Факторы формирования криминального поведения серийных сексуальных убийц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 2771 раз

Библиографическое описание:

Корнилова, Е. В. Факторы формирования криминального поведения серийных сексуальных убийц / Е. В. Корнилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 315-318. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69632/ (дата обращения: 22.11.2024).



Одним из элементов криминалистической характеристики такого преступления, как убийство, является личность преступника. Отдельный вопрос — серийные убийства.

Серийный убийца — это лицо, совершившее три и более убийств с определенными интервалами между каждым эпизодом аналогичным способом. Серийных убийц, маньяков отличает жестокость, садизм, серийные убийцы на сексуальной почве, по мнению экспертов этой области, являются сексуальными садистами, поскольку ими движет желание получить сексуальное удовлетворение посредством причинения физической боли другим, они получают наслаждение от страданий своих жертв.

Действия серийных сексуальных убийц подпадает под понятие «криминальное поведение». Криминальным можно назвать поведение, которое противоречит закону, посягает на общественные нормы морали, является особо опасным.

Личность серийного сексуального убийцы, его поведение, обусловлены влиянием детства, генетики и психотравмирующих ситуаций, произошедших с ними в прошлом.

Поведение человека отражает его личность, поэтому ученые и практики стали обращаться к поведенческому анализу преступников, в связи с этим необходимо изучить факторы формирования криминального поведения серийного убийцы.

Были замечены некоторые схожие черты в их поведении, детстве. В рамках разработанной Е. Хиккеем модели «управление травмой» рассматривается динамика формирования криминального поведения серийных убийц. Этот специалист выделяет три фактора предрасположенности: биологический (генетика, злоупотребление алкоголем и/или препаратами, травмы головы и патология мозга), психологический (психологическое воздействие на человека окружающей действительности и людей) и социальный (влияние окружающих людей) [1, с.117]. Схожие по смыслу факторы формирования выделяют и другие ученые, однако, я считаю, что следует выделять два фактора: биологический и социальный фактор. Два этих фактора взаимосвязаны и взаимозависимы.

Биологический фактор можно назвать исходным в процессе формирования криминального поведения. Данный фактор заключается во влиянии на поведение человека таких элементов, как: генетика, травмы головы и патологии мозга, психологические и психиатрические аспекты.

Генетика, как фактор становления серийного убийцы, играет, по мнению исследователей, довольно значимую роль. Сексуальное влечение и возбуждение берет начала с мозговой деятельности человека. Ряд проведенных исследований указывает на роль гипоталамуса в формировании сексуального поведения, желания и влечения. [2]

Гипоталамическая область (гипоталамо-гипофизарная система) — самая примитивная часть мозга, гипоталамус является центром страха, ярости, удовольствия. Благодаря ему дети плачут, когда хотят есть, злятся, когда забирают их игрушки. У большинства детей нормальные отношения в семье и воспитание противостоят гипоталамусу и формируют нормальную реакцию мозга на возникающие проблемы (например, появление чувства стыда при отчитывании матерью ребенка за разбитую вазу). У сексуальных садистов этого нет: их гипоталамус продолжает функционировать на примитивном уровне в связи с отсутствием толчка для развития гипоталамуса. Проявляются явные симптомы гинекомании, поскольку наблюдаются сбои в развитии центра удовольствия (или гинекофилия: одержимость сексом). Сексуальное влечение и любовь соединены с болевым центром в мозге. В природе серийных убийц желание наблюдать предсмертные страдания жертв (помимо прочего), на что ни один здоровый человек не пойдет для удовлетворения потребностей садиста. Лукас Генри Ли описал свою сущность следующим образом: «Секс — одно из моих слабых мест. Я занимаюсь сексом любым доступным способом. Если мне приходится кого-то принуждать к этому, то принуждаю… насилую». [3, с.126].

К тому же гипоталамус не позволяет отказаться от своих желаний. Возбуждение нейронов мотивационного центра гипоталамуса происходит постепенно, по мере нарастания метаболической потребности: потребности получить сексуальное удовлетворение. При достижении критического уровня нейроны начинают генерировать потенциалы действия до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена [4], т. е. пока не будет достигнута эмоциональная разрядка.

