Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка методического наглядного материала по пленэрной практике и методики проведения занятий в условиях пленэра для общеобразовательной школы

Научный руководитель
Педагогика
05.05.2020
842
Поделиться
Библиографическое описание
Санникова, А. М. Разработка методического наглядного материала по пленэрной практике и методики проведения занятий в условиях пленэра для общеобразовательной школы / А. М. Санникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69644/.


Пленэр является важным блоком в программе непрерывного художественного образования. Предмет исследования методические наглядные материалы по пленэрной практике и методика проведения занятий в условиях пленэра. В статье кратко рассмотрены аспекты теории и практики пленэра, развития изобразительной грамотности обучающихся на пленэре. Проанализированы рабочие программы по дисциплине «Пленэр». Разработана рабочая программа, обобщающая важные аспекты в преподавании пленэра. По каждой теме расписаны задания и их методики проведения, разработан наглядный материал, составлены методические рекомендации.

Ключевые слова: пленэр, методика проведения занятий по пленэру, непрерывное художественное образование.

Пленэр является важным блоком в программе непрерывного художественного образования. Учащийся, осваивающий художественную программу в общеобразовательном учреждении, должен уметь работать с натурой, глубоко изучать природную среду, передавать природные условия, а также собирать материалы для будущих композиционных произведений.

Помимо практической значимости пленэра, юный творец осознает красоту и ценность жизни. Ребенок развивает эстетические и нравственные взгляды, воспитывает в себе любовь к родному краю. Обучающиеся знакомятся с архитектурными памятниками, особенностями их формообразования, их связью с историческим прошлым, что является важным фактором воспитательной работы.

Цельисследованияразработка методического наглядного материала по пленэрной практике и методики проведения занятий в условиях пленэра для общеобразовательной школы с углубленным изучением художественных дисциплин.

Предметисследованияметодические наглядные материалы по пленэрной практике и методика проведения занятий в условиях пленэра.

Задачи исследования:

  1. Изучить исторические аспекты возникновения и развития пленэра.
  2. Рассмотреть выразительные средства для пленэра.
  3. Проанализировать пленэрные работы художников.
  4. Проанализировать педагогический опыт по преподаванию пленэра в школе.
  5. Разработать структуру и содержание конспектов проведения занятий по пленэру.
  6. Разработать методические рекомендации по пленэру.

Методы исследования: анализ исследовательской, научной литературы по истории и технике пленэра, а также нормативных и программно-методических документов общего образования по изобразительному искусству, анкетирование педагогов изобразительного искусства.

Если структурировать и наглядно проиллюстрировать темы пленэра, опираясь на Государственные федеральные требования и опыт педагогов, разработать конспекты занятий по пленэру, а также составить методические рекомендации для проведения, то качество преподавания пленэра вырастет.

Важные аспекты теории и практики пленэра, развития изобразительной грамотности обучающихся на пленэре освещены в работах следующих авторов:

− М. Д. Базанова дала рекомендации по организации и методике проведения занятий на открытом воздухе, собрала информацию о разнообразных графических и живописных материалах и оборудованиях для работы в условиях пленэра, собрала более 150 репродукций с произведений художников-классиков и учебных работ из методического фонда Московского художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина.

− Г. В. Беда в своей книге рассмотрел основные теоретические и практические вопросы реалистической изобразительной грамоты, а именно рисунка с натуры, живописной грамоты, принципов построения композиции.

− В. В. Визер в своей книге раскрывает этапы освоения одного из жанров изобразительного искусства — пейзажа. Впервые описала способы и приемы построения изображения и его основных элементов, такие как: способы соединения красок, не создающие грязных смесей, приемы письма воздушной среды в картине, приемы исполнения разных видов контура формы предметов, законы разработки тоновых отношений и т. п.

− В. М. Дубровин рассматривал актуальные проблемы художественного образования в процессе обучения основам станковой композиции, затрагивал теоретические вопросы художественного творчества, раскрываются некоторые особенности создания реалистической станковой композиции, законы композиции, правила и приемы, используемые художником в процессе создания художественного произведения, художественного образа.

− Г. И. Ермаков изложил полезные сведения о живописи на пленэре: какие бывают этюды, как и с чего надо начинать писать этюд.

