Разработка методического наглядного материала по пленэрной практике и методики проведения занятий в условиях пленэра для общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 05.05.2020

Статья просмотрена: 801 раз

Библиографическое описание:

Санникова, А. М. Разработка методического наглядного материала по пленэрной практике и методики проведения занятий в условиях пленэра для общеобразовательной школы / А. М. Санникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69644/ (дата обращения: 16.12.2024).



Пленэр является важным блоком в программе непрерывного художественного образования. Предмет исследования методические наглядные материалы по пленэрной практике и методика проведения занятий в условиях пленэра. В статье кратко рассмотрены аспекты теории и практики пленэра, развития изобразительной грамотности обучающихся на пленэре. Проанализированы рабочие программы по дисциплине «Пленэр». Разработана рабочая программа, обобщающая важные аспекты в преподавании пленэра. По каждой теме расписаны задания и их методики проведения, разработан наглядный материал, составлены методические рекомендации.

Ключевые слова: пленэр, методика проведения занятий по пленэру, непрерывное художественное образование.

Пленэр является важным блоком в программе непрерывного художественного образования. Учащийся, осваивающий художественную программу в общеобразовательном учреждении, должен уметь работать с натурой, глубоко изучать природную среду, передавать природные условия, а также собирать материалы для будущих композиционных произведений.

Помимо практической значимости пленэра, юный творец осознает красоту и ценность жизни. Ребенок развивает эстетические и нравственные взгляды, воспитывает в себе любовь к родному краю. Обучающиеся знакомятся с архитектурными памятниками, особенностями их формообразования, их связью с историческим прошлым, что является важным фактором воспитательной работы.

Цельисследованияразработка методического наглядного материала по пленэрной практике и методики проведения занятий в условиях пленэра для общеобразовательной школы с углубленным изучением художественных дисциплин.

Предметисследованияметодические наглядные материалы по пленэрной практике и методика проведения занятий в условиях пленэра.

Задачи исследования:

  1. Изучить исторические аспекты возникновения и развития пленэра.
  2. Рассмотреть выразительные средства для пленэра.
  3. Проанализировать пленэрные работы художников.
  4. Проанализировать педагогический опыт по преподаванию пленэра в школе.
  5. Разработать структуру и содержание конспектов проведения занятий по пленэру.
  6. Разработать методические рекомендации по пленэру.

Методы исследования: анализ исследовательской, научной литературы по истории и технике пленэра, а также нормативных и программно-методических документов общего образования по изобразительному искусству, анкетирование педагогов изобразительного искусства.

Если структурировать и наглядно проиллюстрировать темы пленэра, опираясь на Государственные федеральные требования и опыт педагогов, разработать конспекты занятий по пленэру, а также составить методические рекомендации для проведения, то качество преподавания пленэра вырастет.

Важные аспекты теории и практики пленэра, развития изобразительной грамотности обучающихся на пленэре освещены в работах следующих авторов:

− М. Д. Базанова дала рекомендации по организации и методике проведения занятий на открытом воздухе, собрала информацию о разнообразных графических и живописных материалах и оборудованиях для работы в условиях пленэра, собрала более 150 репродукций с произведений художников-классиков и учебных работ из методического фонда Московского художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина.

− Г. В. Беда в своей книге рассмотрел основные теоретические и практические вопросы реалистической изобразительной грамоты, а именно рисунка с натуры, живописной грамоты, принципов построения композиции.

− В. В. Визер в своей книге раскрывает этапы освоения одного из жанров изобразительного искусства — пейзажа. Впервые описала способы и приемы построения изображения и его основных элементов, такие как: способы соединения красок, не создающие грязных смесей, приемы письма воздушной среды в картине, приемы исполнения разных видов контура формы предметов, законы разработки тоновых отношений и т. п.

− В. М. Дубровин рассматривал актуальные проблемы художественного образования в процессе обучения основам станковой композиции, затрагивал теоретические вопросы художественного творчества, раскрываются некоторые особенности создания реалистической станковой композиции, законы композиции, правила и приемы, используемые художником в процессе создания художественного произведения, художественного образа.

− Г. И. Ермаков изложил полезные сведения о живописи на пленэре: какие бывают этюды, как и с чего надо начинать писать этюд.

− Л. Х. Кадыйрова разработала учебное пособие, которое знакомит со спецификой работы графическими и живописными материалами на пленэре. Раскрывает основные вопросы по методической организации занятий (оборудование, материалы, система и методика обучения).

