебной терминологии.

Пример упражнения:

Упражнение «Общее слово»

Задача: Формировать умение подбирать подходящее по смыслу слово к группе слов.

Оборудование: картинный материал с изображением водолаза, водовоза и водопада.

Инструкция: «Назови, что видишь на картинках. С каким словом связаны эти слова?»

II этап. Формирование понятийной основы учебно-терминологических единиц.

На втором этапе важной задачей является обогащение специального словаря; расширение значения лексических наименований; организация семантических полей.

Пример упражнения:

Упражнение «Ушки на макушке»

Задача: Формировать умение определять родственность слов с опорой на слуховой анализатор.

Речевой материал: садик, санки, садовый, леса, садовод.

Оборудование: карточка, нарисованная ребёнком для обозначения термина.

Инструкция: Подними карточку, когда услышишь для слова «сад» родственное слово.

III этап. Закрепление использования учебно-терминологической лексики.

На третьем этапе целесообразно закреплять и видоизменять речевой материал; включать новые учебные единицы в ранее изученные; формировать грамматическое значение слов; формировать умение устанавливать семантику термина в контексте.

Пример упражнения:

Упражнение «Лото»

Задача: формировать умение соотносить учебно-терминологическую единицу с соответствующим ей примером.

Оборудование: карточки с названием учебно-терминологических единиц («синонимы», «родственные слова», «антонимы»).

Инструкция: Соотнеси карточки.

IV этап. Осознанное использование специальных терминологических единиц.

На заключительном этапе целесообразно расширять учебно-терминологический словарь; формировать умение самостоятельно оперировать специальной лексикой.

Пример упражнения:

Упражнение «Дополни определение».

Задача: Формировать умение дополнять определение термина «родственные слова».

Оборудование: Карточка с текстом «… слова — это слова, имеющие … часть и … по значению».

Инструкция: «Дополни».

Таким образом, работа по формированию учебно-терминологической лексики с младшими школьниками с ТНР на коррекционных занятиях осуществляется дифференцированно с учётом степени сформированности специального словаря. Также важно учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень мотивации, эмоциональное состояние, особенности развития высших психических функций.

Данная логопедическая работа важна для того, чтобы учащийся правильно воспринял термин в тексте, понял его значение, смог воспроизвести при необходимости; чтобы термин был отработан через специальные упражнения, в которых подготавливается его употребление; и, наконец, чтобы учащийся мог использовать термин в собственных высказываниях.

Литература:

  1. Зикеев А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных школ): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Пантелеева Л. А. Оптимизация процесса формирования учебно-терминологической лексики младших школьников с общим недоразвитием речи (III уровень) на логопедических занятиях: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.03. — М., 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): лингвистическая учебно-терминологическая лексика, логопедическая работа, формирование, единица, коррекционно-развивающая работа, слово, умение, упражнение, учебная терминология, этап.


Ключевые слова

младшие школьники, учащиеся начальных классов, лексическая сторона речи, учащиеся с ТНР, лингвистическая учебно-терминологическая лексика

Похожие статьи

О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов

В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического ...

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Похожие статьи

О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов

В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического ...

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Задать вопрос