− Л. Х. Кадыйрова разработала учебное пособие, которое знакомит со спецификой работы графическими и живописными материалами на пленэре. Раскрывает основные вопросы по методической организации занятий (оборудование, материалы, система и методика обучения).

− Н. Я. Маслов анализирует основные приемы, правила и законы пленэрной живописи, дает конкретные рекомендации по методической организации занятий.

− В. И. Морозов разработал практическое пособие, которое знакомит с методами мастеров пленэрной живописи, с приёмами подхода к этюду, правильным ведением работы над этюдом.

− С. П. Рощин представил наиболее значимые проблемы, возникающие перед учащимися в процессе освоения живописного искусства. Рассмотрел вопросы психологических основ художественного творчества, композиции, представлений о форме и пространстве, техники живописи, основных ее понятий и положений.

− Ю. М. Тютюнова рассмотрела научно-методические и художественно-творческие аспекты выполнения набросков, зарисовок и этюдов в условиях пленэра с натуры, по памяти, по представлению и по воображению.

− А. С. Хворостов разработал методические рекомендации и практические советы, основанные на своем профессиональном опыте. Просто и доступно рассказывает в своей книге о том, как написать небо, деревья, траву, воду, передать на полотне луну и солнце, как писать этюды зимой и летом, как самому сделать раму для картины.

Отсюда можно сделать вывод, что методических разработок по пленэру большое количество, но в основном они на студенческую аудиторию или являются узконаправленными тематически.

Нами было проанализированы три рабочие программы дополнительного художественного образования. Выбор данных программ обусловлен тем, что в общеобразовательных школах без углубленного изучения изобразительного искусства отсутствуют рабочие программы по пленэру, а в учреждениях дополнительного образования программы по пленэрной практике являются обязательным компонентом.

Содержание учебного предмета и годовые требования по учебному предмету «Пленэр» образовательные учреждения разработали самостоятельно. Объем учебного времени, отводимого на занятие пленэром, составляет от 28 до 48 часов в год. Вид учебной деятельности разнообразен: практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина — на живопись. Темы в программах повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.

Таким образом, пленэр — неотъемлемая часть процесса обучения в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях с углублённым изучением изобразительного искусства, способствующая эстетическому, нравственному, художественному, духовному развитию учащегося. Учебный предмет «Пленэр» осваивается ежегодно, при этом временное соотношение составляет 1:3.

Учебный предмет «Пленэр» осваивается с 5 по 10 класса. На пленэр учебное время распределяется равномерно на все года обучения, что позволяет сделать вывод о системном подходе в обучении учащихся.

Мы структурировали и наглядно иллюстрировали темы пленэра, разработали конспекты занятий по темам: изучение растительных форм, изучение характерных форм животных и птиц, линейная и воздушная перспектива, особенности форм и цвета деталей пейзажа, фигура человека в естественной среде, а также составили методические рекомендации для проведения занятий.

Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение следующих знаний, умений, навыков:

− Знание способов передачи пространства, законов линейной перспективы, плановости,

− Навыки восприятия натуры в естественной природной среде,

− Умение передавать состояния в колористическом решении пейзажа,

− Умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция.

Нами был проведен опрос учителей изобразительного искусства в Художественно-технологическом лицее г. Кирова. Более 70 % опрошенных педагогов ответили, что стали бы использовать наглядные материалы и методические разработки по проведению пленэра на своих занятиях.

Подведя итог, можно сделать вывод, что разработка наглядных материалов и методики проведения занятий по пленэру позволяет более качественно организовывать учебный процесс, а методические рекомендации помогут скорректировать работу педагога.

