Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 07.05.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Ахметова, А. Р. Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников / А. Р. Ахметова, Р. Ф. Миннуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69660/ (дата обращения: 30.05.2020).



Игры с правилами — это такие игры, в которых мнимая воображаемая ситуация создается с помощью игрового правила, за несоблюдение которого назначаются те или иные санкции. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий [1].

С целью привлечения родителей к участию в экспериментальной работе в рамках выпускной квалификационной работы по повышению у детей стремления играть в различные игры с правилами мы провели с родителями две встречи с элементами социо-игровой технологии В. В. Букатова [1; 2]. Мы предложили родителям самим поиграть в игры с правилами и отметить потом, какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) развиваются в играх.

Мы предложили родителям сыграть в игру «Разведчики». Правила этой игры: играющие располагаются по кругу, сидят, опустив голову. По команде ведущего «Связаться с разведчиком» каждому играющему нужно поднять голову и скрытно, одними глазами связаться с кем-нибудь из круга. Нельзя говорить ни слова, размахивать руками, подмигивать. В этом случае враги обнаружат разведчиков, и задание будет провалено. Нужно «сцепиться взглядом» со своим «напарником» и держать друг друга взглядом. По сигналу «Приготовились» нужно быстро встать и, пока ведущий считает до 7, поменяться местами со своим напарником и на ходу пожать ему руку. Когда игра проигрывается второй раз, то выбирается «разведчик № 2», дается задание не просто поменяться с ним местами, пожав руку, но еще спросить на ходу номер квартиры и этаж, на котором назначена «явка». После того, как игроки поменялись местами, ведущий спрашивает у каждого по кругу, какие именно этаж и квартира были названы «разведчиком № 2».

После игры мы предложили родителям проанализировать, какие познавательные процессы развивает такая игра. Результаты обсуждения заносили в таблицу «Анализ психологических эффектов при игре».

Игровое действие

Психический процесс, который тренируется в игре

Дополнительные эффекты

1. связаться глазами с «разведчиком № 1»

- переключение внимания с одного человека на другого, — волевое усилие для сдерживания движений и речи

- интерес,

— сосредоточенность,

— легкий страх «А вдруг меня не выберут»

2. поменяться местами с разведчиком № 1, пожать ему руку при встрече

- рассредоточение внимания на три действия «встать с места — пожать руку — занять место напарника»,

память (не забыть пожать руку)

- быстрота реакции, необходимость согласовывать свои действия с действиями других игроков, в том числе из других «пар»

3. связаться глазами с «разведчиком № 2»

- переключение внимания с «разведчика № 1» на другого человека, — волевое усилие для сдерживания движений и желания комментировать происходящее

- интерес,

— желание выполнить это задание быстрее и лучше, чем поиск «разведчика № 1»

4. поменяться местами с «разведчиком № 2»

- рассредоточение внимания на четыре действия: «встать со своего стула — сказать номер своей квартиры и этажа — запомнить сказанный тебе номер квартиры и этажа — успеть занять место напарника

- быстрота реакции,

— удержание в памяти придуманных самим собой квартиры и этажа и сказанных тебе квартиры и этажа

5. назвать по просьбе ведущего номер «явочной» квартиры и этажа

- оперативная память на сведения, нужные только на время игры,

— умение воспроизвести нужную информацию, не перепутать с другими похожими сведениями, помнить при назывании «разведчиком № 2» те сведения, которые сам ему назвал

- переключение внимания с тех сведений, которые называют другие игроки на ту информацию, которую должен сообщить сам, когда подойдет очередь, — не растеряться в этот момент, — не перепутать цифры

6. подведение итогов

- оперативная память на всю игровую ситуацию; — мышление — нужно связать игровую задачу и качество ее выполнения самим собой, своими «разведчиками» и всей группой в целом;

— воображение — хочется и дальше представлять себя «разведчиками»;

— появление дружеских чувств к «своим разведчикам», желание продолжать с ними общение

- интерес к тому, что было в голове у других игроков, веселье при вспоминании суеты и растерянности;

— легкое раздражение на себя или на партнеров, если не удалось выполнить отлично;

— волевое усилие — выслушивать мнения других игроков

С целью глубокого погружения родителей в тему развития познавательной активности во время разнообразных игр с правилами мы предложили родителям сыграть в словесную игру «Загадочные сокращения (аббревиатуры)» и проанализировать ее потенциал для развития познавательной активности детей. Игровое правило этой игры следующее: ведущий предлагает игрокам вспомнить распространенные аббревиатуры и объяснить их значение (ДК — дом культуры, СМС — SMS — short message service — служба коротких сообщений, СЭС — санитарно –эпидемическая станция и др.). После вспоминания и расшифровки знакомых аббревиатур ведущий предлагает сочинить свои аббревиатуры на любую тему и записать на листочке. Затем каждый игращий по порядку, сидя в круге, произносит свою аббревиатуру. Остальные игроки предлагают свои варианты расшифровки.

Родители, которым мы предложили придумать свои варианты, сочинили и очень сложные, похожие на сценки аббревиатуры, например, «КВТП — кто выпустил тигра погулять?», «КШИСВ — Красная Шапочка ищет Серого Волка», и совершенно простые зашифрованные команды и пожелания: «ИС — иди спать», «ХОНД — хочу отдохнуть на диване», «ЛРС — люблю ребенка своего».