Помимо влияния гипоталамуса на мозг, мне хотелось бы обратить внимание на открытый в 1993 году ген МАОА (ген война). Согласно исследованиям финских ученых, люди с этим геном склонны к агрессивному и антисоциальному поведению. Ген МАОА расположен в х-хромосоме, однако его влияние на мужчин гораздо выше, чем на женщин, поскольку наличие пары х-хромосом подавляет его активность. Только у 1/3 мужчин-носителей ген война малоактивен, а чем менее активен этот ген, тем выше базовый уровень дофамин и адреналина в норме и при стрессе. Ген МАОА передается по наследству, причем при «плохом варианте» гена склонность к насилию повышается в 13 раз [6]. Кроме того, жестокое обращение в отношении ребенка с этим геном повышает риск совершения им преступлений в будущем.

Избыток этого гена в мозге будущего психопата погашался серотонином («гормоном счастья») в состоянии зародыша. В итоге такой мозг привыкает к успокаивающему эффекту серотонина, с возрастом проявляется и усиливается «серотониновая ломка», которая не позволяет удовлетворять свои желания общепринятым способом, что толкает на насильственный способ преодоления этой ломки. Человека с геном МАОА в пассивной форме можно назвать потенциальным преступником, возможным серийным убийцей.

Еще один возможный биологический фактор, способный повлиять на поведение человека, это травмы головы, патологии мозга. Травмы головы могут вызвать различные нарушения в работе мозга, например, болевую асимболию. Данное заболевание характеризуется отсутствием реакции на боль при сохранении чувствительности (даже если держать руку над открытым огнем мозг не реагирует на боль, условный рефлекс — отдернуть руку — не срабатывает). Схожее заболевание — врожденная анальгезия (синдром Бельмондо) — представляет собой врожденное нарушение нервной системы, при котором человек полностью утрачивает чувствительность к боли [7, с.77]. Болевые рецепторы есть, но болевой сигнал не доходит до мозга. Подобные заболевания — редкое явление, однако травмы мозга иногда вызывают подобные нарушения лобной и теменной долей головного мозга, отвечающих за тактильную чувствительность. На наше чувство сострадания влияет то, как мы сами реагируем на боль. Если человек не понимает физическую боль, то он становится более жестоким по отношению к другим.

Человеческое поведение тяжело поддается объяснению, поскольку на него влияют не только гены, но и воспитание, конкретные обстоятельства, самоконтроль. Несмотря на биологическую предрасположенность, решающее воздействие на человека и его поведение оказывают социальные факторы.

Социальные факторы — это факторы, обстоятельства, условия социализации человека, влияющие на его развитие и поведение.

Во второй половине прошлого века психологи обратили внимание на ранние признаки поведения у детей, указывающие на возникновение преступных наклонностей в будущем. Хотя до сих пор нет единого мнения среди экспертов по поводу влияния окружающей действительности на становление убийцы, детство будущих серийных сексуальных убийц имеет схожие черты.

Психологи уже давно признали тот факт, что истоки поведения человека кроются в его детстве. А. С. Глазунова приводит следующую статистику: приблизительно 40 % серийных убийц росли в неполной семье (преимущественно без отца); в случаях с полной семьей только у 4 % отмечалась привязанность к родителям. Когда внешне семья благополучна, отмечается отсутствие эмоциональной связи с родителями. Также выделяется физическое и сексуальное насилие в детстве со стороны родителей или родственников [8, с.350–351].

Исследование несовершеннолетних правонарушителей, проведенное кафедрой психиатрии Алтайского государственного медицинского университета, показало, что доля малолетних преступников, которые росли в среде агрессивности и жестокости, в девять раз выше, чем выходцев из обычных семей [9, с.55]. Нетрудно сделать вывод, что на поведение влияет в первую очередь семейная обстановка.

