В статье рассматривается понятие договора коммерческой концессии, законодательная трактовка договора коммерческой концессии, изменения в законодательстве касаемо договора коммерческой концессии.
Ключевые слова: гражданское право, договор коммерческой концессии, исключительные права, франчайзинговые отношения, франшиза.
Договор коммерческой концессии в гражданском праве, как и любой другой договор, определяется как сделка, в которой достигается соглашение между сторонами (именуемыми как правообладатель и пользователь), с целью передачи для дальнейшего использования комплекса исключительных прав.
Как только появилась первая трактовка договора коммерческой концессии в Гражданском Кодексе РФ, она представляла из себя следующее: «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д». [1, с. 410].
Следующие изменения были внесены в 2008 году и касались непосредственно самого определения договора: «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» [1, с. 931].
Причиной изменений послужило расширение объектов, представление которых по договору коммерческой концессии допускалось в связи с тем, что они получили законодательное закрепление, соответственно в определение договора были закреплены такие понятия как коммерческое обозначение и секрет производства (ноу-хау). Так же можно заметить, что из перечня был исключен такой объект как фирменное наименование, причиной этому послужило изменение понимания их юридической природы. По сути, фирменное наименование стало аналогом имени физического лица, которая состояла из определенного перечня взаимосвязанных элементов (направление деятельности, организационно-правовая форма, индивидуализирующие элементы и т. д.).
Одним из наиболее необходимых законодательных преобразований является внесение поправок в гражданское законодательство, связанных с расхождением с антимонопольным законодательством. Так, в соответствии с соответствии со ст. 12 Федерального закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с июля 2009 г. разрешалось координировать цены внутри франчайзинговой сети, а ст. 1033 ГК РФ напрямую указывала на ничтожность условий договора, в силу которых правообладатель приобретал право определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать максимальные и минимальные размеры.
Данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности говорят о том, что в год регистрировалось менее тысячи договоров коммерческой концессии, тогда как деле количество предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рамках договора коммерческой концессии, было во много раз больше [4].
Таблица 1
Отчет Федеральной службы по интеллектуальной собственности орегистрации договоров коммерческой концессии.
Год регистрации |
Количество зарегистрированных договоров |
2006 г. |
306 договоров коммерческой концессии |
2007 г. |
401 договор коммерческой концессии |
2008 г. |
519 договоров коммерческой концессии |
Именно поэтому в 2011 году в законодательство были внесены изменения, которые отныне запрещают пользователю и правообладателю конкурировать друг с другом на закрепленной за ними территориях. Это означало, что теперь правообладатель лишается возможности передавать другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории. Правообладатель должен воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории. Что касается пользователя, то он более не может конкурировать с правообладателем на территории действия договора в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав.
Возможность правообладателя устанавливать стоимость товаров, ее нижние и верхние пределы, не может быть однозначно оценена. С одной стороны, нарушенными оказываются меры по установлению здоровой ценовой конкуренции на рынке, независимости контрагентов, с другой — франчайзинговые предприятия в глазах потребителей представляются тождественными, отсюда закономерные ожидания равного для всех потребителей качества и уровня цен. Если учесть, что пользователь должен обеспечить одинаковое качество своей продукции и не должен создавать своими действиями конкуренцию в рамках франшизной сети, то возможность подобного регулирования себя оправдывает. С другой стороны, представляется логичным, что правообладатель не вправе влиять на ценовую политику пользователя, поскольку это вытекает из необходимости устранения конкуренции между участниками договора коммерческой концессии, чем и были мотивированы изменения законодательства.
Также было установлено:
− обязательство пользователя реализовывать произведенные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным ценам. Кроме того, пользователь обязуется не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;
− обязательство продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги в пределах территории, определенной с правообладателем;
− обязательство согласовывать с правообладателем место расположения используемых коммерческих помещений, характер их назначения, а также их оформление.