− Н. Я. Маслов анализирует основные приемы, правила и законы пленэрной живописи, дает конкретные рекомендации по методической организации занятий.

− В. И. Морозов разработал практическое пособие, которое знакомит с методами мастеров пленэрной живописи, с приёмами подхода к этюду, правильным ведением работы над этюдом.

− С. П. Рощин представил наиболее значимые проблемы, возникающие перед учащимися в процессе освоения живописного искусства. Рассмотрел вопросы психологических основ художественного творчества, композиции, представлений о форме и пространстве, техники живописи, основных ее понятий и положений.

− Ю. М. Тютюнова рассмотрела научно-методические и художественно-творческие аспекты выполнения набросков, зарисовок и этюдов в условиях пленэра с натуры, по памяти, по представлению и по воображению.

− А. С. Хворостов разработал методические рекомендации и практические советы, основанные на своем профессиональном опыте. Просто и доступно рассказывает в своей книге о том, как написать небо, деревья, траву, воду, передать на полотне луну и солнце, как писать этюды зимой и летом, как самому сделать раму для картины.

Отсюда можно сделать вывод, что методических разработок по пленэру большое количество, но в основном они на студенческую аудиторию или являются узконаправленными тематически.

Нами было проанализированы три рабочие программы дополнительного художественного образования. Выбор данных программ обусловлен тем, что в общеобразовательных школах без углубленного изучения изобразительного искусства отсутствуют рабочие программы по пленэру, а в учреждениях дополнительного образования программы по пленэрной практике являются обязательным компонентом.

Содержание учебного предмета и годовые требования по учебному предмету «Пленэр» образовательные учреждения разработали самостоятельно. Объем учебного времени, отводимого на занятие пленэром, составляет от 28 до 48 часов в год. Вид учебной деятельности разнообразен: практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина — на живопись. Темы в программах повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.

Таким образом, пленэр — неотъемлемая часть процесса обучения в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях с углублённым изучением изобразительного искусства, способствующая эстетическому, нравственному, художественному, духовному развитию учащегося. Учебный предмет «Пленэр» осваивается ежегодно, при этом временное соотношение составляет 1:3.

Учебный предмет «Пленэр» осваивается с 5 по 10 класса. На пленэр учебное время распределяется равномерно на все года обучения, что позволяет сделать вывод о системном подходе в обучении учащихся.

Мы структурировали и наглядно иллюстрировали темы пленэра, разработали конспекты занятий по темам: изучение растительных форм, изучение характерных форм животных и птиц, линейная и воздушная перспектива, особенности форм и цвета деталей пейзажа, фигура человека в естественной среде, а также составили методические рекомендации для проведения занятий.

Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение следующих знаний, умений, навыков:

− Знание способов передачи пространства, законов линейной перспективы, плановости,

− Навыки восприятия натуры в естественной природной среде,

− Умение передавать состояния в колористическом решении пейзажа,

− Умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция.

Нами был проведен опрос учителей изобразительного искусства в Художественно-технологическом лицее г. Кирова. Более 70 % опрошенных педагогов ответили, что стали бы использовать наглядные материалы и методические разработки по проведению пленэра на своих занятиях.

Подведя итог, можно сделать вывод, что разработка наглядных материалов и методики проведения занятий по пленэру позволяет более качественно организовывать учебный процесс, а методические рекомендации помогут скорректировать работу педагога.

Литература:

