Геймификация как средство повышения интереса к обучению у учеников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суворкина, Ж. А. Геймификация как средство повышения интереса к обучению у учеников / Ж. А. Суворкина, А. С. Суворкин, А. С. Куреневский, М. Р. Дряев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 526-527. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69565/ (дата обращения: 18.01.2022).



В настоящей статье рассмотрена геймификация образовательного процесса, приведены методы по геймификации учебных занятий, проанализированы ее достоинства и недостатки в долгосрочной перспективе.

Если бы преподавателю XX в. сказали, что итоговая контрольная может вызвать у детей бурю положительных эмоций, он наверняка бы сделал недоуменное выражение лица и покрутил пальцем у виска. И был бы несомненно, прав… Однако время не стоит на месте, техники и методики обучения постепенно меняются, трансформируясь под запросы учеников.

В настоящее время более продвинутые преподаватели уже давно внедряют в практику элементы компьютерных игр, делая учебный процесс увлекательным для ребенка.

Вернемся к примеру с итоговой контрольной работой. Предположим, что группа учеников в течение семестра изучала английский язык: пробиралась сквозь «дебри» грамматики, заучивала новые лексические единицы и выводила все это в разговорную речь. Но вот уже не за горами виднеются долгожданные новогодние каникулы, и перед преподавателем встает задача проведения итоговой работы, нацеленной на проверку усвоенного материала. И здесь есть два пути:

 классический вариант — распечатать уже готовые тесты с заданиями по типу «выберите правильный вариант ответа», «раскройте скобки, поставив глагол в нужную форму» и «переведите предложения» и в течение часа смотреть на хмурые и скучающие лица учеников, тщетно пытающихся вспомнить изученные правила;

 геймифицированный вариант — потратить чуть больше времени на подготовку и провести с учениками «урок-бродилку». Итоговый тест будет реализован в форме теста, в котором основной задачей учеников будет, к примеру, помочь эльфам Санта Клауса, затерявшимся в магическом лесу, попасть на последний в этом году Полярный Экспресс до Северного полюса. В ходе квеста ученики будут бродить по классу (от локации к локации), выполнять ряд интересных заданий, в которых на самом деле замаскированы изученные темы, взаимодействовать друг с другом на изучаемом языке и получать «билетики». Для того чтобы помочь эльфам, детям необходимо набрать определенное количество данных «билетиков». Стараясь их заработать, в квест включатся даже те, кто обычно на уроке на все вопросы преподавателя отвечают односложно, а уж грамматику вообще терпеть не могут.

Геймификация в образовании — это применение игровых элементов в процессе обучения, направленное на достижение реальных целей. Контрольная работа, организованная в форме «урока-бродилки», является наглядным примером такой техники.

Геймификация присутствует в большинстве школ страны, но не все преподаватели об этом знают. Школьный год обучения представляет собой игру: в течение года ученик, отвечая на уроках и выполняя домашние задания, получает «очки». В конце года данные «очки» внимательным образом подсчитываются и анализируются, школьники «сражаются с главным боссом» (итоговой контрольной работой за текущий год) и по результатам данного «сражения» либо переходят на новый уровень игры, либо возвращаются к самому ее началу и проходят ее заново, но уже с другими игроками. [2]

Прием геймификации позволяет сделать учебный процесс действительно интересным и повысить вовлеченность всех учеников. Вместо молчаливого «отсиживания» уроков, школьники будут интерактивно взаимодействовать с учителем и друг другом за счет того, что в геймификации обязательно присутствуют нижеперечисленные элементы. [1]

 Динамика: урок представляет собой историю с продуманным сюжетом, который будет развиваться в зависимости от решений, принимаемых учениками. Ощущение причастности ко всем происходящим в истории поворотам не позволит даже самому тихому и скромному ребенку остаться в стороне.

 Мотивация: поскольку в ходе такой игры дети будут приобретать новые навыки, каждое следующее задание должно быть сложнее предыдущего. В противном случае интерес к игре будет потерян.

 Взаимодействие: ученикам необходимо постоянно получать обратную связь от своих одноклассников и преподавателя, чтобы корректировать свои действия и исправлять возникающие ошибки.

Урок, проведенный с элементами геймификации, это мечта любого школьника, нет ни сочувствующих взглядов одноклассников при ответе ученика у доски, ни монотонного рассказа Марии Ивановны. Обучение происходит в комфортной и дружелюбной атмосфере с применением столь любых элементов из компьютерных игр.