Литература:

  1. Агамирян, Ж. Детская картинная галерея [Текст, изоматериал] / — М., 1979.
  2. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. [Текст, изоматериал] / Алехин, А.Д. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  3. Алпатов, М. В. Композиция в живописи. [Текст, изоматериал] / Алпатов, М.В. — М.: Искусство, 1940. — 132 с.
  4. Анисимов, Н. Н. Основы рисования: учеб. Пособие. 2-е изд. [Текст, изоматериал] / Анисимов Н. Н. –- М.: Стройиздат, 1977. — 87 с.
  5. Аженази, Г. И. Цвет в природе и технике. 3-е изд., пере-раб. И доп. [Текст, изоматериал] / Аженази, Г.И — М.: энергиз, 1974. — 88 с.
  6. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки. [Текст, изоматериал] / Барщ А. О. — М.: искусство, 1970. -166 с.
  7. Базанова, М.Д., Пленэр: учеб. летняя практика в худож. училище: учеб. пособие для худож.-промышл. училищ и училищ прикладного искусства / М. Д. Базанова. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — 159 с.: цв. ил. — Библиогр.: с. 158.
  8. Беда, Г. В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. — [Текст, изоматериал] / Беда Г. В. — М.: советский художник, 1964.
  9. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа. [Текст, изоматериал] / Бесчастнов Н. П. — М.; гуманит изд. Центр владос, 2008
  10. Боголюбов, Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. [Текст, изоматериал] / Боголюбов Н. С.– М., 1986.
  11. Вер, А. Общение с натурой. // художник, 1984. № i. -с. 62–64.
  12. Васильев, А. А. Пейзаж на первоначальном этапе обучения. // пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин. [Текст, изоматериал] / Васильев А. А.– Карачаевск, 1972, — с. 103–121.
  13. Ватагин, В. А. Изображение животного: записки анималиста. [Текст, изоматериал] / Ватагин В. А. — М.: искусство, 1957. 170 с.
  14. Волков, Н. Н. Цвет в живописи. [Текст, изоматериал] / Волков Н. Н. М.: искусство, — 1984. -480 с.
  15. Гончаров, И. Ф. Эстетическое развитие учащихся в процессе общения с природой // [Текст, изоматериал] — сов. Педагогика, 1961. № 8. — с. 82–86.
  16. Карлов, Г. Н. Изображение птиц и зверей. [Текст, изоматериал] / Карлов Г. Н.– М.: Просвещение, 1976. — 192 с.
  17. Ковтун, Е. Плоскость и пространство. — [Текст, изоматериал] // Творчество. -1967. № 7. — с.20–21.
  18. Кузин И. С. Наброски и зарисовки: пособие для учителей. -2-е изд., перераб. М.: просвещение, 1981. — 160 с.
  19. Лясковская О. А. Пленэр в русской живописи xix века. -м.: искусство, 1966. 190 с.
  20. Маслов, Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству: Учеб. пособие. [Текст, изоматериал] / Маслов Н. Я. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  21. Ревякин, П. П. Техника акварельной живописи. [Текст, изоматериал] / Ревякин П.П.– М.: Советский художник, 1957
  22. Ростовцев,Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. [Текст, изоматериал] / Ростовцев Н.Н. — М., 1991.
  23. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. [Текст, изоматериал] / Сокольникова Н. М.– Обнинск: Титул. — 199
  24. Терентьев, А. В. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. [Текст, изоматериал] Терентьев А. В.– М., 2000.
  25. Международная ассоциация деятелей художественного образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://madho.ru/obrazovanie/biblioteka/68-plener-kak-vazhnaya-sostavnaya-chast-uchebnogo-protsessa-predmetnoj-oblasti-izobrazitelnoe-iskusstvo (дата обращения13.10.19).
  26. Интерактивная площадка «Поленовский форум» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=371 (дата обращения13.10.19).
  27. Общеразвивающая программа по учебному предмету «Пленэр» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infourok.ru/obscherazvivayuschaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-plener-3176783.html (дата обращения 01.12.19).
  28. Проект примерной программы по учебному предмету ПО.03.УП.01. Пленер [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kultura-centr.ru/fgt/fgt %20programmi/ %D0 %9F %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %8D %D1 %80.pdf (дата обращения 01.12.19).
  29. Дополнительная профессиональная программа «Живопись» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://dshi2.ekb.muzkult.ru/media/2018/12/10/1211779988/OP_DPP_Zhivopis_58_2-ilovepdf-compressed.pdf (дата обращения 01.12.19).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
пленэр
методика проведения занятий по пленэру
непрерывное художественное образование
Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 492-495):
Часть 6 (стр. 415-497)
Расположение в файле:
стр. 415стр. 492-495стр. 497

Молодой учёный