Одним из факторов, оказавшим положительное влияние на развитие франчайзинговых отношений на потребительском рынке России в 2011 году стало включение грантов (субсидий) на приобретение франшизы в программы развития малого и среднего предпринимательства. В качестве доказательства данного суждения Панюкова В. В. приводит такой пример, что в программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в период с 2012 по 2015 года была предусмотрена специальная программа по реализации субсидированных затрат связанных с приобретением франшизы по договору коммерческой концессии. Данная программа несла в себе цель повышения конкурентоспособности между субъектами малого предпринимательства и начинающих субъектов малого предпринимательства за счет снижения затрат последних на создание собственного бизнеса [5].
Законодательство и правоприменительная практика, верно ориентируют предпринимателей в сторону добросовестного исполнения принятых на себя обязательств, что находит свое отражение в снижении юридических возможностей прекращения отношений, взыскания убытков или неосновательного обогащения под формальными предлогами. Так, суды указывают, что исполнение договора, противоречащее некоторым из его условий, не является существенными, свидетельствует об одобрении своими действиями их изменения, что также является фактором, предотвращающим недобросовестное поведение сторон. В то же время в рамках каждой договорной конструкции формируется собственная правоприменительная практика, особенности которой обуславливаются спецификой правового регулирования отношений, связанных с осуществлением конкретных сделок. Оптимальный вариант предотвращения конфликтов — надлежащее исполнение обязательств обеими сторонами, что естественно встречается в практике не всегда. Именно поэтому существует необходимость осведомленности об особенностях исполнения обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии.
Обязанности правообладателя регламентированы в ст. 1031 ГК РФ, их перечень носит открытый характер. Прежде всего, правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию, а также иную информацию, связанную с осуществлением определенной деятельности. Сюда относится и обязанности по инструктурированию контрагента и его подчиненных по вопросам, связанным с передачей комплекса исключительных прав. Это правило императивно, следовательно, при неисполнении данного обязательства пользователь обладает вескими основаниями для одностороннего отказа от исполнения договора и взыскания с правообладателя неосновательного обогащения.
Несмотря на это, не стоит абсолютизировать роль правообладателя в части оказания содействия в предоставлении экономической и коммерческой информации, потому как договор коммерческой концессии, прежде всего, основывается на инициативе предпринимателей, заинтересованных в осуществлении выгодного экономического сотрудничества, что опосредует активность пользователя в изучении собственных локальных рынков его сферы деятельности [2].
Интересный момент в части регулирования ГК РФ вопроса о форме передачи информации, указ факта, из чего можно сделать вывод, что законодатель для предотвращения разногласий избрал форму диспозитивного урегулирования данного вопроса [3]. Очевидно, что наиболее остро данный вопрос встает при расторжении договора, когда необходимо точно знать, в каком объеме подлежит возврату пакет документов, переданных пользователю. Ведь среди подобных документов может быть, например, удостоверенный правообладателем сертификат, свидетельство, подтверждающие использование объекта исключительного права перед клиентами пользователя.
Отсутствие фактора защиты от незаконного использования различного рода конфиденциальной и иной охраняемой информации ввиду возможностей современных технических средств, наряду с отсутствием предоставления преддоговорной информации потенциальному пользователю, является существенной причиной ограничения полноценного широкого сотрудничества, а также помощи и открытости информации со стороны правообладателя.
Подводя итог анализируя такие изменения можно сделать вывод, о что нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» носят важный характер для улучшения отношений, возникающих из договора коммерческой концессии.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 23.05.2018 N 116-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5.
- Воробьев Л. Ю. Ноу-хау в договоре франчайзинга (коммерческой концессии) [Электронный ресурс] // Информационное право. 2009. № 3 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации в 2 т. Т. 1 [Электронный ресурс] / под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина — М.: Юрайт, 2011. С. 775. Доступ из Правовой справочно-информационной системы «Гарант».
- Нуралиев Б. Г. Изменение Гражданского кодекса в области коммерческой концессии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/activities/our_achievements/projects/1238/ (дата обращения 30.04.2020 г.).
- Панюкова В. В. «Уверенные шаги франчайзинга в России» // Торговое право. 2012. N 3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».