Многие психологи признают решающим влияние матери. Так, английский психиатр Дж. Баулби утверждал, что отсутствие матери для ребенка в возрасте до 2–3 лет травмирует психику, которая перестает сдерживать инстинкты: приводит к формированию таких черт характера, как агрессивность, отсутствие чувства вины, равнодушие к людям [10, с.38–39]. Например, Чарльз Мэнсон первые несколько лет своей жизни провел у родственников, потому что мать пропадала на дни и недели, отца не было. С 8-летнего возраста жил в компании разных «кавалеров» матери, с которыми она пьянствовала [10, с.60–61]. Противоправное и аморальное поведение матери, ее безразличное отношение к своему ребенку способно вызвать у него соответствующую реакцию в будущем: равнодушие, отсутствие моральных принципов, агрессивность.

Исследования 80-х гг. также показали, что отцы преступников часто проявляли жестокость по отношению к членам своей семьи, угрожали убийством. Они зачастую страдают алкоголизмом или наркоманией [11, с.301–302]. Такое поведение родителей сказывается на ребенке на уровне подсознания. Человек просто реагирует на то, чему научился в детстве. Когда дети растут в среде насилия, издевательств и жестокости, неудивительно, что некоторые из них становятся убийцами, садистами.

Помимо влияния родителей, на поведение будущих преступников оказывают и окружающие люди, их поведение, отношение к другим. Например, Педро Алонсо Лопес, колумбийский серийный убийца, совершил более 50 убийц. Жил в многодетной семье, мать зарабатывала проституцией; однажды мать застала Педро за сексом с младшей сестрой, после чего прогнала его из дома. После Педро сожительствовал с взрослым мужчиной, который насиловал его и периодически сдавал в сексуальное рабство другим педофилам; а в 12-летнем возрасте подвергся сексуальному насилию со стороны своего школьного учителя. Первой жертвой Лопеса стал его хозяин, которого он изнасиловал и убил, а следующими тремя жертвами стали бывшие клиенты-педофилы. Таким образом, поведение этих жертв (насилие) вылилось в соответствующую проекцию поведения Лопеса. Отомстив и отсидев за эти убийства, Лопес принялся за девочек и молодых девушек, которых он насиловал и убивал [12]. Получается, насилие и издевательства в детстве выразились в устоявшейся ненависти к женскому полу: мать, которая должна была защищать сына, занималась проституцией, безразлично к нему относилась, прогнала его, что стало причиной его страданий. Все детство для него стало адской кузницей, в которой был «выкован» серийный сексуальный убийца. Жестокое поведение окружающих людей отражается на уровне подсознания, и именно оно определяет течение нашей жизни.

Полагаю, что решающим фактором формирования серийных сексуальных убийц является именно социальный, в рамках которой решающую роль играет семья, которая показывает ребенку как жить и общаться с другими людьми на своем примере. Многие серийные убийцы выросли в окружении насилия: постоянное нанесение побоев отцом (как в отношении матери, так и в отношении детей); распутное поведение матери (занятие проституцией или неразборчивость в сексуальных связях); психологическое давление, унижение родителями друг друга и ребенка; насильственные действия сексуального характера в отношении ребенка — все это прививает ребенку соответствующую модель поведения.

К тому же существуют люди, которые имеют заболевания головного мозга, ген МАОА, психические отклонения или аномалии характера, которые не совершают садистские убийства. Все потому что они были окружены заботой в детстве. Поэтому генетика играет меньшую роль, нежели окружение, в том, что касается будущего ребенка.

Существует прямая взаимосвязь между прошлым преступника, его личностью и совершаемыми им преступлениями. Как отметил психолог А. Бухановский, процесс формирования наклонностей серийного убийцы происходит постепенно: человек проходит через ряд обстоятельств, которые оказывают на него влияние. При этом на одного они действуют, другой их даже не замечает [13, с.38]. Серийные сексуальные убийцы выделяются среди прочих своей жестокостью, которая берет свои корни из тяжелого детства и генетики, заложив в их психике криминальные наклонности, садизм. Субъект в своих убийствах ищет сильные эмоции, которые он получил в детстве в результате побоев и издевательств. Каждый стремится получить эмоциональное удовлетворение. В детстве закладываются основы достижения эмоциональной разрядки, которые могут превратиться в хобби: бег трусцой, игра на скрипке, рисование, бокс и т. д. В условиях издевательств и насилия формируется представление о получении эмоциональной разрядки, способа «выпустить пар» через насилие над другими. Таким образом, постоянное насилие в детстве формирует сексуальный профиль и то, что впоследствии становится почерком.