На данном этапе следует рассмотреть методы, которые можно использовать в целях геймификации учебного процесса — материализация, поощрение, соперничество. [3]

Поскольку многие люди относятся к классу «кинестетики», в процессе геймификации следует использовать как можно больше осязаемых объектов, что ускорит процесс обучения.

Кроме того, необходимо поощрять учеников. В данном случае речь идет не только за материальное поощрение, получаемое в ходе выполнения тех задач, которые требуют мастерства, но и поощрение самостоятельности со стороны учителя. Не следует стремиться все подробно и в деталях объяснять детям, поскольку важно чтобы они учились на своих ошибках и умели исправлять ошибки других учеников.

В некоторых случаях уместно использование здоровой конкуренции, для того чтобы развивать скорость и тактическое мышление в процессе борьбы со своим соперником.

Из всего вышеперечисленного следует, что геймификация — это техника, значительно улучшающая качество обучения за счет привнесения в скучные серые будни нечто увлекательного и забавного.

Однако все должно быть целесообразно. Не стоит полагать, что геймификация должна присутствовать на каждом уроке, поскольку переизбыток такого инструмента понесет за собой трудно корректируемые последствия.

Среди негативных последствий чрезмерного применение геймификации можно выделить:

 потеря способности концентрироваться на предмете, в случае если школьника никто не завлекает;

 подмена внутренней мотивации на внешнюю, в результате которой у школьника сложится ассоциация «выполнил задание = получил приз», и в случае отсутствия награды ребенок просто не будет работать;

 постоянная конкуренция между учениками может привести к конфликтам за пределами школы. [1]

Литература:

  1. Геймификация: как превратить урок в игру и не перестараться // Мел. URL: https://mel.fm/shkola/6783041-gamification (дата обращения: 01.02.2020).
  2. «Геймифицируй это»: как превратить урок в игру // iSpring. URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/gameschool (дата обращения: 01.02.2020).
  3. Никитин С. И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1159–1162. — URL https://moluch.ru/archive/113/28806/ (дата обращения: 01.02.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, ученик, задание, игра, итоговая контрольная работа, преподаватель, процесс обучения, ребенок, урок, элемент.


Похожие статьи

Современные технологии коррекционного обучения на уроках...

задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология обучения, ребенок, педагогическая технология

Игра как мотивация при обучении английскому языку. иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения...

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие, конкуренция...

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

В процессе обучения у учащихся должна создаваться определенная система знаний, должен отрабатываться определенный стиль мышления

Урокигра-соревнование. В основе такого урока может лежать как групповая работа, так и работа в парах, с элементами соревнования.

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть...

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Дифференциация обучения широко применяется нами на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные...

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально

Именно педагог научит ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в

Основная задача учителя является обучение учащихся умениям и навыкам, правилам и...

Применение дидактических игр в обучении математике

В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, уточнения, закрепления учебного материала.

Урок-игра как элемент технологии и как форма организации урока может занимать любое. Этому принципу подчиняется вся работа учителя.

Применение творческих заданий в учебном процессе

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, тип заданий, задание

Разработка учащимися творческих заданий на урок. Творческие задания — это такие

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу деятельностью [9].

Особый интерес при этом вызывает реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

– игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок

Задачи: образовательные: выявить в процессе игры качество и уровень овладения знаниями и

Дидактические игры на современном уроке химии. дидактическая игра, игра, ученик, игровая...

Похожие статьи

Современные технологии коррекционного обучения на уроках...

задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология обучения, ребенок, педагогическая технология

Игра как мотивация при обучении английскому языку. иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения...

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие, конкуренция...

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

В процессе обучения у учащихся должна создаваться определенная система знаний, должен отрабатываться определенный стиль мышления

Урокигра-соревнование. В основе такого урока может лежать как групповая работа, так и работа в парах, с элементами соревнования.

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть...

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Дифференциация обучения широко применяется нами на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные...

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально

Именно педагог научит ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в

Основная задача учителя является обучение учащихся умениям и навыкам, правилам и...

Применение дидактических игр в обучении математике

В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, уточнения, закрепления учебного материала.

Урок-игра как элемент технологии и как форма организации урока может занимать любое. Этому принципу подчиняется вся работа учителя.

Применение творческих заданий в учебном процессе

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, тип заданий, задание

Разработка учащимися творческих заданий на урок. Творческие задания — это такие

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу деятельностью [9].

Особый интерес при этом вызывает реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

– игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок

Задачи: образовательные: выявить в процессе игры качество и уровень овладения знаниями и

Дидактические игры на современном уроке химии. дидактическая игра, игра, ученик, игровая...

Задать вопрос