  1. Агамирян, Ж. Детская картинная галерея [Текст, изоматериал] / — М., 1979.
  2. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. [Текст, изоматериал] / Алехин, А.Д. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  3. Алпатов, М. В. Композиция в живописи. [Текст, изоматериал] / Алпатов, М.В. — М.: Искусство, 1940. — 132 с.
  4. Анисимов, Н. Н. Основы рисования: учеб. Пособие. 2-е изд. [Текст, изоматериал] / Анисимов Н. Н. –- М.: Стройиздат, 1977. — 87 с.
  5. Аженази, Г. И. Цвет в природе и технике. 3-е изд., пере-раб. И доп. [Текст, изоматериал] / Аженази, Г.И — М.: энергиз, 1974. — 88 с.
  6. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки. [Текст, изоматериал] / Барщ А. О. — М.: искусство, 1970. -166 с.
  7. Базанова, М.Д., Пленэр: учеб. летняя практика в худож. училище: учеб. пособие для худож.-промышл. училищ и училищ прикладного искусства / М. Д. Базанова. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — 159 с.: цв. ил. — Библиогр.: с. 158.
  8. Беда, Г. В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. — [Текст, изоматериал] / Беда Г. В. — М.: советский художник, 1964.
  9. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа. [Текст, изоматериал] / Бесчастнов Н. П. — М.; гуманит изд. Центр владос, 2008
  10. Боголюбов, Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. [Текст, изоматериал] / Боголюбов Н. С.– М., 1986.
  11. Вер, А. Общение с натурой. // художник, 1984. № i. -с. 62–64.
  12. Васильев, А. А. Пейзаж на первоначальном этапе обучения. // пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин. [Текст, изоматериал] / Васильев А. А.– Карачаевск, 1972, — с. 103–121.
  13. Ватагин, В. А. Изображение животного: записки анималиста. [Текст, изоматериал] / Ватагин В. А. — М.: искусство, 1957. 170 с.
  14. Волков, Н. Н. Цвет в живописи. [Текст, изоматериал] / Волков Н. Н. М.: искусство, — 1984. -480 с.
  15. Гончаров, И. Ф. Эстетическое развитие учащихся в процессе общения с природой // [Текст, изоматериал] — сов. Педагогика, 1961. № 8. — с. 82–86.
  16. Карлов, Г. Н. Изображение птиц и зверей. [Текст, изоматериал] / Карлов Г. Н.– М.: Просвещение, 1976. — 192 с.
  17. Ковтун, Е. Плоскость и пространство. — [Текст, изоматериал] // Творчество. -1967. № 7. — с.20–21.
  18. Кузин И. С. Наброски и зарисовки: пособие для учителей. -2-е изд., перераб. М.: просвещение, 1981. — 160 с.
  19. Лясковская О. А. Пленэр в русской живописи xix века. -м.: искусство, 1966. 190 с.
  20. Маслов, Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству: Учеб. пособие. [Текст, изоматериал] / Маслов Н. Я. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  21. Ревякин, П. П. Техника акварельной живописи. [Текст, изоматериал] / Ревякин П.П.– М.: Советский художник, 1957
  22. Ростовцев,Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. [Текст, изоматериал] / Ростовцев Н.Н. — М., 1991.
  23. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. [Текст, изоматериал] / Сокольникова Н. М.– Обнинск: Титул. — 199
  24. Терентьев, А. В. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. [Текст, изоматериал] Терентьев А. В.– М., 2000.
  25. Международная ассоциация деятелей художественного образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://madho.ru/obrazovanie/biblioteka/68-plener-kak-vazhnaya-sostavnaya-chast-uchebnogo-protsessa-predmetnoj-oblasti-izobrazitelnoe-iskusstvo (дата обращения13.10.19).
  26. Интерактивная площадка «Поленовский форум» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=371 (дата обращения13.10.19).
  27. Общеразвивающая программа по учебному предмету «Пленэр» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infourok.ru/obscherazvivayuschaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-plener-3176783.html (дата обращения 01.12.19).
  28. Проект примерной программы по учебному предмету ПО.03.УП.01. Пленер [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kultura-centr.ru/fgt/fgt %20programmi/ %D0 %9F %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %8D %D1 %80.pdf (дата обращения 01.12.19).
  29. Дополнительная профессиональная программа «Живопись» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://dshi2.ekb.muzkult.ru/media/2018/12/10/1211779988/OP_DPP_Zhivopis_58_2-ilovepdf-compressed.pdf (дата обращения 01.12.19).
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, методика проведения занятий, пленэр, условие пленэра, пленэрная практика, учебный предмет, материал, непрерывное художественное образование, рекомендация, углубленное изучение.


Ключевые слова

пленэр, методика проведения занятий по пленэру, непрерывное художественное образование

Похожие статьи

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Схема анализа урока русского языка в начальной школе: в помощь студенту-практиканту

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при проведении пробных уроков русского языка и литературного чтения в начальных классах. Рассматривае...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Возможности метода и приемов структурного анализа слова в формировании орфографических навыков студентов педагогического колледжа

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Похожие статьи

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Схема анализа урока русского языка в начальной школе: в помощь студенту-практиканту

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при проведении пробных уроков русского языка и литературного чтения в начальных классах. Рассматривае...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Возможности метода и приемов структурного анализа слова в формировании орфографических навыков студентов педагогического колледжа

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Задать вопрос