Данные сведения используются при построении психологического портрета преступника. Следует понимать, что профиль преступника — это руководство, которое может направить следствие в нужное русло, нельзя его «подгонять» под конкретного подозреваемого. Профиль используется для психологической идентификации, однако необходимо правильно интерпретировать поведение неустановленного преступника и применять его в совокупности с собранными по делу доказательствами. Психологический портрет полезен в случаях, когда на месте происшествия нет следов, позволяющих выйти на определенного подозреваемого. Иногда ясно, что преступление совершил мужчина на сексуальной почве, но такие выводы мало чем помогут раскрытию преступления. К тому же неизвестный преступник может оказаться кем угодно, в том числе и сотрудником правоохранительных органов или юристом, знакомым с методикой расследования. Поэтому не исключена возможность использования юридических знаний для ухода от наказания и даже фальсификация доказательств. Следовательно, необходимо установить соответствие между психологическим профилем неустановленного преступника и подозреваемым/обвиняемым.

После поимки предполагаемого серийного убийцы следует проделать определенную работу: собрать подробную биографическую информацию и провести опрос его близких родственников, друзей, коллег. Данная работа поможет точнее понять мотивы преступлений и провести идентификацию подозреваемого/обвиняемого и субъекта преступления.

Литература:

  1. Arndt. V.. Khayetras. T. Yu.. Kim. Yu. Kriticheskiye kharakteristiki seriynykh ubiyts // Amerikanskiy zhurnal ugolovnoy yustitsii. — 2004. — № 29(1). — S. 117–131.
  2. Григорьевская, Л. А. Сексуальные эмоции как психосоматическое явления // Российское научное сексологическое сообщество: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://1sexology.ru/seksualnye-emocii-kak-psixosomaticheskoe-yavlenie-vzglyad-akushera-ginekologa/. — Загл. с экрана.
  3. Энциклопедия серийных убийц: [перевод с английского] / Дэвид Эверит, Хэролд Шехтер. — Москва: Алгоритм, 2015. — 304 с.
  4. Недоспасов, В. О. Физиология центральной нервной системы // КулЛиб — Классная библиотека!: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://coollib.net/b/272168/read. — Загл. с экрана.
  5. Гештальтпсихология: основные положения. Понятие гештальтпсихологии // Все о психологии: Психология, статьи по психологии: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu-psycho.ru/geshtaltpsihologiya-ponyatie-i-osnovnye-idei-geshtaltpsihologii.html. — Загл. с экрана.
  6. Медведев, Ю. Ученые открыли ген преступности // Рос. Газ. — 2014. — 4 декабря.
  7. Большая медицинская энциклопедия: актуализированное и дополненное издание бестселлера. — М.: Эксмо, 2015. — 880 с.
  8. Глазунова, А. С. Характеристика личности серийного сексуального убийцы // Российский криминологический взгляд. — 2012. — № 3. — С. 350–354.
  9. Субъект с непатологическими психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, в уголовном законодательстве Российской Федерации: монография / И. И. Брыка; РПА Минюста России. — М.: РПА Минюста России, 2011. — 75 с.
  10. Дети-преступники: Воры, убийцы, террористы, попрошайки / Подгот. текста Ю. Н. Иванова. — Мн.: Литература, 1996. — 640 с.
  11. Джуан, С. Странности нашего мозга / С. Джуан; Пер. с англ.: А. А. Давыдовой. — М.: РИПОЛ классик, 2009. — 576 с.
  12. Мирошникова, В., Панкова, М. 100 знаменитых судебных процессов: Педро Алонсо Лопес (Монстр Анд) // Электронная библиотека PROFILIB: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/32921/valentina-miroshnikova-100-znamenitykh-sudebnykh-protsessov-131.php. — Загл. с экрана.
  13. Убийцы и маньяки. Сексуальные маньяки, серийные преступления / Подгот. текста Т. И. Ревяко, Н. В. Трус. — Мн.: Литература, 1996. С. 640.
Основные термины (генерируются автоматически): ген, серийный убийца, травма головы, убийца, детство, криминальное поведение, патология мозга, поведение, поведение человека, ребенок, эмоциональная разрядка.


Задать вопрос