Проблемы контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Станкин, А. Н. Проблемы контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях / А. Н. Станкин, А. В. Бахарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69615/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор рассматривает проблемы контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: РФ, Верховный Суд РФ, административное правонарушение, судебная дискреция, жалоба

В 2018 году согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации было зарегистрировано около 7 млн дел об административных правонарушениях.

Наиболее характерным признаком ответственности в рамках административного законодательства является признак неотвратимости. Что касается мер воздействия, то для данного правового поля в качестве основной меры является штраф, выступающий одновременно как вид наказания. Эффективность применения ранее указанной меры правового воздействия подтверждается статистическими данными, поскольку «популярность» ее применения составляет 70 %. Однако, стоит учитывать, что на практике применение данного признака реализовано достаточно громоздко, в связи с чем недостаточно эффективно насколько это возможно ввиду широкого потенциала. Об этом свидетельствует факт привлечения к административной ответственности за неуплату ранее назначенных административных штрафов. По статистике за первое полугодие 2018 года судами было привлечено около 800 тысяч граждан.

Также стоит отметить высокий рост преступности в нашей стране, что безусловно связно со значительным уровнем загруженности судов.

Причиной неоправданно высокой нагрузки на суды в производстве дел об административных правонарушениях является отсутствие в российском законодательстве системы регулирования, отсутствие четких критериев разграничения дел между подведомственными органами, отсутствие нормативно-правовой базы, фиксирующей права и обязанности судей.

Судебно-контрольная деятельность суда в правовом поле имеет трактовку как «особой формы судебного контроля в виде осуществления деятельности по рассмотрению жалоб участников административного дела на решения нижестоящих инстанций в установленном порядке» [1].

Представитель Воронежской правовой школы, начальник Управления Судебного департамента в Воронежской области, Сергей Борисович Трухачев, рассматривает судебно-контрольную деятельность суда как самостоятельную форму контроля суда жалоб на результат правовых решений представителей публичной власти.

Анализ действующих нормативно — правовых актов позволяет сделать вывод о необходимости закрепления в правовом поле формы принимаемого судом процессуального решения в формате определения.

По итогам оглашения постановления судьей, участники правового конфликта имеют право подать жалобу. Согласно статье 30.16 КоАП РФ (часть 2), судья, рассматривая содержание и объективность жалобы, имеет право востребовать материалы дела об административном правонарушении в полном объеме.

Пленум Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года постановил, что рассмотрение жалоб на постановления по делам об административном правонарушении не имеет необходимости собирать для этого судебное заседание, поскольку эта процедура не предусмотрена КоАП РФ.

В то же время, в упомянутом выше Постановлении указана необходимость закрепить процедуру надзора судебного разбирательства и принятых в дальнейшем решений на законодательном уровне.

Анализируя положения действующего Кодекса об административных правонарушениях РФ, стоит отметить, что предметом регулирования является не принцип объективности и справедливости судебного контроля и назначенного наказания правонарушителю, а сам процесс преследования правонарушителя в ходе судопроизводства рассматриваемого дела. Это стало причиной появления недочетов в действующем законодательстве в вопросах рассмотрения жалоб на постановления суда. В таком случае суд вправе действовать на свое усмотрение в рамках закона. Такое явление в правовой науке определяется как дискреция.

Примером применения судебной дискреции по рассматриваемым вопросам является перечень возможных причин возвращения судом жалобы заявителю. Среди них:

 несоблюдение сроков подачи жалобы;

 подача жалобы неуполномоченным лицом;

 отсутствие подписи заявителя на бланке жалобы.

При отказе в принятии жалобы от заявителя правомерно в этом случае судье ссылаться в целом на ст. 30.3 КоАП РФ «Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении». При этом нередкий случай из практики судов, когда судья дает общую отсылку на статью, а не на конкретную часть, принимая решения о рассмотрении жалобы [2].

Решение судьи об отказе принимать жалобу на вынесенное постановление может быть принято судом разных инстанций, как мировым судом, так и Верховным Судом Российской Федерации [3].

Применение в судебной деятельности судебной дискреции пресекает развитие судопроизводства по жалобам [4]. Это связано с тем, что Кодекс об административных правонарушениях РФ не затрагивает вопрос последствий отказа от жалобы.

Судебная аксиома: заявитель вправе подать жалобу, а также вправе отказаться от нее. Во втором случае рассматривать жалобу нет необходимости. При отказе заявителя от жалобы на постановление по рассматриваемому делу прекращается судопроизводство по жалобе. Это положение закреплено в статьях 30.4, 30.6, 29.12 КоАП РФ, а также в Постановлении Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года.

На реальной практике Верховного Суда РФ зафиксирован случай, когда жалоба была возвращена в ходе этапа ее рассмотрения при возникновении обстоятельств, повлекших ее возвращение заявителю [5].

Рассмотренные выше случаи о несоответствии содержания законодательных актов реальным требованиям практического правосудия, дают основания сделать вывод о необходимости переработки и дополнения процессуальной модели действующего КоАП РФ.