Игровое действие

Психический процесс, который тренируется в игре

Дополнительные эффекты

1.придумать загадочные сокращения

воображение

расширение знаний о мире

2.разгадать аббревиатуры, придуманные другими

- внимание, — воображение,

— фонематический слух,

— зрительно-слуховое соотношение,

— пространственные отношения

интерес, веселье

3.фиксация названий в письменной форме

- мышление, — память

— звуко-буквенные соотношения

можно придумать сюжет для игры

4.подведение итогов

- оперативная память на всю игровую ситуацию; — мышление — нужно связать игровую задачу и качество ее выполнения самим собой и всей группой в целом

- воображение

По такой схеме мы провели с родителями еще несколько игр правилами:

а) словесные: «Эхо», «Тарабарский язык», «Споры с предлогами», «Фразы с заданными словами», «Рифмы на –ок»;

б) подвижные: «Заводные человечки», «Встать по пальцам», «Хороводы», «ПДФ (память физических действий)».

Анализ проведенных игр привел родителей к пониманию того, что игры с правилами имеют много положительных качеств:

1) во время игры с правилами развиваются внимание, память, мышление, и это развитие происходит автоматически во время достижения главной цели таких игр — соблюдения игровых правил для решения игровой задачи;

2) в игре с правилами большую роль играет познавательный интерес, он тоже включается автоматически, пробуждает азартность и увлеченность игровой задачей;

3) игры с правилами всегда коллективны, в них не играют в одиночку, требуют распределения усилий между членами команды, установления дружеских чувств между детьми.

Анализируя значение игр с правилами для развития дружеских чувств у детей и вспоминая свое собственное детство, родители пришли к выводу, что детям очень полезны игры во дворе, в разновозрастной компании.

Литература:

  1. Букатов, В. М. Игры для детского сада. Развитие талантов через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов /Под общей ред. В. М. Букатова. — СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. — 189с.
  2. Букатов, В. М. Шишел — мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. — М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 144с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, правило, игровая задача, переключение внимания, оперативная память, волевое усилие, родитель, разведчик, игровое действие, игровая ситуация.


Похожие статьи

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну

Волевое усилие — это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутренние ресурсы

В играх с правилами воспитывается волевое поведение, но этот процесс необходимо осуществлять...

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Игровая деятельность, отличается от других форм занятий ребенка, так как в игре создается мнимая ситуация. Это происходит в результате расхождения видимого и смыслового поля, которое появляется в дошкольном возрасте. Мнимая ситуация заключает в себе правила...

Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами

Данная подборка игр с правилами поможет решить ряд следующих задач

В картотеке «Игры с правилами» подобраны игры для детей 6–7 лет. С детьми в течение учебного года

Работа может быть использована с целью просвещения воспитателей и родителей для достижения...

Использование дидактических игр в психологическом...

Игровая деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте, должна постепенно перерасти в учебную.

Умелое использование разнообразных видов дидактических игр в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку.

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Игровой замысел — первый структурный компонент игры — выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в...

Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста

Внимание – является основой всех процессов, какой способ развития внимания наиболее эффективен

Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил

Слизкова, Е.В. Игровая деятельность как средство развития эмпатии у детей младшего...

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей...

В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольно-печатные игры могут быть эффективно использованы для развития внимания, поскольку они помогают детям концентрироваться, обеспечивают переключение и...

К вопросу развития внимания у детей младшей группы...

Игровая задача — это основной элемент игры, которому подчинены все остальные элементы. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. В ней раскрывается программа игровых действий, с её помощью стимулируется желание их выполнить.

Использования игры как средства развития произвольной памяти...

Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои...

Похожие статьи

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну

Волевое усилие — это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутренние ресурсы

В играх с правилами воспитывается волевое поведение, но этот процесс необходимо осуществлять...

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Игровая деятельность, отличается от других форм занятий ребенка, так как в игре создается мнимая ситуация. Это происходит в результате расхождения видимого и смыслового поля, которое появляется в дошкольном возрасте. Мнимая ситуация заключает в себе правила...

Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами

Данная подборка игр с правилами поможет решить ряд следующих задач

В картотеке «Игры с правилами» подобраны игры для детей 6–7 лет. С детьми в течение учебного года

Работа может быть использована с целью просвещения воспитателей и родителей для достижения...

Использование дидактических игр в психологическом...

Игровая деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте, должна постепенно перерасти в учебную.

Умелое использование разнообразных видов дидактических игр в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку.

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Игровой замысел — первый структурный компонент игры — выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в...

Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста

Внимание – является основой всех процессов, какой способ развития внимания наиболее эффективен

Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил

Слизкова, Е.В. Игровая деятельность как средство развития эмпатии у детей младшего...

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей...

В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольно-печатные игры могут быть эффективно использованы для развития внимания, поскольку они помогают детям концентрироваться, обеспечивают переключение и...

К вопросу развития внимания у детей младшей группы...

Игровая задача — это основной элемент игры, которому подчинены все остальные элементы. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. В ней раскрывается программа игровых действий, с её помощью стимулируется желание их выполнить.

Использования игры как средства развития произвольной памяти...

Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои...

Задать вопрос