Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Яппарова, А. Р. Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Яппарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 536-539. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69564/ (дата обращения: 19.04.2024).



Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ № 124 «Капитошка» г. Набережные Челны. В экспериментальной работе участвовали 30 детей старшей группы. 15 детей составили экспериментальную, остальные 15 контрольную группу. Дети связаны между собой совместным участием в играх, занятиях, самостоятельной деятельности, взаимными симпатиями и антипатиями.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя следующие этапы:

– констатирующий этап;

– формирующий этап;

– контрольный этап.

Цель опытно-экспериментальной работы: выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация системы работы по повышению педагогического мастерства воспитателей в области обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в условиях социокультурной среды, проверка эффективности работы.

Цели констатирующего этапа: выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников была использована методика, разработанная Калининой Р. Р. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие сюжетно-ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволит осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 7 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение.

После обработки результатов мы выявили, что большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, организованная экспериментатором не вызвала у детей оживления и поэтому длительность её была небольшой.

Уровень игровых умений в обеих группах, мы покажем на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень сформированности игровых навыков обеих групп на констатирующем этапе эксперимента

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу: сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста нами была разработана и апробирована система работы по повышению педагогического мастерства воспитателей в данной области в условиях социокультурной среды.

Цель нашего формирующего эксперимента — проведение целенаправленной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

Задачами формирующего эксперимента являются:

1) разработка в условиях социокультурной среды системы работы, способствующей усовершенствованию педагогического мастерства воспитателей по вопросу обогащения содержания сюжетно-ролевых игр;

2) апробация разработанной системы.

Для решения данных задач мы разработали систему работы по усовершенствованию педагогического мастерства и творческого поиска воспитателей в отношении обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

Основная форма работы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр — консультации, дающие возможность индивидуального подхода к каждому воспитателю, оказания помощи в преодолении возникших у него трудностей, в переосмыслении и осознании ценностных ориентаций, профессиональных установок, стереотипов, в повышении профессионального уровня (И. Л. Паршукова и др.).

Нами были определены условия, обеспечивающие эффективность консультирования:

  1. Использование традиционных консультаций и консультаций в сочетании с различными методами и формами работы (деловая игра, дискуссия, тренинги);
  2. Построение работы на основе дифференцированного и индивидуального подхода к воспитателям, в зависимости от их интересов и педагогического мастерства;
  3. Обеспечение активной позиции педагога при организации консультирования, т. е. создание возможности для проявления творчества, участия в роли консультанта, освоения практических приемов;
  4. Ознакомление педагогов с инновационными разработками по проблеме организации сюжетно-ролевых игр для разных возрастных групп в условиях социокультурной среды.

В соответствии с намеченными нами этапами работы, была проведена консультация с педагогами на тему: «Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольника», а также разработаны методические рекомендации воспитателям по руководству играми детей «Использование сюжетно-ролевых игр в воспитании детей». Консультации и рекомендации помогли раскрыть психологические и педагогические аспекты влияния сюжетно-ролевой игры на общее развитие личности ребенка, позволили педагогам ознакомиться с этапами и условиями развития сюжетно-ролевой игры в течение всего дошкольного возраста.

Для определения эффективности проделанной нами на формирующем этапе эксперимента работы был проведен контрольный эксперимент. На данном этапе использовалась та же диагностируемая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Контрольная диагностика проводилась с детьми, как экспериментальной, так и контрольной групп.

В ходе наблюдений за игровой деятельностью было отмечено, что у детей экспериментальной группы появилась установка на придумывание новых, интересных игр. Традиционные игровые сюжеты, которые развертывались детьми ранее, стали сложнее и разнообразнее, игры стали приобретать многотемный характер, в них возникли новые сюжетные линии. Дети экспериментальной группы научились комбинировать и переплетать события и роли, которые относятся к разным сюжетам. Более часто стали отмечаться моменты чисто речевого взаимодействия, при которых детьми только проговариваются очередные события, но не обыгрываются, обозначая только дальнейшее направление сюжета. Число играющих в группах осталось прежним 3–5 человек, но инициатива участников игры возросла, дети стали меньше зависеть от одного активного ребенка-лидера. Отмечается уменьшение конфликтов в игре, умение прислушиваться к партнерам, объединять их замыслы со своими. Уровень сформированности игровых навыков в контрольной группе не изменился.

Уровень игровых умений в обеих группах, мы покажем на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень сформированности игровых навыков обеих групп на контрольном этапе эксперимента

Анализ показал, что дети экспериментальной группы вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей данной группы вызывало новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения.

Обобщая данные анализа самостоятельной игровой деятельности детей и деятельности воспитателей, мы можем сделать вывод о том, что педагогами приобретен достаточно прочный запас профессиональных и теоретических знаний, они стали более уверено и глубже анализировать свою педагогическую деятельность. Обогащение сюжетно-ролевых игр детей в группах идет успешно. Детьми стало больше времени посвящаться сюжетно-ролевым играм, число конфликтных ситуаций в процессе игр уменьшилось, количество играющих детей возросло. Используя консультации в качестве основной формы работы с коллективом по повышению квалификации, мы апробировали разнообразные приемы и методы, которые способствуют активизации педагогов, что ведет к положительному результату в овладении воспитателями теоретическими основами и грамотной организацией воспитательно-образовательного процесса, устремленного на обогащение содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2015. 207с.
  2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. М., 2018. 127с.
  3. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. 2012. № 4. С. 51–57.
  4. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. 2019. № 4. С.23–29.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, сюжетно-ролевая игра детей, ребенок, обогащение содержания, игра, контрольная группа, опытно-экспериментальная работа, социокультурная среда, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что

Планомерная работа в данном направлении дает свои результаты, сюжеты игр стали более

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных...

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5–6 лет (в каждой группе по 20 человек)

Сюжетно-ролевая игра имеет большой потенциал в их развитии у детей старшего...

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит. Стоит отметить, что игра выступает как важное средство воспитания.

Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра...»

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры

сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка...

Библиографическое описание: Крылова, Е. В. Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных

Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он...

Похожие статьи

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что

Планомерная работа в данном направлении дает свои результаты, сюжеты игр стали более

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных...

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5–6 лет (в каждой группе по 20 человек)

Сюжетно-ролевая игра имеет большой потенциал в их развитии у детей старшего...

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит. Стоит отметить, что игра выступает как важное средство воспитания.

Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра...»

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры

сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка...

Библиографическое описание: Крылова, Е. В. Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных

Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он...

Задать вопрос