Литература:

  1. Трухачев, С. Б. О развитии контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях: практика, теория, перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 2 (21). С. 130–135.

2. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 г. № 04АП-7254/2016 по делу № А78–14950/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2019.

3. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 28.10.2016 г. № 33а-8324/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2019.

  1. Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2015 г. № 18-КГ15–162 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2019.
  2. Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2015 г. № 81-ААД15–2 «О снятии с рассмотрения и возвращении заявителю жалобы на определение судьи о возвращении жалобы на решение об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административное правонарушение, Верховный Суд РФ, жалоба, судебная дискреция, административное правонарушение РФ, Верховный Суд, Российская Федерация, Судебный департамент, судебный контроль.


Ключевые слова

административное правонарушение, РФ, Верховный суд РФ, жалоба, судебная дискреция

Похожие статьи

Отдельные проблемы рассмотрения дел об административных...

КоАП РФ при производстве по делам об административных правонарушениях не предусматривает ведения протокола судебного заседания. Одновременно с этим Верховный Суд РФ указывает, что протокол составляется и подписывается только судьей, замечания на...

Некоторые вопросы учреждения административных судов...

Данные статистики, представленные Верховным судом РФ, свидетельствуют, что только в 1999 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено около 2 млн. дел об административных правонарушениях, а также жалоб о нарушении конституционных прав граждан, в том числе...

Административные суды Российской Федерации: есть ли в них...

Эта статья посвящена актуальной в последние годы теме создания административных судов в нашей стране. С целью понять необходимость в создании административной юстиции в РФ, автор делает анализ аналогичных судов, уже существующих в других странах...

РФ, судебная защита, исковое заявление, суд, Российская...

Однако нормы ГПК РФ и АПК РФ не предусматривают передачу дел судом общей юрисдикции в арбитражный суд, в то время как нормы КоАП РФ четко регулируют возможность такой передачи дела. В случае если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то...

АПК РФ, РФ, арбитражный суд, взыскание, санкция, судебное...

Арбитражные суды применяют постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» [25] и Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 24.12.2014 [26] и считают дела такого рода не...

Система судебных органов Российской Федерации

Судебной системой Российской Федерации является система специализированных органов

В Российской Федерации все суды подразделяются на федеральные суды и суды

Верховный Суд Российской Федерации; Верховные суды республик, краевые, областные

судебная система, Российская Федерация, судебная реформа, общая юрисдикция, РФ...

Постановления Правительства РФ как объект судебного контроля

Во-вторых, по форме судебный нормоконтроль Верховного Суда РФ может быть как прямым, когда административное производство возбуждается исключительно в целях проверки постановления, так и косвенным, когда попутно с рассмотрением дела суд оценивает...

Районный суд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ.

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции...

В своей деятельности aппарат суда руководствуется Кoнституцией РФ, ФКЗ,ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, прикaзами и распоряжениями Верхoвного суда РФ, Судебного департамента при Вeрховном суде РФ...

Похожие статьи

Отдельные проблемы рассмотрения дел об административных...

КоАП РФ при производстве по делам об административных правонарушениях не предусматривает ведения протокола судебного заседания. Одновременно с этим Верховный Суд РФ указывает, что протокол составляется и подписывается только судьей, замечания на...

Некоторые вопросы учреждения административных судов...

Данные статистики, представленные Верховным судом РФ, свидетельствуют, что только в 1999 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено около 2 млн. дел об административных правонарушениях, а также жалоб о нарушении конституционных прав граждан, в том числе...

Административные суды Российской Федерации: есть ли в них...

Эта статья посвящена актуальной в последние годы теме создания административных судов в нашей стране. С целью понять необходимость в создании административной юстиции в РФ, автор делает анализ аналогичных судов, уже существующих в других странах...

РФ, судебная защита, исковое заявление, суд, Российская...

Однако нормы ГПК РФ и АПК РФ не предусматривают передачу дел судом общей юрисдикции в арбитражный суд, в то время как нормы КоАП РФ четко регулируют возможность такой передачи дела. В случае если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то...

АПК РФ, РФ, арбитражный суд, взыскание, санкция, судебное...

Арбитражные суды применяют постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» [25] и Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 24.12.2014 [26] и считают дела такого рода не...

Система судебных органов Российской Федерации

Судебной системой Российской Федерации является система специализированных органов

В Российской Федерации все суды подразделяются на федеральные суды и суды

Верховный Суд Российской Федерации; Верховные суды республик, краевые, областные

судебная система, Российская Федерация, судебная реформа, общая юрисдикция, РФ...

Постановления Правительства РФ как объект судебного контроля

Во-вторых, по форме судебный нормоконтроль Верховного Суда РФ может быть как прямым, когда административное производство возбуждается исключительно в целях проверки постановления, так и косвенным, когда попутно с рассмотрением дела суд оценивает...

Районный суд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ.

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции...

В своей деятельности aппарат суда руководствуется Кoнституцией РФ, ФКЗ,ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, прикaзами и распоряжениями Верхoвного суда РФ, Судебного департамента при Вeрховном суде РФ...

Задать вопрос